Последняя неделя года: приуроченные друг к другу митинги, фактор Шенцева и исключенный Жадан

В понедельник, 21 декабря, начальник Главного управления промышленности, транспорта и связи Харьковской облгосадминистрации Владилен Вавилов сообщил, что ГП "Завод им.Малышева" и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие ликвидировали задолженности по зарплате. Кроме того, на прошлой неделе ХАЗ передал заказчику из Египта самолет Ан-74. Это был уже третий самолет, построенный на авиазаводе в этом году.

Постучав по дереву, можно констатировать, что авиазавод стал выходить из затяжного штопора, в который его вогнало предыдущее руководство. Но есть у предприятия и проблемы: авиазавод по-прежнему должен банкам. Предполагалось, что эту задолженность можно будет погасить за счет государственных облигаций. В конце октября генеральный директор ХАЗа Анатолий Мялица заявлял, что ряд банков уже выкупил на бирже облигации Харьковского государственного авиационного производственного предприятия. По словам Мялицы, от продажи облигаций уже получено 380 млн.грн. Но в пятницу, 25 декабря, стало известно, что 22 и 24 декабря ХГАПП не смогло разместить на Украинской межбанковской валютной бирже облигации серии "G" на 330 млн.грн. из-за отсутствия заявок. Похоже, выкуп тех облигаций, о которых говорил Мялица, стал единственной успешной попыткой пристроить крупный пакет ценных бумаг авиазавода. Учитывая, что всего облигаций выпущено на сумму почти 1,7 млрд.грн., можно констатировать, что попытка справиться с кредиторской задолженностью авиазавода путем выпуска облигаций пока не увенчалась успехом. Впрочем, выпуск каждого нового самолета будет укреплять репутацию ХГАПП в глазах инвесторов, и, возможно, облигации удастся пристроить.

Некоторые харьковские промышленные гиганты находятся в настолько бедственном положении, что о размещении своих облигаций хотя бы на копейку могут только мечтать. Один из главных показателей состояния дел на предприятии – задолженность по заработной плате. Лидируют по этому невеселому показателю ГП "Харьковский приборостроительный завод им.Шевченко" (более 10 млн.грн.), ГП "Харьковский завод электроаппаратуры" (5 млн.грн.) и ГП "Харьковский электромеханический завод" (в первом квартале задолженность составляла 2 млн.грн., сейчас - 6 млн.грн.). Перспективу рассчитаться с долгами по зарплате имеет только ХЭМЗ, но перспектива эта довольно призрачная. Как резонно отметил Владилен Вавилов, "ХЭМЗ имеет очень серьезный перечень контрактов, которые сейчас находятся в проработке. Но эту проработку нужно было начинать два года назад, так как в энергомашиностроении ничто не выстреливает немедленно".

В понедельник, 21 декабря, перед зданием Харьковской облгосадминистрации состоялось целых два митинга предпринимателей, работающих на рынках. Более многочисленный митинг проходил под флагами БЮТ и славил Юлию Тимошенко. Учитывая сферу деятельности предпринимателей и вектор их поддержки, в том, кто являлся организатором митинга, не возникло никаких сомнений. Участники второго митинга (около 30 человек) выступали против организаторов митинга первого. Например, в числе прочих был замечен плакат "Фельдман, руки прочь от наших карманов!». Предприниматели более малочисленного митинга требовали выполнения администрацией рынков Харькова постановления Кабинета министров "О мерах по стабилизации цен за предоставление услуг и аренды на рынках в условиях финансово-экономического кризиса", которое ограничивает сборы, взимаемые администрацией рынков с предпринимателей.

То, что два этих митинга проходили одновременно, наводит на мысль, что один из них был приурочен к другому. Возможно, узнав о том, что БЮТовцы решили вывести предпринимателей на площадь, дабы в очередной раз заявить о своей поддержке Тимошенко, активисты общественного объединения предпринимателей Харьковской обл. "Слобожанщина" решили, что неплохо было бы в это же самое время заявить о нарушениях прав предпринимателей на рынках города. Но, скорее всего, имела место обратная ситуация: Александр Фельдман, узнав о готовящейся "Слобожанщиной" акции, решил на всякий случай «разбавить» возможную телевизионную картинку митингом лояльных к нему предпринимателей. Вывести людей на улицы под лозунгами "Хозяин "Барабашово" - молодец!" не комильфо даже для Фельдмана, а потому для акции была выбрана линия поддержки Тимошенко. Конечно, электоральный эффект от этого мероприятия нулевой, но отчитаться по партийной линии есть о чем, да и строптивые предприниматели, выступающие против администраций рынков, потерялись за бело-красными флагами.

