-- Анатолий Леонидович, по Вашему мнению, насколько изменились принципы управления областной экономикой за последние годы?
- За последнее десятилетие в Украине произошел переход от системы централизованного государственного планирования и административного руководства к рыночным механизмам, требующим принципиально новых подходов к управлению экономикой. Важность этих изменений отразилась и в структуре областной администрации. Впервые за годы ее работы введена новая должность - заместителя губернатора по экономическим вопросам. Укрепляются структуры администрации, работа которых направлена на развитие приоритетных секторов экономики или таких видов деятельности, как малый и средний бизнес, привлечение инвестиций (создан инвестиционный совет при администрации), расширение рынков сбыта продукции харьковских предприятий, управление внешнеэкономических связей выделено в самостоятельное управление.
Особенность новых принципов управления базируется на том, что их состав и степень воздействия напрямую зависит от формы собственности участников рынка. Поэтому крайне важно обеспечить умелое использование методов государственного регулирования и прямого управления. Мы понимаем, что проблема эффективности региональной управленческой системы в значительной мере зависит от результатов управления государственной и коммунальной собственностью, а также от качества взаимодействия с центральными органами власти в отношении управления государственной собственностью, включая корпоративную.
Губернатор определил четкую систему работы аппарата, которая включает систематические выезды в районы области, работу с райгосадминистрациями, проведение коллегий отраслевых управлений, регулярные встречи с представителями деловых и научных кругов.

- Как бы вы охарактеризовали основные структурные изменения в областной экономике, системе управления ею и прогнозировании экономического развития области?
- Структура экономики области за последние десять лет существенно изменилась. Эти изменения вызваны реформированием экономики государства в целом: возникли новые для нас секторы экономики, такие, как малый бизнес, о котором сейчас уже можно говорить как о реально сформированном и очень перспективном направлении. На сегодняшний день в области действуют более 15 тыс. малых предприятий, в которых работают 125 тыс. человек. Зарегистрированы 89 тыс. частных предпринимателей, работают около 1300 фермерских хозяйств. Объемы продукции, произведенной малыми предприятиями, составляют почти 1,6 млрд. грн., или десятую часть общего объема производства в области. Это достаточно много, поскольку Харьковская область - крупный промышленный центр, который производит соответствующую продукцию, что не всегда по силам малому и среднему бизнесу. Промышленная продукция составляет треть продукции, произведенной малыми предприятиями области.
Хотел бы отметить, что по показателям развития малого и среднего бизнеса мы являемся одними из лидеров в стране и безоговорочным лидером на Востоке Украины. Я считаю, что, в принципе, нам удалось наладить системную работу в этом направлении и получить ее первые результаты.
К сожалению, изменения в экономике происходили не всегда осознанно и управляемо. Особенно это коснулось структуры промышленности. Если в 1990 г. больше половины (54,1%) всего промышленного производства припадало на машиностроение, то затем его доля снизилась больше, чем в два раза, и составляет в I полугодии 2002 г. 25,1%. В то же время в пищевой промышленности мы наблюдаем обратную картину: в 1990 г. - 15,4%, в I полугодии 2002 г. - 29,0%. То же самое в электроэнергетике (в 1990 г. - 3,4%, в I полугодии 2002 г. -11,4%) и топливной промышленности (1990 г.-1,1%, в I полугодии 2002 г.-7,8%).
Практически утратила свою значимость для промышленного комплекса области такая отрасль, как легкая промышленность. Если в 1991 г. ее доля составляла 13,6%, то в этом году - всего лишь 0,6%. Основные причины - неконкурентоспособность и слишком высокая из-за устаревших основных фондов цена продукции. Нужны новые технологии и подходы, а легкая промышленность не сумела перестроиться в рыночных условиях. И конечно же виноваты руководители, которые не смогли научиться работать в этих условиях.
В последние годы управление экономикой области осуществлялось на основе краткосрочных планов. Это не позволяло масштабно представить перспективы развития. Использование стратегического планирования расширяет наши возможности в выборе приоритетов развития и способах их реализации.
Губернатор области Евгений Кушнарев, понимая необходимость использования новых подходов, 25 мая 2001 г. провел встречу с ведущими экономистами области. В результате серьезного обсуждения было решено разработать концептуальные основы стратегии развития Харьковской области. Этот документ в ноябре прошлого года был обсужден и поддержан участниками международной научно-практической конференции. Это позволило продолжить работу в полном объеме. На основании распоряжения главы администрации созданы рабочая и экспертная группы, заключен договор на выполнение работ по подготовке стратегии развития региона.
Мы стремимся также использовать возможности стратегического планирования в малых городах. Речь идет о Богодухове, Изюме, Мерефе и Чугуеве. Уже завершена работа по подготовке стратегических планов развития, они рассмотрены на сессиях городских советов. Очень важно, что в исполнительных комитетах этих городов созданы отделы экономического развития, подготовлены специалисты. Думаю, можно говорить о становлении новой функции управления.

