STATUS QUO

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ НАЧАЛЬНИКА ЕДИНОГО РАСЧЕТНОГО ЦЕНТРА Ю.СЕРГЕЕВА

Ю.Сергеев: ЕРЦ работает в Харькове с 1999 г., т.е. уже шесть лет. Показатели работы за это время, на наш взгляд, впечатляющие. Мы построили единый центр, аналогов которому в Украине нет. Почему об этом можно говорить? Во-первых, построена система, включающая все жилье Харькова, всех форм собственности. В других городах существуют системы, включающие, например, дома местных советов. Мы же обслуживаем ведомственное жилье, ЖСК, ОСМД и даже частный сектор - самый сложный контингент. Мы приучили людей платить за все коммунальные услуги по единому платежному документу. За последние три года мы приучили жителей получать субсидии непосредственно в соответствующих отделах. В систему ЕРЦ входит 1235 предприятий, которые уже полностью изменили систему взаимоотношений между банковскими учреждениями, клиентами и ЕРЦ – исчезли бумажные носители информации, которая теперь передается только в электронном виде с соблюдением всех договорных обязательств. За шесть лет работы к ЕРЦ не предъявили ни одной претензии. На пороге нового года хотелось бы подвести некоторые итоги. При том, что за последний год увеличились тарифы для населения, количество плательщиков и суммы денег, которые они приносят в учреждения банков, значительно увеличились. Только за этот год по данной системе по г.Харькову прошли платежи почти на шесть миллионов гривень. Мы, как независимый оператор, видим, что изменился спектр самих плательщиков. То есть, в 2001-2002 гг. основными плательщиками были люди преклонного возраста. Сейчас же средний плательщик «помолодел» - в нашей системе появился серьезный средний слой плательщиков. Сейчас мы имеем недоплату как раз той части населения, которая имеет более высокие доходы. Нельзя сказать, что более богатые люди не платят, просто они считают, что могут заплатить в любой момент и откладывают это на один-два раза в год. То есть, на какой-то период времени задолженность возрастает, а потом погашается. Каждый второй харьковчанин получает единую квитанцию, в которой рассчитано, сколько и за что он должен заплатить. Но нужно отметить, что и услуги потребители получают более качественные, чем год или два назад, то есть мы видим основной закон рынка в действии. Мне обидно слышать заявления о том, что за последние два месяца платежей поступило меньше. Это неправда. Объем платежей вырос. В ноябре и декабре люди платят больше коммунальных платежей. За последние два-три года уровень посещения населением ЕРЦ – не более 10 человек в неделю. Это говорит о том, что вопросов у населения не возникает. Сегодня посетитель в любом из 80 окон приема платежей может оплатить 36 видов услуг, в том числе выгул собак, охрана квартир, интернет, аренда гаражей, подвалов. И для этого человеку нужно просто назвать себя - свой адрес и фамилию. В последнее время наблюдается тенденция пересмотра существующих условий функционирования единой системы платежей. Прозвучала информация, что вводится какая-то единая квитанция. Меня удивляет, что у нас в городе до сих пор не знают, что у нас уже существует единая квитанция. Хотелось бы отметить, что для построения подобной системы требуется пять-семь лет и, по нашим скромным подсчетам, до двух миллионов долларов. Есть ли сегодня необходимость повторять то, что уже сделано? А наш опыт признан одним из лучших в Украине. Подобные центры, как наши клоны, созданы во Львове, в Чернигове, в Черкассах, Кировограде, Виннице, Полтаве, Новой Каховке, Первомайском (Николаевская обл.), Смеле (Черкасской обл.). И во всех этих городах есть существенный рост оплаты коммунальных услуг. Наверное, сейчас уже пора создать в городе определенный механизм воздействия на тех, кто не желает платить за коммунальные услуги. Но если смотреть на показатели, которые у нас есть на сегодняшний день, в Харькове платят 90% потребителей. А затраты, которые понадобятся, чтобы достичь 95%-й оплаты, будут несоизмеримо большими, чем те деньги, которые в результате будут получены от плательщиков. А сегодняшняя система по инерции, которую уже набрала, через полгода- десять месяцев эти 5% получит. Корреспондент: Я не совсем знаю ситуацию, но получается, что есть некий конфликт? Вы говорили о какой-то новой дорогостоящей системе, которую кто-то хочет создать. Проясните: кто и зачем. Ю.