И снова о делах партийных - теперь уже в стане Партии регионов. В четверг, 24 декабря, получила продолжение тема, которой старательно избегают местные "регионалы". Речь идет о конфликте по линии "руководители города – Дмитрий Шенцев", который привел к созданию в Харьковской области двух избирательных штабов Виктора Януковича – городского и областного. В четверг Михаил Добкин заявил:  "Не могу сказать, чья фамилия будет в списке кандидатов на должность губернатора Харьковской области, если Виктор Янукович станет президентом Украины. Я могу только сказать, что я бы не стал предлагать в этот список фамилию "Шенцев".

Фамилия Шенцева впервые публично была названа в контексте губернаторства. Интересно, что, несмотря на сопротивление городской власти, Шенцев вполне может стать губернатором. О его административных талантах ничего не известно, однако Янукович, став президентом, вполне может назначить Шенцева губернатором в качестве противовеса Михаилу Добкину, который, конечно, снова станет мэром. А противовес будет необходим, т.к. вполне может статься, что Добкин со временем "перерастет" партию, которая выдвинула его в мэры, и превратится в полностью самостоятельную политическую единицу. Поэтому поместить в харьковский политикум "сдерживающий фактор" в виде человека, конфликтующего с мэром, выглядит ходом вполне логичным. В конце концов, принцип "Разделяй и властвуй" никто не отменял.

Теперь о новостях транспортных. Во вторник, 22 декабря, стало известно, что 20 работников харьковского КП "Горэлектротранс" подали иски в суд на погашение им долгов по зарплате. Сообщил об этом   Андрей Ильгов, представитель инициативной группы "Прорвемся!". Напомним, на позапрошлой неделе эта группа самозваных правозащитников заявила, что будет инициировать собрание трудового коллектива и переизбрание профсоюзного комитета "Горэлектротранса". В общем, "Прорвемся!", похоже, не собирается оставлять "Горэлектротранс" в покое, продолжая пиариться на проблемах этого коммунального предприятия.

А городская власть тем временем представила общественности единый диспетчерский центр КП "Харьковпасс", который был открыт в здании управления КП "Харьковский метрополитен".  По словам мэра, с открытием диспетчерского центра реформа системы пассажирских перевозок не завершилась. Планируется, что реформирование продолжится, причем основой сети будут станции метрополитена и маршруты горэлектротранспорта. Системой GPS будут оснащены сначала подвижной состав "Горэлектротранса", а затем и пассажирские автобусы. GPS в дышащих на ладан трамваях будут смотреться весьма экзотично.

И последняя транспортная новость прошлой недели: в среду, 23 декабря, члены штаба по строительству метро во главе с Михаилом Добкиным преодолели расстояние между станциями "23 Августа" и "Алексеевская" на дрезине. Таким образом общественности было наглядно продемонстрировано, что работы ведутся ударными темпами, а 75 млн.грн., выделенные Кабмином на строительство "Алексеевской", успешно освоены.

И напоследок - новость "культурная": по инициативе Михаила Добкина харьковского писателя Сергея Жадана исключили из списка 29 лиц, отмеченных творческими премиями горисполкома. По словам мэра, Жадан причастен к сжиганию книг Евгения Кушнарева во время "оранжевой" революции. "Здесь нет ничего личного, я доверяю мнению экспертов, которые включили его в этот список, но считаю, что люди, которые имеют талант, должны жизненным примером показывать, как надо поступать и как не надо", - заявил Добкин.

Со стороны мэра такой ход выглядит нелогичным: премия вручается за творческие достижения, а не за политические взгляды, которые, в отличие от настоящего таланта, подвержены трансформациям.

Конечно, вряд ли подобные сравнения уместны с точки зрения масштаба дарований, однако если бы все рассуждали, как Михаил Добкин, то бывший солдат СС Гюнтер Грасс не получил бы Нобелевской премии по литературе, а коллаборационист Селин не считался бы классиком французской литературы.