- Александр Сергеевич, какие основные перемены происходят в организации работы муниципалитета? Речь идет о новой системе управления?
- Я бы не сказал, что эта система управления привнесена извне и представляет собой совершенно что-то новое. Это, скорее, усовершенствованная старая система управления. Она внедряется новым мэром постепенно. Одна из целей этих перемен - устранение громоздких процедур оформления документов, решения задач, в которых принимают участие чиновники горисполкома. Некоторые участники этого процесса нередко требуют излишнее количество документов. К примеру, вот последний случай, который стал предметом серьезного разговора. Есть итоговая справка, которую выдает Городское бюро технической инвентаризации (БТИ). Чтобы ее получить, необходимо оформить большое количество других справок и документов, на основании которых и выдается итоговая. В нашем управлении социально-экономического развития после предоставления человеком справки БТИ требовали предоставить те же справки, которые он уже оформил и на основании которых БТИ выдавало документ. Зачем? Итоговая справка говорит о том, что человек прошел многие инстанции, все ступени согласования.
Большие проблемы обнаружены в работе с документами в управлении земельных ресурсов. К несовершенству земельного законодательства добавилось и недобросовестное отношение некоторых чиновников. В результате большое количество харьковчан за последние годы осталось неудовлетворенным работой горисполкома. Огромное количество документов накопилось и лежит "мертвым грузом", так как мы не можем их рассмотреть в определенно короткое время. И мы сейчас несем ответственность перед городом за то, что многие решения по землеотводу под строительство не были рассмотрены вовремя, а отложены на осень. А это значит, что планы харьковчан по строительству объектов отложены на год, поскольку в нашей климатической зоне строительные работы можно выполнять практически только летом.
Сейчас существует 892 процедуры, в которых участвует горисполком. И каждую из них мы сейчас должны проанализировать с точки зрения целесообразности документооборота. Когда передо мной была поставлена такая задача, и я все это увидел, поначалу даже не знал, как подступиться к решению этих проблем. Мэр требовал от меня скорейшего решения этих проблем. Начал разбираться и понял, что исправлять ситуацию придется долго. В первую очередь это связано с тем, что на страже "своего согласования" стоят опытные чиновники, и каждый из них просто так право подписи не отдает. Каждый пытается доказать, что без его подписи никак нельзя обойтись. То есть идет противостояние. Это сложный процесс. Мы сейчас в этой борьбе. Я как человек военный знаю, что война не всегда приносит удачу с первого боя. Все зависит не столько от силы, сколько от стратегии. Конечно, хотелось бы быстрее навести порядок. Но ничего не поделаешь, придется постепенно. Дорогу осилит идущий.

- У Вашего предшественника на этой должности не было полномочий заместителя городского головы. Что дают такие полномочия управляющему делами исполкома?
- То, что прежде управляющий делами горисполкома не обладал функциями заместителя, вряд ли было на пользу делу. Во многих городах Украины управляющий делами является замом. Когда у нас решали этот вопрос (предоставления управляющему делами горисполкома полномочий зама - "SQ"), исходили из того, что в этой должности будут сочетаться две функции: во-первых, обеспечение четкой, бесперебойной работы аппарата исполнительных органов городского совета, во-вторых, принятие им в той или иной мере политических решений (то ли на согласительных комиссиях, то ли в экстренных ситуациях). Не обладая полномочиями заместителя мэра, сложно эти функции выполнять: непонятно, где какие функции начинаются и где заканчиваются. Если учесть, что управляющий делами всегда являлся членом исполкома, то получается, что ответственность большая, а функций никаких. Примерно так, насколько я понимаю, рассуждал мэр, принимая решение о предоставлении управляющему делами горисполкома полномочий своего заместителя.

