STATUS QUO

АЛЕКСАНДР БАНДУРКА: "МОЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ЗАМЫКАЕТСЯ НА СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ - МЕСЯЦ НАЗАД Я СТАЛ КАНДИДАТОМ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК"...>>

- Александр Александрович, как проходит замена паспортов советского образца в Харьковской области?
- Нельзя сказать, что происходит замена советских паспортов на паспорта нового образца, ведь в Украине до этого не было национального паспорта. Реально сейчас просто происходит получение национальных документов, удостоверяющих личность гражданина Украины. Если такого документа нет, то человек не может подтвердить гражданство Украины.
Паспортизация в Харьковской области полностью закончена. За все время наша служба выдала около 2,5 млн. паспортов, то есть к 25 сентября 2002 г. выполнила начальный план на 100%. Однако никто не может гарантировать, что все жители области получили такие паспорта. Сколько людей не имеют прописки или постоянного места жительства? Точной цифры не знает никто. Как же можно гарантировать, что все они получили национальный паспорт? Иногда ко мне на прием приходят люди, которые получали паспорт 15-20 лет назад. Буквально на днях пришла женщина с зеленым советским паспортом, которые выдавались еще в 70-е гг. Некоторые действительно не получали паспорт - кто-то по политическим причинам, кто-то по объективным - человек прикован к постели, а пройти всю процедуру получения паспорта вместо него некому. Таким людям мы стараемся помочь. В каждом районе области и города созданы специальные комиссии, в которые входят работники нашей службы, представители исполнительной власти и работники служб, оказывающих социальную помощь.

- Если человек не заменил старый советский паспорт, будут ли к нему применяться какие-то штрафные санкции?
- Конечно, наказание за проживание без документов или по недействительным документам существует. С 1 сентября этого года полностью закончено обращение паспортов советского образца. Поэтому проживание без новых документов карается административным наказанием - либо штрафом (от одного до трех необлагаемых законом минимумов - от 17 до 51 грн.), либо выносится предупреждение.

- Бывают ли случаи, когда на оформление загранпаспорта влияют задолженности по коммунальным платежам?
- Оформление загранпаспорта ни в коей мере не касается коммунальных платежей, и они никак не могут повлиять на его получение. Для получения такого паспорта не требуется справка из ЖЭКа, желающий просто приходит в управление (ул.Рымарская, 24), пишет заявление и после положенного срока на проверку данных получает паспорт. Только для оформления национального паспорта внутреннего использования требуется "форма один". Действительно, в управление поступали жалобы на такое поведение коммунальных служб. Однако я считаю, что это незаконное требование. ЖЭК должен действовать только в соответствии с законом: если человек - "злостный неплательщик", то нужно подавать исковое заявление в суд, в котором и будут решать все накопившиеся проблемы.

- Были сообщения, что начато создание единой паспортной системы. В какой стадии находится проект и когда можно ожидать введения системы в действие в Харьковской области?
- Единая государственная автоматизированная паспортная система (сокращенно, по-украински, "ЄДАПС" - "SQ") действительно будет создана по постановлению Кабинета министров Украины. Планы уже начали воплощаться в жизнь: до конца 2002 г. компьютерная система будет полностью смонтирована в Киеве и в Черкасской области. Ее создание в Харьковской области запланировано на 2003 г. Но уже сейчас, к сожалению, система создается не за государственные деньги, которых постоянно не хватает, а на внебюджетные средства и средства Международной организации миграции (МОМ - "SQ"). За эти деньги приобрели компьютеры для центральных и нескольких районных отделов службы. В большинстве сельских районов сделать этого пока не удалось.
На средства МОМ, благодаря руководителю ее представительства в Украине Джону Стивену Куку, и на средства американского посольства (главный распорядитель финансов и главный советник которого Джон Кит лично занимался этим вопросом) сейчас завершается работа по установке компьютерной сети в областном управлении паспортной службы. Кроме того, в ЄДАПС будет входить космический интернет для связи с пограничниками и государственными администрациями, сделанный на американские средства.
Для практического функционирования системы необходимы миллионы долларов. Было предложение организовать систему на базе акционерного общества, которое вложит собственные средства, будет обеспечивать работу системы и зарабатывать на этом. Однако украинский бюрократизм известен даже за пределами страны, поэтому все новые, нестандартные, оригинальные предложения "продвинуть" совершенно невозможно - то есть время уходит, а мы стоим на месте.
Но все равно, даже после ввода в действие системы, проверка данных о заявителях будет проводиться не за один день. Обязательно необходимо проверить - был ли человек судим, или, может быть, он абсолютно не платит алименты, а хочет уехать на ПМЖ на Богамы. Все нужно делать, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой, поэтому идею "быстро и красиво" в отношении оформления паспорта я не поддерживаю. На счет "красиво" можно отметить, что медленно, за внебюджетные средства, идет ремонт помещения областной паспортной службы - на посетителей не будут "давить" ободранные стены и полы. А вот "быстро" будет только тогда, когда ЄДАПС начнет полноценно работать во всей Украине. Тогда проверки будут занимать минимум времени - набрав на компьютере фамилию человека, можно будет узнать все интересующие данные.
Иногда наши соотечественники недовольны тем, что их обязывают постоянно иметь при себе паспорт. Однако, например, во Франции, это - обязанность каждого гражданина. У нас такого нет, поэтому, зачастую, десятки людей не могут быть опознаны после автокатастроф или пожаров. При любой проверке сотрудники милиции имеют право задержать гражданина без паспорта и держать его в отделении в течение 3-х часов для установления личности. Если же у тебя есть паспорт, то все эти проблемы отпадают.

