STATUS QUO

Памятники с ошибками. Харьковский и мировой опыт

Недавно в Харькове был установлен памятник знаменитой актрисе Людмиле Гурченко, в котором наиболее наблюдательные харьковчане рассмотрели "опечатки". На памятной табличке, содержащей список лиц, которые содействовали водружению монумента, были допущены ошибки в слове "скульптурной" (мягкий знак размещен после буквы "п") и фамилии Скоробагач (искаженная версия - СкоробОгач).

В мире существует немало примеров памятников с разнообразными ошибками и неточностями.

Памятник Эдгару По и "народный мститель"

Yes

Случай, практически идентичный харьковскому, произошел в американском Балтиморе, где в 1921 году был установлен памятник знаменитому писателю Эдгару По. Памятник украсили строками из стихотворения "Ворон", которое считают визитной карточкой писателя. Но – незадача: авторы памятника допустили орфографические ошибки.

Один из жителей Балтимора Эдмон Фонтен, тоже немного поэт, засыпал инстанции письмами с требованиями исправить надпись. Ничего не добившись в течение нескольких лет, в 1930  году жалобщик взял долото и отправился исправлять неточности в надписи, за что попал за решетку. Впрочем, его вскоре отпустили с предупреждением.

Ошибки исправили более полувека спустя, в 1980-х.

Памятник Бейбу Руту, который был левшой

Yes

Ошибку смогут оценить только настоящие поклонники бейсбола, каковыми в Штатах, например, является практически каждый. В уже упомянутом Балтиморе в 1995 году установили памятник знаменитому бейсболисту Бейбу Руту (1895-1968 гг). В правой руке у Рута - специальная игровая перчатка, соответственно, правая. Но Бейб Рут был левшой, а следовательно, и перчатка должна быть левой.

Мемориал Рузвельта и Caps Lock

Yes

Даже памятник такой выдающейся личности, как Франклин Делано Рузвельт, не остался без порции критических замечаний. На памятнике, установленном в 1997 году, размещено одно из изречений Рузвельта. К грамотности претензий нет. Но некоторых эстетов шокировал "капс лок".

Памятник Калашникову и неправильный автомат

Yes

В установленном в Москве памятнику конструктору автоматического оружия Михаилу Калашникову тонко чувствующие нюансы специалисты рассмотрели немецкий автомат StG 44 (в узких кругах распространена легенда о том, что именно с него Калашников скопировал образцы свое оружия).

Yes

Памятник метеориту в Челябинске. Немного промахнулись

Yes

На памятнике метеориту, упавшему в районе Челябинска 15 февраля 2013 года, указали неверные координаты падения небесного тела. Но эта ошибка вообще, что называется, не видна невооруженным глазом.

Мемориал Мартина Лютера Кинга. Он такого не говорил

Yes

Иногда потомки пытаются трансформировать в соответствии с собственными взглядами или потребностями высказывания знаменитых предшественников. Архитектор Джексон-младший украсил памятник Кингу в Вашингтоне надписью: "Я был барабанщиком для справедливости, мира и праведности". Местные кинговеды сразу же заявили протест. Кинг образно называл себя барабанщиком, однако фраза была значительно длиннее: "Да, если вы хотите сказать, что я был барабанщиком, скажите, что я был барабанщиком для справедливости. Скажите, что я был барабанщиком мира. Я был барабанщиком для праведности. Все другие мелкие вещи не будут иметь значения".

Памятник Джорджу Вашингтону полтора века простоял с ошибкой

Yes

Памятник Джорджу Вашингтону в Маунт-Верноне, построенный в 1815 - 1829 годах, более полутора веков содержал историческую ошибку. Дата инаугурации первого американского президента была указана неверно: 4 марта 1789 года вместо 30 апреля. Ошибку заметил один из местных краеведов и сигнализировал властям. В 1985 году неточность была устранена.

Памятник Шевченко в Харькове. Крестьянин с гаечным ключом

Yes

И снова вернемся в Харьков. Одно из самых великих творений в истории монументального искусства – памятник Тарасу Шевченко – тоже вызывает легкое недоумение у некоторых созерцателей. Участник массовки - крестьянин – в левой руке держит сноп, а в правой – предмет, чрезвычайно похожий на разводной гаечный ключ, что несколько противоречит логике проведения полевых работ. Да и сам ключ имеет вид, скорее современный автору: подобный инструмент времен Шевченко выглядел немного по-другому.

Возможно, таким художественным приемом авторы хотели продемонстрировать процесс пролетаризации трудового крестьянства, что было актуальным в эпоху создания монумента. Впрочем, истинный смысл авторского прочтения навсегда останется загадкой.   

comments powered by Disqus