STATUS QUO

ЮРИЙ ЧАПЛИЙ: НА ПРОТЯЖЕНИИ 5 МЕСЯЦЕВ 2003 ГОДА ЦЕНЫ НА ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХЛЕБА БЫЛИ СТАБИЛЬНЫМИ ...>>

- Юрий Григорьевич, какую работу проводит Государственная инспекция по контролю за ценами? Мониторинг цен на какие товары входит в ее обязанности? Проводите ли вы мониторинг тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги?
- Основными заданиями госинспекции является проведение мониторинга цен и тарифов на товары и услуги потребительского рынка (основные потребительские товары, отдельные виды нефтепродуктов, жилищно-коммунальные услуги, твердое топливо, сжиженный газ для бытовых нужд населения, услуги городского пассажирского транспорта), обобщение его результатов, подготовка предложений для стабилизации ценовой ситуации. В пределах своей компетенции инспекция осуществляет проверки порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также их экономического обоснования, оказывает местным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности методическую помощь, дает рекомендации по вопросам соблюдения порядка формирования, установления и применения цен и тарифов.
Когда это необходимо, мы предлагаем отменить противоречащие законодательству решения, принятые органами исполнительной власти местного самоуправления и касающиеся формирования, установления и применения цен и тарифов. За нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также невыполнение требований госинспекции цен применяем к предприятиям, учреждениям и организациям меры.
Кроме этого госинспекция цен вносит соответствующим органам, уполномоченным по вопросам ценообразования, предложения, касающиеся усовершенствования порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, осуществляет контроль над соблюдением государственных регулируемых цен и тарифов на перевозку пассажиров и багажа автобусами межгородских, межобластных маршрутов; на основные услуги электросвязи, международной, почтовой связи. В сферу ее внимания входят услуги по подписке и доставке периодических печатных изданий, выплате и доставке пенсий, предельные размеры платы за проживание в студенческих общежитиях, тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению для бытовых нужд, на природный газ, используемый для нужд населения; уголь, угольные брикеты, топливный торф, дрова, торфяные брикеты, сжиженный газ. Контролируется инспекцией предельный уровень торговой надбавки на детское питание; платные услуги лечебно-профилактических и санитарно-профилактических государственных и коммунальных заведений охраны здоровья, предельные торговые надбавки на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, цены на которые согласно перечню отечественных и импортных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения подлежат государственному регулированию, реализуются через аптечную сеть и приобретаются государственными и коммунальными заведениями охраны здоровья за бюджетные средства.
- Может ли инспекция, проанализировав тенденции изменения цен, давать свои рекомендации другим государственным структурам?
- Анализируя изменение цен в области, инспекция, в случае их резкого повышения, может вносить облгосадминистрации предложения о введении государственного регулирования цен. Например, в апреле 2002 г., инспекция проинформировала Харьковскую облгосадминистрацию о результатах мониторинга цен на молоко. Этот мониторинг был проведен в 1 квартале в сельскохозяйственных предприятиях-производителях, предприятиях перерабатывающей промышленности и в торговой сети. Инспекция внесла предложение ввести государственное регулирование цен на молоко и основные виды молокопродуктов.
Результатом предложения госинспекции цен стало введение в действие распоряжения облгосадминистрации (от 3 июня 2002 г.), которым предприятиям торговли, независимо от формы собственности, было рекомендовано временно, до 1 января 2003 г., ограничить уровни торговых надбавок, которые применяются при формировании розничных цен на молоко и основные виды молокопродуктов.
В мае 2003 г., учитывая предложения, подготовленные госинспекцией цен, облгосадминистрацией было принято распоряжение, которым предприятиям-изготовителям муки и хлеба, а также предприятиям торговли, независимо от форм собственности, рекомендовано до 1 января 2004 г. оставить без изменения цены, которые действовали на 1 марта 2003 г. (оптово-отпускные и розничные цены на хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки 1 и 2 сорта, хлеб белый из муки пшеничной 1 сорта, батон из пшеничной муки высшего сорта, оптово-отпускные цены на пшеничную и ржаную муку для производства указанных видов хлеба).