- Как Вы относитесь к возможности отмены прописки?
- Прописку или ее заменители (регистрация по основному месту жительства - "SQ") можно отменить. Но сразу возникает несколько вопросов. К примеру - где многодетная мать без мужа будет получать социальную помощь, или где допризывнику становиться на учет в военкомате и где ему призываться в армию (ведь к Украине есть территориальные претензии со стороны сопредельных стран, а военную службу никто не отменяет), поликлиники у нас тоже действуют по прописке. Кроме того, как в случае отмены прописки смогут работать органы власти, а также как организовывать выборы? Есть и множество других проблем, однако даже из этого перечня видно, что к такому повороту событий никто не готов. Если же смотреть на другие страны, то ни в одной из них к отмене фиксации постоянного места жительства не пришли.

- Александр Александрович, насколько остро стоит проблема нелегальной миграции для управления и для Харьковской области вообще?
- Для нашей службы, для пограничников и службы безопасности эта проблема крайне острая. Люди, в основном, не придают этому большого значения, пока лично не коснется. Эта проблема - не повод для разговоров на кухне за чашкой чая. Может быть, посетители торгового центра у станции метро "им.Барабашова" и скажут, что "у нас засилье иностранцев", однако это - элемент конкуренции на рынке труда. А если взглянуть на данные - нелегальная миграция сейчас достигла огромных размеров. За 10 мес. этого года в Харьковской области было задержано около тысячи "нелегалов", из них около 700 чел. выдворены за пределы Украины, причем около сотни препровождались под конвоем (в наручниках, под арестом). По этим показателям Харьковская область находится на третьем месте в Украине, не считая Киева, где иностранцев на порядок больше. Больше "нелегалов", чем у нас, - только в Донецкой и Днепропетровской областях.
Сейчас в Харьковском приемнике-распределителе находятся группы индусов и вьетнамцев без документов, которые были задержаны при нелегальном переходе через украинскую границу. Эта проблема держит всех сотрудников милиции в постоянном напряжении, особенно в паспортно-визовой службе.
Этих нелегалов мы, конечно же, содержим за счет управления внутренних дел, - проводим медицинский осмотр, кормим, предоставляем ночлег и элементарные гигиенические условия. Иначе получится просто негуманно.

- Кабмин принял решение о создании единой системы учета утерянных паспортов. Как проходит этот процесс?
- Все паспорта, которые считаются утерянными, и сейчас нами учитываются - все данные передаются в органы власти. Но на данном этапе зарегистрировано такое количество потерянных паспортов (тысячи за год!), что начинаешь задумываться: это абсолютная беспечность граждан или чей-то злой умысел? Ведь очень часто утерянные паспорта используются в финансовых махинациях, для организации "подставных" фирм, то есть для обмана людей и уголовных преступлений. Конечно, после организации единой системы работать станет намного проще, полную информацию можно будет получать без дополнительных затрат. Однако все взаимосвязано - компьютерная сеть будет одна, поэтому без организации ЄДАПС говорить не о чем. То есть последняя остановка - за деньгами, причем не маленькими.

