STATUS QUO

"Синдром Дронова". Как водят харьковчане?

Самый резонансный судебный процесс города за последние годы - дело о смертельном ДТП на улице Сумской, в котором погибли шесть человек, - завершился приговором. Оба обвиняемых получили максимальное наказание - по 10 лет лишения свободы. При этом степень вины каждого участника до сих пор является предметом споров.

Напомним, 18 октября 2017 года на пересечении переулка Мечникова и улицы Сумской автомобиль Lexus под управлением Алены Зайцевой ехал на красный свет и от столкновения с Volkswagen Touareg под управлением Геннадия Дронова вылетел на тротуар.

Зайцева ехала на красный с явным нарушением скоростного режима, Дронов - на желтый, который предшествовал зеленому, к тому же он стоял на перекрестке, "заступив" автомобилем за полосу. Таким образом, соблюдай Дронов правила, столкновения могло и не произойти. Так что его вина в случившемся несомненна, однако степень этой вины вызывает сомнения. Об этом наглядно свидетельствует опрос на сайте Status Quo. На момент публикации материала в нем приняло участие более 1000 читателей, так что выборка получилась вполне солидной. Итак, что касается Зайцевой, читатели были настроены вполне однозначно: 41% проголосовавших сочли приговор справедливым, а 54% - наказание недостаточным. С Дроновым ситуация совсем другая: только каждый десятый счел приговор адекватным содеянному, а 86% оценивают наказание как слишком суровое.

Мы полагаем, что дело в том, что нарушения Дронова настолько распространены, что уже и нарушениями как бы не считаются. Особенно - в сознании водителей.

Мы решили проверить эту версию и провели эксперимент: просмотрели камеры видеонаблюдения на четырех совершенно разных регулируемых светофорами перекрестах Харькова и в течение десяти минут понаблюдали за тем, как ведут себя харьковские водители.

Ниже - результаты наших наблюдений.

 

Проспект Юбилейный, 71

Yes

1 марта, пятница, с 16.17 до 16.27

За этот период 30 автомобилей остановились на перекрестке в первом ряду.

  • Переезд через стоп-линию – 5 нарушений.
  • Движение на желтый – 5 автомобилей до того, как загорится красный, 3 - до того, как загорится зеленый.
  • Движение на красный - 1.

 

Ул. Данилевского, 18

Yes

1 марта, пятница, с 17.28 до 17.38

За этот период 26 автомобилей остановились на перекрестке в первом ряду.

  • Переезд через стоп-линии – 11 нарушений (из них 2 автобуса).
  • Движение на желтый – 1 до красного, 5 до зеленого.
  • Движение на красный - нет.

 

Площадь Конституции

Yes

1 марта, пятница, с 20.23 до 20.33

За этот период 25 автомобилей остановились на перекрестке в первом ряду.

  • Стоп-линия – 7 нарушений.
  • Движение на желтый – 5 до того, как загорится зеленый.
  • Движение на красный - нет.

 

Ул. Героев Труда

Yes

1 марта, пятница, с 20.49 до 20.59

За этот период 18 автомобилей останавились на перекрестке в первом ряду.

  • Стоп-линия – 1 нарушение.
  • Движение на желтый – 6 до того, как загорится красный, 2 до того, как загорится зеленый.
  • Движение на красный - нет.

 

Выводы. Движение на красный - вопиющее нарушение ПДД - является редкостью. Что до нарушений правил, который мы условно назвали "синдромом Дронова", то они зафиксированы в  52 случаях из 99 рассмотренных. Это почти половина. При этом самым популярным нарушением является пересечение стоп-линии (24 случая), причем два раза это нарушение совершили маршрутные автобусы. Движение на желтый было замечено нами 20 раз, причем: на желтый до красного пытались проскочить 12 раз, а нетерпеливых водителей, которые начинали движение не дожидаясь зеленого, как Дронов, оказалось 8. Впрочем, учитывая нашу скромную выборку, можно предположить что любителей ехать на желтый до красного и до зеленого - одинаково. Тем более, статистику подпортил перекресток на Салтовке, что может стать поводом для другого исследования, которое продемонстрирует, что в центре города водители ведут себя более дисциплинированно, чем на окраинах.

А пока можно утверждать вот что. Нарушения Дронова свойственны едва ли не половине харьковских водителей. И это при том, что мы не брали во внимание другие "мелочи" типа невключения сигналов поворота, чем грешат очень многие, или же парковку в неположенных местах, разговор по мобильному во время движения и т.д. Так что с одной стороны - действия Дронова действительно очень распространены в отличие от грубейшего нарушения скоростного режима и проезда на красный,как сделала Зайцева. Прими суд это во внимание - скорее всего, общественность отнеслась бы к этому с пониманием.

С другой стороны - наше маленькое исследование подтвердило то, с чем согласится каждый харьковский водитель: мы водим крайне неаккуратно. Это факт, и факт очень печальный. Мы призываем харьковских водителей быть аккуратнее на дорогах и помнить о том, что даже мелкое нарушение ПДД может при определенном стечении обстоятельств привести к трагическим последствиям.