- К управляющему делами стекается вся оперативная информация о ситуации в городе: о состоянии городского хозяйства, криминальной обстановке, политической ситуации. Как Вы оцениваете сегодняшнюю обстановку в Харькове? От новой команды ожидается решение этих проблем?
- Основная часть проблем харьковчан связана с подачей горячей и холодной воды, тепла, авариями в сетях. Они возникают ежедневно. Состояние инженерных сетей города таково, что аварийные ситуации неизбежны. Это, безусловно, нештатные ситуации, которые приходится решать в авральном порядке. Но они, к сожалению, стали регулярными, поскольку срок работы всех коммуникаций давно истек, и мы сейчас "доедаем" свои основные средства. В бюджете запланировано мало средств на реконструкцию сетей. Что касается криминала, Бог миловал, у нас не напряженная криминальная обстановка. Количество краж, угонов, информация о которых поступает ежедневно на пульт к дежурному городского управления УВД, приблизительно на одном и том же уровне. Как и раньше, если этот баланс нарушается, или происходят какие-то серьезные вещи, убийства, они привлекают большое внимание горисполкома, органов внутренних дел, и мы все вместе пытаемся быстро и эффективно реагировать и сразу погашать эти криминальные поползновения. В политическом отношении у нас тоже пока нормальная ситуация. Есть отдельные моменты противостояния между различными политическими объединениями с противоположными идеологическими позициями. Нам приходится балансировать между ними, чтобы сдерживать эмоции. Не все приветствуют какие-то ограничения со стороны исполкома горсовета, согласительной комиссии. Но мы пытаемся убедить все стороны в целесообразности тех или иных мер.

- От новой команды мэра ожидается нетрадиционное решение накопившихся рутинных проблем Харькова, о чем, впрочем, сам мэр и заявил. Приоткройте секреты управленческих нетрадиционных рецептов.
- Если говорить о проблемах городского хозяйства, пополнения городского бюджета, да и многих других, можно увидеть, что все они уходят корнями в проблемы экономические. От решения экономических проблем зависит и все остальное. Далее существует два пути. Первый - традиционный, стандартный - повысить налоговое бремя, и таким образом как бы увеличить поступления в бюджет. И второй, нетрадиционный - уменьшить налоговое бремя, делая привлекательным занятие бизнесом для той части населения, которая до сих пор не занималась предпринимательством в связи с тем, что не могла осилить большой груз налогов. Мы идем по второму пути: сделать занятие бизнесом более доступным как можно большему количеству горожан. И не только в части денежных сборов. В первую очередь, в решении организационных проблем, в упрощении процедур оформления документов. Мы хотим, чтобы каждый чиновник выполнял функцию помощника предпринимателя, а не вырастал препятствием на пути любого дела.

- Вы - одно из главных действующих лиц формирующейся команды мэра Харькова. У вас действительно единая команда? Вы - единомышленники?
- Команду формирует мэр, и ему решать, насколько она хороша. Но, по моим ощущениям, с каждым шагом, с каждым днем, мы все ближе и ближе друг к другу, все больше друг друга понимаем, становимся по-настоящему единой командой. Я благодарен судьбе за то, что попал в эту команду. Мне здесь интересно и не одиноко.

- Со стороны складывается впечатление, что Вы - правая рука мэра. Вы давно с ним знакомы?
- С Владимиром Андреевичем мы знакомы 26 лет. В 1977 г. я стал его заместителем. Тогда он был секретарем комсомольской организации военного училища. Потом, когда он стал секретарем партийной организации, я тоже был его заместителем. Потом я надолго уехал из Харькова, а когда вернулся в 1994 г., у меня была жизненная ситуация не из легких, и он одним из первых протянул мне руку помощи. У нас с ним всегда было нормальное чувство локтя, товарищества. Теперь, по иронии судьбы, я опять у него в замах. Кстати, по военному званию он тоже на чин выше меня: он - полковник, а я подполковник запаса.

- Говорят, что именно Вы возглавляли предвыборный штаб Шумилкина. К предвыборной кампании "За единую Украину" Вы тоже имели отношение? И какой опыт извлекли из предвыборных баталий?
- Да, я возглавлял предвыборный штаб Владимира Андреевича и работал исключительно с этой целью. Что касается моей партийности, то тут удалось сохранить партийную "непорочность": ни в НДП, ни в другую постсоветскую партию я не вступал. Опыт же предвыборной кампании - неоценим. Я узнал, чего можно ожидать от политических партий, их лидеров, политических союзников, какая партия является фантомом (на словах декларирует свои взгляды, а печать предоставляют для регистрации кого-то), а какая партия действительно является силой в регионе. Это большой опыт. Это не та ситуация, когда цель - ничто, движение - все. Тут наоборот, цель - все, движение - ничто. Насколько предвыборная кампания была успешна, судить харьковчанам. Они решат, насколько правильно поступили, избрав Шумилкина мэром. На мой взгляд, был сделан правильный выбор, и это уже заметно. Это можно увидеть по благоустройству города. К сожалению, так получилось, что мне некогда было проанализировать ошибки, упущения, наработки прошедшей предвыборной кампании, зафиксировать все маленькие и большие победы. Наверное, больше нужно было встречаться с людьми. У нас был жесткий график предвыборной кампании. Мы часто выезжали на окраины города, которые незаслуженно забыты. В тот же Жихарь, Залютино, Даниловку. Им надо было уделить больше внимания. Туда редко доходят отголоски политических событий. Для их жителей важно, есть ли у них свет, газ, вода, тепло. Но у нас еще есть время. Думаю, исправимся.

