"Необходимо переориентировать отношения между учителями и учениками со схемы начальник-подчиненный на индивидуальный подход к каждому ребенку", - заявил 1 сентября в школе №39, в ходе торжеств, посвященных Дню знаний, харьковский городской голова Владимир Шумилкин. По его словам, "ученики должны быть соучастниками процесса, где центральная фигура - ребенок". Учителя должны помогать находить и раскрывать таланты у детей. Главная их задача – подготовить каждого ребенка к будущей жизни, чтобы он мог воспринимать меняющуюся жизнь. "Тогда школа научит человека реализовать себя, - подчеркнул городской голова. - Учителя должны научить ребенка искать необходимые ему знания. Можем ли мы, не перегружая человека, изменить подходы к обучению, а оставшееся время перераспределить, чтобы сохранить ребенку здоровье и, желательно, укрепить его". По словам В.Шумилкина, в Харькове накоплена достаточная методическая и научная школа, а главное - активная позиция и неравнодушие к проблемам образования. Необходимость коренных изменений в системе образования, как отметил В.Шумилкин, диктуется быстрыми темпами перемен в общественной жизни. Основная их суть - смена философии взаимоотношений между всеми участниками процесса образования, а также перестройка учебных программ, которая должна быть направлена на смещение акцентов с информационного насыщения детей к обучению их навыкам получения знаний. "Мы сейчас существуем в несколько зажатой модели отношений, - сказал В.Шумилкин. - В системе образования несколько участников: родители, государство, школа, учитель, ребенок. От имени родителей заказчиком выступает государство, которое жестко управляет школой. Школа выполняет заказ государства, и в результате из школы выходят люди, подготовленные так, как диктует государственная машина. Но жизнь быстро меняется. Успевает ли государство осознавать, насколько изменились потребности жизни, и соответственно менять условия заказа, а затем всю эту цепочку изменить, чтобы она отвечала новым требованиям?"