- Какие прогнозы развития экономики области на ближайший период Вы можете сделать?
- Главная задача, которая поставлена, - увеличение реальных доходов людей, повышение уровня их жизни за счет роста экономических показателей, достигнутого за последние годы. В 2003 г. планируется повысить уровень доходов населения (в расчете на одного человека) на 19% (в сравнении с 2002 г.), увеличить среднемесячную заработную плату работникам сферы экономической деятельности на 18% и довести ее до 440 грн. (при прожиточном минимуме 365 грн.). Планируется создать 35 тыс. новых рабочих мест (на 16% больше, чем в 2002 г.), в том числе 4,5 тыс. мест - в результате реализации инвестиционных проектов и 18,7 тыс. мест - за счет малого предпринимательства.
Что касается прогнозов развития промышленности области на ближайший период, то на 2002 г. мы поставили задачу добиться темпов роста объемов производства на 8 % по отношению к показателям предыдущего года. В 2003 г. необходимо сохранить темпы, обеспечив тем самым прирост производства к 2002 г. не ниже 8%. Добиться прироста объемов производства и финансового оздоровления предприятий необходимо за счет наращивания производства высокотехнологической, наукоемкой продукции на основе активизации инновационных и инвестиционных процессов, использования преимуществ спецрежима инвестиционной деятельности на территории Харькова. Достичь этого можно при условии создания высокоэффективного, конкурентоспособного, социально ориентированного промышленного комплекса, благоприятного для научно-технического прогресса. Прежде всего необходима структурная перестройка главных составляющих машиностроения (тракторного и сельскохозяйственного, энергетического и электротехнического, самолетостроения, приборостроения, производства средств связи и т.д.), а также развитие отраслей с наиболее быстрым оборотом капитала (пищевая, легкая промышленность и др.). Приоритетное развитие газодобывающей промышленности позволит улучшить обеспечение области собственным газом, и тем самым уменьшить зависимость региона и Украины в целом от импорта энергоресурсов. Необходимо углубить конверсию оборонно-промышленного комплекса, более эффективно использовать его научный, производственный, технический и технологический потенциал. Нужно развивать производство оборудования для пищевой, легкой, фармацевтической промышленности. За счет повышения социальной ориентации промышленности региона можно решить целый комплекс социально-экономических задач, связанных с ростом уровня жизни населения.
Для обеспечения качественной перестройки промышленного комплекса необходим переход к инновационному типу развития, уменьшение ресурсоемкости производства с ориентированием на экономное и эффективное использование ресурсов, создание и наращивание конкурентных преимуществ промышленности области в рамках межрегиональной и межгосударственной специализации.
Организационное реформирование промышленного комплекса должно быть направлено на повышение внутренней сбалансированности развития отраслей, ликвидацию экономически неэффективных предприятий и экологически вредных производств, организационное преобразование предприятий (диверсификация, слияние, реструктуризация) с целью повышения эффективности, конкурентоспособности и мобильности производства, а также достижение рациональной, эффективной и социально обоснованной структуры занятости.