- Говоря о мерах по благоустройству, Вы имеете в виду реконструкцию фасада здания мэрии? Это будет "белый дом"?
- Кстати, мы не имеем никакого отношения к реконструкции фасада. Средства на эти цели были запланированы в бюджете, который утверждался предыдущим созывом депутатского корпуса, был проведен тендер. Единственное, что мы решили, раз уж приступили к этим работам, - доделать их. Рекомендации по цветовой гамме давал главный архитектор Харьковской области Юрий Шкодовский, который приезжал на объект. Проект реконструкции утверждался на градостроительном совете. По-моему, белый цвет смотрится неплохо, мне нравится. Не вижу здесь никакой политики - только эстетика. Будем стараться, чтобы весь город стал привлекательным, и все здания были капитально отремонтированы.

- Во время выборов Владимир Шумилкин шел под флагом "За Единую Украину", он ушел с должности заместителя губернатора, и прослеживалась как бы единая с областным руководством позиция практически по всем направлениям. Похоже, что сейчас наметились кое-какие расхождения во взглядах. Это политические разногласия, или они лежат в прагматичной плоскости?
- Насколько мне известно, никаких расхождений во взглядах нет. Есть согласованность во всех проблемах - подготовке города к зиме, обеспечении теплоснабжения и электроснабжения домов харьковчан. Все это мы понимаем одинаково. У областного руководства есть не только Харьков. Правда, многие проблемы города можно решить только на государственном уровне. Те же неплатежи за коммунальные услуги... Мы проанализировали ситуацию. Есть резерв в использовании права граждан на получение субсидий. Можно развивать это на местном уровне. Для того, чтобы люди вовремя оформляли субсидии, необходимо проводить пропагандистскую работу. Конечно, когда речь идет о доме, на котором 42 спутниковые антенны, а платят за коммунальные услуги 50% жильцов, то все проблемы оказываются психологическими. Перед нами не стоит задача - нагрузить того, кто не может платить. Стоит задача - заставить платить того, кто может платить, а остальным помочь решить проблемы за счет государства, или, возможно, частично за счет города. В Цинциннати (США) 5% потребителей также не платят за холодную воду. Но если бы у них не было государственного нажима, с применением отключений, пени, штрафов, судебных исков, то неплательщиков было бы больше. Пропаганда нужна, но, думаю, мало написать - "платите за воду", с потребителями нужно работать постоянно, причем искать реальные, действенные методы.

- Вы часто меняли место работы? Нынешняя перемена места связана с тем, что Вы - хороший специалист в управленческой работе?
- За все мои 43 года - это 4-е место работы. Я не люблю менять работу, но жизнь сложилась так, что в моей профессиональной деятельности были резкие перемены. Мне приходилось все начинать с начала. Во время службы в армии я делал карьеру, и получалось неплохо. У меня есть государственные награды. Я был председателем Совета офицеров дивизии. Как отличник боевой подготовки принимал участие в работе знаменитого Всеармейского съезда офицеров, где министр обороны СССР Шапошников выступал с обращением к офицерам, пытаясь не допустить распад вооруженных сил. В армии у меня была головокружительная карьера. В 28 лет я, в звании майора, стал заместителем командира полка, да еще какого!.. Моя карьера начиналась классически. В 1976 г. с красным дипломом окончил Харьковское высшее военное командное училище им. маршала Советского Союза Н.Крылова по специальности инженер по эксплуатации летательных аппаратов и ракетно-космической техники. Попал в элитную дивизию ракетных войск стратегического назначения, которая располагалась в Красноярском крае (г.Ужур). По количеству новой современной техники это была самая мощная во времена холодной войны дивизия. Прибыл туда лейтенантом, назначили инженером группы, затем прошел все ступеньки военной службы: старший инженер, начальник отделения, заместитель командира группы, командир группы. 29 декабря 1987 г. меня назначили заместителем командира полка. На этой должности я прослужил 5 лет. Потом страна начала распадаться. Решил не отделяться от моей родины, места, где я родился. Начал писать рапорты о переводе в вооруженные силы Украины. В конце концов в 1992 г. меня откомандировали: с должности подполковника на капитанскую. Пришлось начинать заново карьеру украинского военного. С 1993 по 1996 год работал в родном училище им. Крылова. В октябре 1996 г. уволился из вооруженных сил в связи с выходом на пенсию. Сделал карьеру там, потом повторил ее здесь. Третий раз начал карьеру с нуля - на сей раз ушел в бизнес. Сначала был директором одного из коммерческих предприятий, возглавлял частную агропромышленную фирму "Маис". Через год сам организовал частное коммерческое предприятие "Сергей", стал его учредителем и директором. Считаю, что мне удалось самореализоваться как бизнесмену. Теперь уже меня карьерные проблемы не волнуют. Просто так складываются обстоятельства.