Сергеев: На задаваемый вопрос у нас иногда нет конкретного ответа. То есть, в средствах массовой информации прозвучало, г-ном Угловым (начальником Главного управления энергетики и инженерного обеспечения Харьковского горсовета - "SQ") было произнесено, что в Харькове хотят создать ЕРЦ. Какой смысл в это вкладывается, нам сложно понять. Приводится пример, что надо создать единые абонентские службы, где население, приходя, выясняло бы…Что? Мне непонятно, что население должно выяснять в едином абонентном зале. Когда сегодня кто-то пытается выяснить причину низкой температуры в своей квартире, ему в специализированном предприятии ответить не могут, там, где эта услуга предоставляется и рождается, а то ему в каком-то едином центре на это могут ответить... Я сомневаюсь. Мы сегодня сталкиваемся с людьми, которые приходят в наши пункты приема и задают подобные вопросы. Мы не можем на них ответить, отправляем людей непосредственно на то место, где эта услуга производится. И когда ставится вопрос, что люди не платят, меня это очень обижает, и я хочу заступиться за харьковчан – они являются очень хорошими плательщиками. Корреспондент: Я была на этой пресс-конференции – там не шла речь о том, что люди не платят, наоборот, отмечалось, что уровень оплаты очень высок. Я задавала вопрос Владимиру Углову, он сказал, что эти два центра не будут пересекаться никаким образом – вы будете оперировать деньгами, а они будут давать людям информацию. Ю.Сергеев: На эту тему можно долго дискутировать. Законом определены рамки действия каждого предприятия. Если мы говорим о том, что кто-либо будет информировать, это, наверное, очень приятно и удобно для населения, но какой у этого предприятия будет правовой статус – мне не понять. Я не могу понять: человек придет на это предприятие и сдаст свои документы на право получения льгот, как из бюджета эта часть денег будет возмещена предприятию, которое предоставляет услуги? Корреспондент: Они не будут там платить. Платить, как и раньше, они будут вам. Ю.Сергеев: Давайте определимся. Они платят не «нам», а в банковские учреждения. Сегодня в системе единого расчетного центра работают все без исключения банки. Корреспондент: Но сейчас ЕРЦ не может предоставить человеку информацию, почему ему начислено именно столько, например, он был в отъезде, а ему насчитали полный месяц использования воды. Конфликтные ситуации вы ведь не решаете. То есть, это будет информационный центр. Ю.Сергеев: Для того, чтобы вы пришли и попросили пересчитать, со слов вам никто ничего не пересчитает. Поэтому вы обязаны пойти в жилищную организацию, взять там справку о том, что вы отсутствовали две недели в своей квартире, и снова прийти в эту организацию и передать ей этот документ, который передадут г-ну Петросову, который сделает перерасчет. Просто с ваших слов никто никаких действий предпринимать не будет, так как это – денежные начисления. Корреспондент: Но сейчас в таких случаях мы идем в абонентский отдел по месту жительства. Ю.Сергеев: Никто не против, но вопрос реорганизации предприятия должен решаться не с помощью абонентских залов, а с помощью решения вопроса о едином заказчике. Вот если будет поставлен вопрос о едином заказчике, к которому вы придете и потребуете услуги в полном объеме и который будет вам эти услуги предоставлять, тогда все понятно. Мы решаем вопрос в правовой плоскости. Имеется единый заказчик, который, говоря попросту, оптом купил все услуги у монополиста и в розницу продал непосредственно потребителям. И тогда вы можете к нему прийти и требовать какие-то права и обязанности. Корреспондент: Насколько я понимаю, этот центр создается не для удобства харьковчан, а для того, чтобы иметь рычаги взимания с них задолженностей, то есть человеку могут отключить свет, газ, воду, пока он не заплатит долг. Ю.