- Александр Александрович, Вы избраны депутатом облсовета и входите в постоянную комиссию по вопросам социально-экономического развития, коммунальной собственности, внешнеэкономической деятельности и международных связей. Какие предложения Вы намерены внести в работу комиссии?
- Вопросов в ведении облсовета огромное количество, иногда приходится на одном заседании рассматривать до 20 разноплановых предложений. Поэтому, мне кажется, что заседания комиссии должны проходить чаще - тогда депутаты смогут не "наскоком", а детально и серьезно изучить те же программы, которые потом будут приниматься на сессии. Ведь депутат должен работать для своих избирателей, если каждая программа будет приниматься в отдельности от других, то, конечно, на реализацию всех программ денег в бюджете не хватит никогда. Кроме того, депутат должен четко знать, какие суммы будут конкретно затрачены на его округ и на какие мероприятия они пойдут.
Председатель нашей постоянной комиссии Денис Шевчук видит выход из такого положения - некоторые программы мы отправляем на доработку, в том числе - по части их связи с другими областными программами. Мы с Шевчуком познакомились недавно, но очень быстро нашли общий язык и общий подход к вопросам, и теперь даже понимаем друг друга с полуслова. По-моему, то же самое происходит и с остальными членами комиссии. Все это очень помогает продуктивной работе.

- Вы впервые избраны депутатом облсовета. Соответствуют ли Ваши представления об этой работе реальному положению дел?
- Честно говоря, соответствуют. Я шел в облсовет осознанно, четко представляя, что придется "решать судьбы области". Единственное, чего не хотелось бы допускать, так это того, что за обще-областными проблемами потеряют четкие очертания конкретные проблемы округа, в моем случае - Дергачевского района. Но все-таки, пожалуй, есть выход из положения - я постоянно нахожусь в округе, дважды в месяц провожу прием избирателей. Округ большой (население доходит до 100 тыс. чел.), и выслушать все проблемы, вникнуть во все мне помогают профессионалы. Помощь в реализации программ мне оказывают депутаты местных советов. Из-за большой загруженности депутатов облсовета я внес предложение узаконить статус помощника депутата. Пока вопрос в стадии обсуждения и изучения. Проблема должна быть решена и я буду добиваться ее положительного решения. Мне кажется, что наибольшее влияние на депутатов имеет то, что у некоторых округа значительно меньшие и по территории, и по количеству населения.

- Поступят ли от Вас какие-то специальные предложения в отношении проблем Дергачевского района?
- Непосредственно в округе работа идет постоянно. Не так давно была открыта больница, по моему мнению, - одна из лучших в области, также открыт центр оказания социальной помощи, районные газеты получают посильную помощь с нашей стороны. Была отреставрирована церковь, теперь в ней можно подняться до самых колоколов. В районе две футбольные команды, которым благотворительный фонд "Слобожанщина" помог купить спортивную форму и решить вопрос с переездами на места проведения матчей.
В Дергачах те же проблемы, что и в других районах области. Их решение в масштабах области должно повлиять и на мой округ. К примеру, когда принималась областная природоохранная программа, я четко знал, что голосую за очистку рек Лопань и Уды, которые протекают по территории района, и за ремонт канализационной системы Дергачей. Если в программе только общие слова, без конкретных мероприятий по районам области или с непропорциональным разделением средств, то я буду голосовать против или буду высказываться за доработку программы - мне незачем работать в ущерб интересам людей, которых я представляю в совете.