- Какие тенденциях изменения цен на основные продукты питания (и др. товары) наблюдаются в последнее время? Наблюдалось ли подорожание хлеба и изделий из муки? С чем связано подорожание круп?
- За 5 месяцев 2003 г. остаются стабильными цены на основные виды хлеба, а также мясо - говядину 1-й категории, колбасы вареные 1-го сорта, а на сметану и растительное масло цены немного снизились. В то же время выросли цены на крупы. Розничные цены на гречневую крупу - на 83,5% , на пшено - на 114,1% (по сравнению с концом 2002 г.). Если на конец 2002 г. розничные цены на гречневую крупу были 2,1-2,18 грн. за кг, а на пшено - 1,15 -1,35 грн. за кг, то по состоянию на 10 июня 2003 г. их уровень составил соответственно 3,28-4 грн. за кг и 2,3-2,89 грн. за кг. Анализ ценовой ситуации относительно этих товаров показал, что основными причинами повышения цен являются уменьшение почти вдвое валового сбора гречки и проса в 2002 г. из-за уменьшения посевных площадей (сбор гречки уменьшился с 221,4 тыс. ц в 2001 г. до 116,4 тыс. ц в 2002 г., проса - с 277 тыс. ц в 2001 г. до 106,6 тыс. ц в 2002 г.). В марте 2003 г. выросли цены на муку высшего сорта с 1,25 грн. до 1,6 грн. за кг. Своевременным вмешательством руководства облгосадминистрации был приостановлен рост цен, и с марта месяца они остаются стабильными.

- Применяла ли Госинспекция по контролю за ценами в Харьковской области меры к предприятиям, учреждениям и организациям за нарушение порядка формирования цен и тарифов?
- В 2002 г. инспекция провела 2333 проверки хозяйственных субъектов, в том числе по вопросам дисциплины цен - 944, мониторинга - 1389. Нарушение порядка формирования и применения цен и тарифов установлены на 312 предприятиях. К нарушителям применены экономические, финансовые и штрафные санкции на суму 538,5 тыс. грн. На 87 должностных лиц наложены админштрафы на сумму 7,3 тыс. грн. За 5 месяцев 2003 г. проведено 1176 проверок (480 - дисциплина цен, 696 - мониторинг). Нарушения установлены на 112 предприятиях. Сумма примененных санкций составляет 338,7 тыс. грн. Наложено 37 админштрафов на суму 3,2 тыс. грн.

- Были ли установлены инспекцией нарушения размеров установленных тарифов на коммунальные услуги, стоимость проезда в транспорте?
- За 5 месяцев 2003 г. инспекцией проверено 40 предприятий, которые предоставляют потребителям жилищно-коммунальные услуги. Нарушения порядка формирования и применения тарифов установлены на 11 предприятиях. К нарушителям применены экономические санкции на сумму 16,5 тыс. грн. К административной ответственности привлечено 3 человека, сумма штрафов составила 0,3 тыс. грн.
Правильность применения тарифов при формировании стоимости билетов на провоз пассажиров и багажа в автобусах на внутриобластных пригородных маршрутах проверена в 9 предприятиях. К 6-ти предприятим-нарушителям применены экономические санкции на общую сумму 25,3 тыс. грн. На 4-х должностных лиц наложены админштрафы в сумме 0,3 тыс. грн.

- Как конкретно осуществляется сбор информации? Обязаны ли субъекты предпринимательской деятельности предоставлять информацию инспекции? Какая ответственность предусмотрена за предоставление недостоверной информации?
- Сбор информации осуществляется на избранных для обследования предприятиях путем периодического отслеживания развития ценовой ситуации в сроки, установленные вышестоящей организацией. Достоверные данные об уровне и структуре цен или тарифов оформляются актом и предоставляются госинспекции. Согласно закону "О ценах и ценообразовании" все хозяйственные субъекты обязаны предоставлять информацию, необходимую для осуществления контроля за правильностью установления и применения цен.

- Для чего собирается информация? Кому инспекция предоставляет свои мониторинги?
- Мониторинг цен проводится с целью изучения ценовой ситуации на потребительском рынке, развития ее динамики, анализа и определения тенденций ее влияния на развитие инфляционных процессов в регионах и в Украине в целом. О результатах мониторинга госинспекция цен в Харьковской области информирует Государственную инспекцию по контролю за ценами, облгосадминистрацию, Главное управление экономики и рыночных отношений, Главное управление сельского хозяйства и продовольствия облгосадминистрации, Управление потребительского рынка Харьковского городского совета.

- Каким образом и кем принимаются меры по результатам анализа?
- Полномочия реагировать на результаты мониторинга предоставлены Кабинету министров. В соответствии с законом "О ценах и ценообразовании" в случае чрезмерного роста цен, ранее выведенных из-под контроля, Кабмини может принимать решение о временном возвращении к государственному регулированию цен и тарифов.


Справка "SQ". Чаплий Юрий Григорьевич родился в 1946 г. Образование высшее, кандидат экономических наук. Работал в комсомольских органах, заместителем директора Харьковского электромеханического завода, заместителем начальника управления экономики, начальником управления промышленности Харьковской облгосадминистрации. С марта 2001 г. - начальник государственной инспекции по контролю за ценами в Харьковской области.

Автор: , , ,