Сергеев: Я думаю, что сегодня в Харькове имеется достаточно отработанная система воздействия на неплательщиков с помощью нормального механизма – обращения в суд. Но волна может пойти в другую сторону: если кому-то отключили воду за то, что он не платит за свет, он может доказать свои права через суд. Уже был у нас такой момент – Антимонопольный комитет запретил смешивать долги за различные коммунальные услуги. Сейчас существуют независимые поставщики услуг, а в случае существования единого заказчика он будет предоставлять вам не набор услуг, а услугу, состоящую из подпунктов. И вот тогда: «Будьте добры, не оплатили что-либо, имеем право лишить Вас всего». Такова законная база. Корреспондент: Скажите, а как должен выглядеть этот единый заказчик? Может ли им стать новая организация, о которой говорил В.Углов? Ю.Сергеев: Попытки создания единого заказчика в Украине проводятся в разных городах. Они начинают с того, что образуются частные ЖЭКи, которые покупают на оптовом рынке тепловую энергию, определенный объем воды и дальше реализуют их непосредственно жителям. И тогда происходит то, о чем мы все время говорим. Есть непосредственный поставщик услуги. Все жители тогда, по большому счету, забудут о г-не Петросове (он будет слишком далеко), а перед ними будет какой-то Иванов, который открывает у них в доме кран и закрывает. И жители все вопросы о качестве и оплате услуги будут решать непосредственно с поставщиком прямо в своем доме. Корреспондент: А есть ли гарантии для жителей в отношениях с ЖЭКами, пусть даже нового образца? Ю.Сергеев: Мы с вами, слава Богу, постепенно меняем свое мировоззрение. Мы все понимаем, что пока не будет серьезных инвестиций, нормальной конкуренции в этой сфере, что бы мы ни создавали, какие бы ни придумывали схемы изымания денег (не более того), 100%-го результата не будет. Если люди не получают услуги, то они и платить за нее не будут. Если бизнесу не интересно заниматься данной сферой, то он не будет вкладывать деньги. То есть, надо привлечь его сюда. При существующем сегодня тарифе и стоимости одного квадратного метра для жилищной организации все средства уходят на заработную плату и на поддержание в каком-то состоянии жилищного фонда…То есть, ни один бизнесмен денег вкладывать не будет. Это очень невыгодное мероприятие. Хотя с другой стороны, это самый перспективный бизнес. В чем основное дело любого бизнеса – произвести и продать, найти рынок сбыта. Здесь он всегда стабилен, не надо ничего искать – имеется сто домов, сто квартир. Вот рынок сбыта. Он расписан на многие десятилетия. Продавайте услугу, зарабатывайте прибыль. Простейшая схема. Оплата нестабильна. Почему? Есть несколько моментов, которые можно рассматривать. Есть категория людей, которые до сих пор живут в позиции иждивенчества. Есть люди, которые не могут платить по тарифам. Они должны не стесняться и идти за помощью к государству. Они жители нашей страны, и государство обязано им помочь жить в нормальных условиях. И следующая часть жителей – те, кто должны платить в полном объеме. На них должно быть соответствующее воздействие. Но воздействовать уговорами нельзя. Должен быть закон, который обязывает заплатить за услуги. По большому счету, что происходит, если услуга получена, но не оплачена, - воровство. Взяли, забыли и ушли. Нужно изменить мировоззрение людей. И оно ведь меняется. Если раньше коммунальные услуги оплачивали по остаточному принципу (остались деньги в семейном бюджете – заплатили, не осталось – не заплатили), то теперь имеются другие приоритеты у плательщиков, и мы это видим. Можно четко проследить связь между днями выплаты зарплат или пенсий и поступлением платежей за коммунальные услуги. Буквально на следующий день люди несут деньги за коммунальные услуги в кассу. Сегодня можно сказать, что в конце месяца почти никто не платит.