- Откуда же потребность в Вас как в специалисте по предвыборным технологиям? Это - хобби?
- Вся моя предыдущая деятельность так или иначе была связана с организационными проблемами, решения которых требовали поставленные задачи. Для участия в предвыборной кампании меня впервые пригласили перед последними президентскими выборами в 1998 г. Это был мой первый опыт. Теперь вот еще провел кампанию мэра. Все предвыборные кампании, в которых я участвовал, мы выиграли. Это неплохой показатель. Значит, кое-что у меня получается. А если говорить о хобби, то мне больше нравится заниматься спортом. Кстати, я играю в сборной команде силовых структур Харькова по мини-футболу, которая в 2000 г. стала вице-чемпионом на международном турнире в Голландии, а в 2001 г. также заняла второе место на соревнованиях в Италии. Мы обошли почти все команды силовых структур из 40 стран Европы.

- Расскажите о себе, как сформировались ваши организаторские способности? Это врожденное качество?
- Я родом из Люботина Харьковской области (родился 6 января 1959 г.). Кстати, живу там и сейчас. У тещи. Родина отблагодарила меня за службу своеобразно. Я из той плеяды безквартирных офицеров, которые служили во времена, когда уже завершилось получение квартир. Стоял на очереди, в 2000 г. получил служебное жилье до подхода очереди - 1-комнатную квартиру. Там сейчас живет мой старший сын, он уже взрослый, учится на 4-м курсе Харьковского университета радиоэлектроники. А мы с супругой и младшим сыном живем у тещи. Младший - учится в 9-м классе, в люботинской школе. Отец мой, Сергей Константинович, 37 лет проработал на заводе им. Малышева бригадиром электриков. В 1990 г., он, к сожалению, умер. Мама всю жизнь проработала на швейной фабрике им.Тинякова. На мне военная династия началась, на мне она и закончилась. Супруга Светлана с курсантских лет рядом - женился на 5-м курсе, она уехала со мной в Красноярск, там родились сыновья. Она - моя опора в этой жизни. Даже сейчас, когда я как госслужащий не могу работать в коммерческой фирме, она взяла на себя руководство фирмой "Сергей".

- В большинстве случаев люди не справляются с навалившейся на них властью, даже самой незначительной. По некоторым наблюдениям, на Вас городская власть не оказала никакого влияния. Как Вам удается справляться с "медными трубами"?
- Чего-чего, а власти за всю мою жизнь у меня было очень много. Больше власти, чем в армии, а тем более, у командира полка, наверное, нет. Это власть полная. Она в определенное время начала меня тяготить. Не так власть, как сопряженная с ней ответственность. У нас было самое мощное оружие, самые квалифицированные офицеры, умные, грамотные специалисты. Нужно было соответствовать этому уровню, быть примером. Приходилось выполнять серьезные боевые задачи. 27 июля 1987 г. мне выпало проводить учебно-боевой пуск ракеты, которая стартовала и поразила цель в намеченном районе. Такой пуск бывает раз в 10 лет. После успешного выполнения этого задания, ко мне было проявлено пристальное внимание со стороны высшего командного состава страны. Звонили из минобороны, предлагали помощь в решении любых бытовых вопросов. Тогда я получил опыт общения с людьми любого уровня власти. После службы в армии, пройдя эту школу, честно говоря, ничего нового ни на какой работе для себя я