- А что планируется предпринять для возрождения одной из наиболее "проблемных" отраслей - машиностроения?
- В тракторном и сельскохозяйственном машиностроении предусматривается наращивание производства тракторов (ОАО "ХТЗ"), в том числе за счет лизинговых и компенсационных схем. Планируется активизировать экспорт, прежде всего в страны СНГ (Россию, Казахстан, Узбекистан). Другими задачами являются улучшение качества двигателей производства ОАО "ХЗТД" и комплектация ими тракторов производства "ХТЗ", работа над созданием совместного с ОАО "Автодизель" (г.Ярославль, Россия) производства на "ХЗТД" и других предприятиях области двигателей для сельхозтехники, производство на ГП "Завод им. Малышева" зерноуборочных комбайнов "Обрий" и кормоуборочных комплексов (типа "Кроне") под заказ. Планируется развернуть производство техники для обработки грунта (ОАО "ЛКМЗ", Змиевской машзавод). ОАО "Серп и Молот", ОАО "ХЗТД", ОАО "ХЗТСШ" и ряд других предприятий будут реструктуризированы.
В оборонно-промышленном комплексе планируется расширить производство систем управления различными технологическими процессами, увеличить производство средств связи, приборов учета электроэнергии, тепла, воды (завод им. Шевченко, ГП "Завод электроаппаратуры", ПО "Коммунар"), оборудования для нужд железной дороги (завод им. Малышева, ГП "ХЭМЗ", и др.) и нефтегазового комплекса (завод им. Малышева и др.). Для компании "Укртранслизинг" (по заказу "Укрзалiзницi") запланировано производство самолетов многоцелевого назначения серии АН-74ТК300, АН-140. Ожидается расширение и освоение производства товаров сложнобытовой техники, в том числе телевизоров цветного изображения нового поколения (ПО "Коммунар"), электробритв с аккумулятором (ГП "Завод электроаппаратуры), а также расширение производства оптической продукции (бинокли, прицелы).
В плане развития станкостроительной и инструментальной промышленности будет проведена технологическая модернизация производства ОАО "ХарПодшипник" с участием ОАО "Харверст" ("Харьковский станкостроительный завод"), модернизация и увеличение производства велосипедов на ОАО "Велозавод".
Среди планов, касающихся энергетического и электротехнического машиностроения, - участие ОАО "Турбоатом" и ГП "Электротяжмаш" в модернизации и строительстве объектов энергетического комплекса Украины, в частности, Днестровской гидроаккумулирующей станции, производство на ГП "Электротяжмаш" турбогенераторов мощностью 1 млн. МВт для Запорожской и Ровенской АЭС, расширение номенклатуры производства кабельно-проводниковой продукции ОАО "Южкабель" путем внедрения инвестиционного проекта.

- Каковы планы и задачи по развитию сельского хозяйства области?
- Продолжится работа по реформированию земельных и имущественных отношений. Я имею в виду процесс выдачи государственных актов на право частной собственности на землю и имущественных свидетельств. На сегодня выдано 43% госактов и 82% свидетельств. Будет продолжен процесс улучшения финансово-кредитных отношений на селе, создания современной рыночной инфраструктуры. Эти процессы, наряду с интенсификацией производства, позволят увеличить объемы валовой продукции сельского хозяйства за год на 10-11%. Если позволит ценовая конъюнктура, то прогнозируется и улучшение финансовых показателей работы АПК.

- Как Вы оцениваете текущую работу по привлечению инвестиций? Насколько она активизируется в ближайшем будущем?
- Сейчас у нас прорыв в привлечении иностранных инвестиций. Когда мы разрабатывали презентационные материалы Харьковской области, шесть иностранных фирм, работающих в нашем регионе и вложивших здесь свои деньги, захотели участвовать в создании этих материалов. Они рассказали о том, что на Харьковщине можно абсолютно безопасно вкладывать средства.
На сегодняшний день иностранный капитал в объеме 189,5 млн. долл. США из 74 стран мира вложен в 335 предприятий области. За последний год Харьковская область стала одним из лидеров среди регионов Украины по объемам инвестиций. Область заняла третье место по привлечению инвестиций в 2001 г. (48,8 млн. долл. США), а по общим объемам инвестиций поднялось с 12-го места на 8-е. По темпам прироста инвестиций (66,1%) наш регион на первом месте. В первом квартале 2002 г. иностранные инвесторы вложили 8,3 млн. долл. США. Это в полтора раза больше, чем в прошлом году.
Прогноз на 2003 г. - привлечение иностранных инвестиций на сумму 55 млн. долл. .США и доведение их общего объема до 245 млн. долл. США. Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения увеличился с 25 долл. США до 65 долл. США. Мы ставим задачу достичь уровня иностранных инвестиций на душу населения не ниже, чем по Украине (80 долл. США).