- Александр Александрович, как Вы относитесь к тому, что на последних сессиях депутаты принимают программы с предположительным финансированием?
- Но ведь нельзя прекратить мечтать из-за того, что нет денег! Мы принимаем программы с предположительным финансированием, в них очерчивается круг приоритетных направлений распределения средств, на получение которых мы надеемся. На двух последних сессиях мы приняли только такие программы, которые невозможно отложить: обеспечение учителей, выращивание овощей в теплицах, экология... Есть только одна возможность развивать область - не только принимать программы, но и связывать их друг с другом, чтобы не просто тратить деньги, но что-то и зарабатывать. На сессии в сентябре были приняты именно такие решения. Претворяя в жизнь программу развития музеев, мы одновременно предложили разработать туристические маршруты для школьников, что будет входить в курс "Харьковщинознавство". Таким образом, три программы будут помогать друг другу, стимулировать друг друга. Золочевскому району на музеи выделено 1,1 млн. грн. Как они могут быть возвращены в бюджет, если Сковородиновку не будут посещать туристы? Как харьковчанин может изучать историю региона или литературу, не зная Григория Сковороды?

- Уже около года существует благотворительный фонд "Слобожанщина", председателем правления которого Вы являетесь. Каковы его основные задачи и как вы добиваетесь их выполнения?
- Сначала был создан фонд социального развития Дергачевского района. Позже мы поняли, что хотим помочь людям и в других районах, внести посильный вклад в развитие детского приюта Викентия де Поля на Северной Салтовке, оказать помощь Барвенковскому, Харьковскому и Балаклейскому районам. Но мы не имели на это права, фонд был районным. Около года назад несколько единомышленников приняли решение создать областной фонд. К тому же нам очень повезло с названием. "Слобожанщина" звучит очень гордо, всеобъемлюще и обязывает соответствовать определенной планке требований.
Только за год на различные проекты мы израсходовали около миллиона гривен. Прежде всего, это образование, культура, газификация сел, адресная помощь. Особое внимание уделяем ветеранам войны. Наша помощь - это именная палата в дергачевской райбольнице, мы устраиваем для них праздники, выписываем им газеты, оказываем и материальную помощь. Для детей мы устраиваем спортивные праздники, помогли окончательно компьютеризировать все школы Дергачевского района.
Основная трудность в работе фонда - способ оказания помощи. По действующему законодательству благотворительный фонд не имеет права выдать материальную помощь в размере более 365 грн. (деньгами или товарами) в одни руки. Бывали случаи, когда, после получения от нас телевизора, человеку приходилось иметь дело с налоговой инспекцией, которая требовала выплатить налог на эту вещь. Но люди не всегда понимают всех тонкостей законодательства и обижается на нас - вот, мол, подарили, а все расходы не учли или сделали это специально.
Сделано, конечно, много, но все равно есть незаконченные или даже не начатые дела. Хотелось бы, чтобы количество проектов у фонда только увеличивалось, как и география. Сейчас мы занимаемся поисками спонсоров, меценатов, которые захотели бы заниматься совместной деятельностью. На сегодняшний день уже найдено несколько постоянных партнеров в лице харьковских предприятий и иностранцев. Перспектива у фонда есть, особенно в сфере международного сотрудничества. Но от поиска и дальнейшей работы никто не отказывается.

- Александр Александрович, скажите, Вам помогает или мешает принадлежность к такой известной в Харькове династии?
- Понимаете, если бы я не начал собственной значительной деятельности, то ни у кого не было бы причин о ней говорить. Именно то, что в последние несколько лет я начал заниматься общественной деятельностью, заставило вообще думать о нашей семье как о династии.

- А бывали случаи, когда Вас путали с Александром Марковичем?
- Бывали. По телефону называют "генерал". Я хочу честно признаться, что до чина генерала дослуживаться не собираюсь, нет такой мечты. Этого звания я хочу добиться в других сферах жизни. Видимо, я достиг того положения и состояния, когда для меня, как личности, недостаточно занимать должность в органах внутренних дел вне зависимости от ее ранга. Мои кругозор, характер, эмоциональное состояние требуют большего. Именно это подтолкнуло меня к тому, что несколько лет назад я начал заниматься общественной деятельностью - создал областную федерацию тайского бокса. Эта идея была настолько удачной, что украинская сборная теперь состоит в большинстве именно из наших воспитанников, и на последнем чемпионате в Таиланде ребята заняли второе место, пропустив вперед только хозяев соревнований. А то, что королевской семье пять раз приходилось подниматься под звуки украинского гимна, просто здорово. И федерация, и победа в чемпионате - моя гордость и, отчасти, заслуга.
Раньше я был депутатом в Казачьей Лопани, и тогда удалось что-то