Харьков, история, ДанилевскийНекоторые харьковские городские истории имеют откровенно сказочный характер. Например, жил-был известный в городе часовых дел мастер – Яков Данилевский. И было у него три сына – Василий, Александр и Константин. Один, Василий Яковлевич, стал известным физиологом и именно в его честь в Харькове названа улица. Второй, Александр Яковлевич… тоже стал известным физиологом. А третий, Константин Яковлевич, стал первым харьковским воздухоплавателем.

В мае 1897 года в Харькове был совершен публичный полет уникального летательного аппарата Данилевского на "педальной тяге", о чем сообщала главная городская газета "Южный край".

Поначалу Константин, как и братья, пошел по медицинской стезе: окончил медицинский факультет университета, избрав специальность электрофизиолога. Однако спустя 15 лет увлекся воздухоплаванием, которое стало главной темой его жизни.

В 1894 году Данилевский запатентовал "ковер-самолет". Так изобретатель назвал свой первый летательный аппарат. Воздухолет имел "аэро­план­ную плос­кость" раз­ме­ра­ми при­мер­но 20 на 13 мет­ров, к которой крепились несколько де­сят­ков ци­лин­дри­че­ских бал­ло­нов с во­до­ро­дом. В дви­же­ние "ковер-самолет" приводился при по­мо­щи воз­душ­но­го вин­та, ра­бо­та­ю­ще­го от пе­даль­но­го ме­ха­низ­ма. Авиатор крутил педали, винт вращался, аппарат двигался вперед. Все гениальное – просто. В своем дневнике Данилевский написал о первой модели: "Она летела послушно во всех направлениях".

Yes

"Ковер-самолет" Данилевского. Рисунок

Спустя три года Данилевский усовершенствовал свой аппарат. Плоскость заменил цилиндрический баллон, но педали остались на месте. (Данилевский в конце XIX века был одним из немногих изобретателей, которые пытались воплотить в жизнь идею Леонардо да Винчи – создать летательный аппарат, приводимый в действие мускульной силой.)

"Гараж" для воздухолета размещался за городом, недалеко от станции Рогань. Газета "Харьковские губернские ведомости" писала: "При подходе поезда к поселку Рогань вызывают интерес недавно возведенные близ полотна железной дороги сооружения странного вида".

Yes

Аэростат "Пильстрем" в ангаре

Здесь стоит упомянуть еще об одном известном в те времена харьковчанине, который внес посильный вклад в развитие "педальной авиации". Андрей Андреевич Пильстрем - швед по национальности, переселившийся в Харьков, где владел литейным заводом, - стал, как сказали бы сегодня, спонсором полетов. Пильстрем был известен как щедрый меценат. Данилевскому удалось убедить его в перспективности своей работы и получить денежную помощь. Один из аппаратов был назван в честь мецената.

Еще одним помощником Данилевского стал 19-летний харьковский рабочий-механик Петр Косяков.

Воздухоплавателем Косяков сделался не столько из-за своей специальности, сколько из-за своего веса. "Летательный снаряд", который в 1897 году был построен в знаменитой в те времена парижской мастерской братьев Лашамбр, занимавшихся изготовлением аэростатов, оказался с браком. Подъемная сила баллона была меньше запланированной. Требовался испытатель весом не более 50 килограммов. Таким был Петр Косяков.

В период с 1897 по 1900 год доктор Данилевский построил четыре аэростата. В журнале летных испытаний указывается, что за эти годы было выполнено 200 успешных полетов, то есть пилот не только поднялся в воздух, но и благополучно приземлился, что на заре воздухоплавания удавалось далеко не каждому.

В один из дней в июне 1898 года было совершено 15 подъемов, о чем свидетельствует запись в журнале: "Утро, 4 часа. Бал­лон "Пиль­стрем". Ап­па­рат и кры­лья те же. Сделано око­ло 15 подъ­емов. Предель­ная вы­со­та до 40 са­жен (более 86 метров – примерно высота колокольни Успенского собора – ред.). Подъ­емы лег­ки. Спуск лег­кий, мед­лен­ный. Аэро­навт удер­жи­вал­ся непо­движ­но на од­ной вы­соте, по при­ка­зу несколь­ко раз по­во­ра­чи­вал­ся во­круг сво­ей вер­ти­каль­ной оси".

Yes

Аэростат "Пильстрем". Харьковская губерния, село Рогань, 1898 год

Правда, экстремальные ситуации тоже случались. 7 октября 1899 года произошел случай, потребовавший от Косякова феноменальной смелости и выдержки. Полет решили сделать самым высоким. Второпях аппарат не уравновесили, и он начал стремительно подниматься ввысь. В воздухе соскочила с шестерни цепь от педалей к гребному колесу. Снизить аппарат, который уже достиг высоты полутора тысяч метров, не было никакой возможности. Но Косякову удалось поправить цепь. Что есть силы работая колесом, он погнал аппарат вниз и благополучно посадил его на опушке леса, в семи километрах от места старта.

Однако не все современники оценили достоинства летательного  аппарата Данилевского. Во времена, когда в небо уже поднимались дирижабли с электродвигателями и предпринимались попытки создания самолетов, педальный летательный аппарат виделся крайне странным.

В столичной прессе летательные аппараты Данилевского назывались без особого пиетета – "худосочное детище", "летательный хамелеон", "детская игрушка". С резкой критикой выступал командующий Учебным воздухоплавательным парком, капитан Александр Кованько. Особые нарекания вызывало то, что аппарат на мускульной тяге не мог противостоять ветру, и полеты осуществлялись только в безветренную погоду. Именно устранением этого недостатка собирался заняться Данилевский. Но в 1900 году, когда был разработан план новых испытаний, Данилевского подстерегло несчастье – скончался Пильстрем. Лишенный средств, Константин Данилевский вынужден был прекратить свои воздухоплавательные опыты.

Военное министерство также не заинтересовалось аппаратом. Оно присылало наблюдателя на опыты Данилевского. Однако представитель ведомства полковник Ясевич ограничился лишь восторженным отзывом не в адрес аппарата, а в адрес его создателя: "Мне остается лишь выразить удивление к той энергии и настойчивости, которую проявил доктор Данилевский в разработке идей свободного летания. Мало того, что этой идее он посвящает свои средства, знания и свой досуг, но он вложил в это дело свою душу!"

Идеи Константина Данилевского живы и по сегодняшний день. Человечество не отказалось от создания летательных аппаратов, приводимых в движение мускульной силой.

В 70-х годах прошлого века были созданы модели, способные преодолевать значительные расстояния. В частности,  12 июня 1979 года 26-летний американский велосипедист и дельтапланерист Брайен Аллен перелетел на мускулолете через Ла-Манш.

Рекорд дальности на мускулолете был установлен в 1988 году. Он составляет 115 километров. На преодоление этого расстояния потребовалось почти четыре часа. Скорость мускулолета вполне сопоставима со скоростью обычного прогулочного велосипеда. Так что, учитывая резкое увлечение человечества экологически чистыми вилами транспорта, у мускулолетов все-таки есть неплохое будущее как у оригинального прогулочного вида транспорта.