О судьбе митрополита Изюмского и Купянского Елисея до недавних пор широкой общественности не было ничего известно. Но несколько дней назад на сайте Валуйской епархии РПЦ появилась информация о том, что в 14 сентября он посетил 11-ю православную выставку. Эта новость была проиллюстрирована соответствующим фото. Таким образом, можно говорить о том, что митрополит Елисей (в миру - Олег Александрович Иванов 1973 года рождения) - сбежал в Россию.

Это бегство было вполне ожидаемым. Ранее он открыто заявлял, что не будет выполнять решения собора УПЦ, осудившего агрессию РФ. В июне Елисей заявил:

«То решение, которое было принято в Киеве 27 мая, где состоялся поместный собор, я не поддержал. Я не хочу нарушать вековое единство с патриархом Московским и всея Руси и как правящий архиерей Изюмской епархии принял решение… мы остаемся в уставе, который действовал до 27 мая. Мы поминаем патриарха (Кирилла – ред.) и молимся о нем»

Более того, он принимал активное участие в политической и общественной жизни оккупированных территорий, присутствуя не публичных мероприятиях. Законами Украины его действия квалифицируются как коллаборационизм. Очевидно, пытаясь уйти от уголовного преследования, он и бросил свою паству.

Судьба отдельно взятого клирика УПЦ была бы малоинтересна, если бы его действия не означали удара по всей Украинской православной церкви, которая, напомним, осудила российскую агрессию, а митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил всех на защиту Родины. 

Украинская православная церковь, и до того имеющая все признаки автокефалии, окончательно разорвала свои отношения с РПЦ. Многие храмы УПЦ во всей Украине стали своего рода «гуманитарными хабами», оказывая помощь прихожанам и просто нуждающимся. А в Харькове, который подвергался и подвергается особенно массированным обстрелам, так называемые «нижние храмы» или подвалы церквей используются как бомбоубежища. Кроме того, за последние полгода никуда не исчезло противостояние УПЦ и ПЦУ, провозглашенной в декабре 2018 года в Киеве, чья каноничность была подкреплена томосом Константинопольского патриархата.

На этом фоне действия Елисея наносят существенный удар по УПЦ. При этом сама Украинская православная церковь официально не давала никаких оценок его деятельности. Это можно объяснить как традиционной информационной медлительностью церковного аппарата, так и сознательным выбором с целью замолчать проблему поведения митроолита на оккупированных территориях.

Как бы там ни было, УПЦ, видимо, придется высказать свою позицию по ситуации, потому что молчание в данном случае не идет на пользу ни Церкви, ни оставшимся на освобожденных территориях священникам, ни пастве. Это тем более важно, что вместе с восстановлением мирной жизни на освобожденных от оккупации территориях необходимо восстанавливать жизнь церковную, а для этого позиция УПЦ в отношении клириков-колаборантов должна быть очерчена четко и недвусмысленно.