Жители села Циркуны в Харьковской области выступают против того, чтобы их населенный пункт исключили из программы восстановления "Лучше, чем было".

Циркуны – большое село, которое находится на северо-востоке от Харькова за окружной дорогой. До войны здесь проживали 6,3 тыс. человек. В начале полномасштабного вторжения РФ село было оккупировано. ВСУ освободили Циркуны в мае 2022 года. С тех пор оно подвергается обстрелам, что привело к значительным разрушениям. 

В апреле 2023 года село включили в государственную программу восстановления "Лучше, чем было". Эта программа предполагает не ремонт отдельных зданий, а полную комплексную перестройку населенных пунктов. 

В проект, помимо Циркунов, вошли всего несколько населенных пунктов:

  • Бородянка и Мощун (Киевская область);
  • Тростянец (Сумская область);
  • Посад-Покровское (Херсонская область);
  • Ягодное (Черниговская область).

В первой половине мая Циркуны посетил премьер-министр Денис Шмыгаль. Глава правительства дал задание Мининфраструктуры и Агентству по восстановлению разработать пошаговые планы восстановления. Прежде всего, в Циркунах обещали восстановить ЦНАП, учреждения медицины и образования.

Но в начале июня глава Харьковской областной военной администрации Олег Синегубов заявил, Циркуны могут исключить из программы восстановления. Причина - обстрелы села российскими войками:

В мае 2023-го по Циркунам наносили ракетные удары. 18 мая по селу дважды били ракетами. Тогда было поврждено 13 частных жилых домов, два из них - разрушены. 21 мая в результате удара по Циркунам был ранен местный житель. 25 мая РФ нанесла по Циркунам удар ракетами С-300. Уже после заявления губернатора село обстреляли из РСЗО “Ураган”. Было повреждено несколько частных жилых домов. Это произошло 11 июня.

Тем не менее, жители Циркунов выступают против того, чтобы село исключили из программы восстановления. Об этом говорится в сюжете ТСН. Руководитель Циркуновской военной администрации Николай Сикаленко рассказал, что заявление губернатора “вызвало шок” в селе. По его информации, замедлилось разминирование села, которое должны были провести до начала восстановления.

Местные жители пока сами ремонтируют свои дома. Глава военной администрации обещает силами громады отремонтировать лицей, где во время оккупации находился штаб российских войск.

Тем, у кого были разрушены дома, предлагают поселиться во временном жилье. В селе создан городок из шести модульных домов. Селяне не желают в них жить  они хотят,  чтобы временное жилье устанавливали у них во дворах. Однако это противоречит требованиям европейских благотворителей, которые предоставили модули. По их мнению, временное жилье должно устанавливаться компактно на ограниченной территории. Несмотря на то, что жители села подали 40 заявлений на предоставление временного жилья, городок из модульных домиков пустует.