- Какие из тех проектов, которые Вы разрабатывали в горисполкоме, могут быть реализованы на уровне или при содействии облгосадминистрации?
- Наиболее важными из разработанных в горисполкоме инвестиционных проектов я считаю реконструкцию Харьковского международного аэропорта (стоимость этого проекта - 200 млн. долл. США), создание Харьковского парка развлечений (100 млн. долл. США), реконструкцию района "Левада" (2 млрд. долл. США), строительство гостинично-торгового центра по Банному переулку (260,8 млн. долл. США).
После перехода в облгосадминистрацию я не забыл об этих проектах, а скорее еще сильнее взялся за их презентацию потенциальным инвесторам. Проекты представлялись американским бизнесменам во время визита делегации Харьковской области в США, на Международном инвестиционном форуме, который проходил в Харькове в мае текущего года, во время визита делегации Харьковской области в Москву. Особый интерес у инвесторов из США и России вызвали проекты по реконструкции аэропорта и созданию Харьковского парка развлечений. Относительно этих проектов уже есть интересные предложения.
Проект реконструкции аэропорта предусматривает оборудование взлетно-посадочной полосы необходимым комплексом средств управления воздушным движением, радионавигации и посадки, строительство двух аэровокзалов, а также переоснащение некоторых сооружений существующей служебно-технической территории. Хотел бы отметить, что реконструкция аэропорта будет содействовать укреплению позиций Харькова как делового и культурного центра Украины.
Что касается создания Харьковского парка развлечений, то это один из приоритетных для Харьковского региона проектов, так как создание паркового комплекса мирового уровня будет направлено на организацию активного отдыха и досуга населения. Существующие в Харькове учреждения культуры и отдыха не удовлетворяют потребности населения в качестве и количестве услуг, поэтому обладминистрация придает большое значение реализации этого проекта.
Мы вели много переговоров по поводу реализации проекта "Левада". В мире всего шесть фирм, которые вкладывают свой капитал в подобные проекты, и с представителями трех из них мы встречались, проводили переговоры. Думаю, что в ближайшее время очень тяжело будет найти инвестора для такого глобального проекта. Он предполагает охват значительной части города. При этом потребуется отселить большое количество жителей, решить проблему подтопления.

- Как Вы оцениваете эффективность работы Совета по вопросам инвестиционной деятельности?
- Специальный режим инвестиционной деятельности (СРИД - "SQ") на территории Харькова играет значительную роль в привлечении инвестиций. Совет по вопросам инвестиционной деятельности, созданный в декабре 1999 г., является руководящим органом инвестиционного процесса. Это коллегиальный орган, которым руководят председатель Харьковской облгосадминистрации и мэр Харькова. В состав совета входят представители обладминистрации, горисполкома, областного и городского советов, налоговой администрации, таможенной службы, предприниматели, представители науки и эксперты по вопросам инвестиций. Совет регулярно проводит заседания, на каждом из которых в среднем рассматривается 4-5 проектов. Я считаю, что совет - абсолютно "боеспособный" орган. Могу подтвердить это некоторыми данными. По состоянию на 1 июля 2002 г. совет утвердил 62 инвестиционных проекта сметной стоимостью 278,75 млн. долл. США, в том числе 65,4 млн. долл. США - иностранные инвестиции. Субъекты СРИД привлекли инвестиций на сумму 36,97 млн. долл., из которых 14,6 млн. долл.- иностранные инвестиции. В 2002 г. привлечено 15,6 млн. долл. инвестиций, из которых 7,1 млн. долл.- иностранные инвестиции. Субъекты СРИД реализовали продукции на сумму 552,63 млн. грн., в том числе в 2002 г. - 241,84 млн. грн. В бюджет поступило 38,18 млн. грн., а льгот получено на сумму 35,45 млн. грн. Положительное сальдо бюджетных поступлений и полученных льгот составило 2,73 млн. грн. В процессе реализации инвестиционных проектов уже создано и сохранено более 4 тыс. рабочих мест.

- Какие из последних рассмотренных проектов наиболее актуальны и интересны?
- На одном из последних заседаний инвестиционного Совета рассматривались проекты ГП "Завод им. Малышева" "Реконструкция производстве

Справка "SQ". Дуленко Анатолий Леонидович родился 29 октября 1949 г. в Балаклейском районе Харьковской области. Окончил экономический факультет Харьковского государственного университета, защитил кандидатскую диссертацию. Работал на харьковском заводе "Ремхладомонтаж", в промышленном отделе райкома партии, в институте "Укрвостокгиинтиз".
В 1995 г. прошел конкурсный отбор на должность начальника главного управления экономики Харьковского горисполкома. Возглавлял управление на протяжении трех лет. Был депутатом Дзержинского райсовета (с 1994 по 2002 гг.). С октября 2000 г. работал экономическим советником председателя Харьковской облгосадминистрации. С мая 2002 г. - начальник Главного управления экономики Харьковской облгосадминистрации. Женат, имеет дочь, внучку.