Зампредседателя Харьковского облсовета В.Казакова: По законодательству закрывать школы в сельской местности запрещено

Недавно в Харькове разгорелись два громких конфликта, связанных с областной коммунальной собственностью. Речь идет о кампании против приватизации кинотеатра "Боммеръ" и акции протеста, которую огласил коллектив газеты "Слобідський край" в связи с прекращением финансирования газеты. Об этих и других проблемах рассказала в программе "STATUS QUO" заместитель председателя Харьковского облсовета Виктория Казакова.

- Виктория Сергеевна, участники общественной кампании "Спасти "Боммеръ" призывают оставить этот кинотеатр в коммунальной собственности. Пойдет ли на это облсовет?

- Этот вопрос будет обязательно рассмотрен. Согласно законодательству Украины о рассмотрении обращений граждан, мы обязательно вынесем этот вопрос на обсуждение. И первую попытку диалога с участниками общественной кампании мы уже сделали: в начале недели я встречалась с представителями инициативной группы, мы обсудили эту проблему и пришли к выводу, что необходимо в обязательном порядке провести диалог в форме круглого стола. К этому диалогу нужно привлечь всех участников этого процесса, включая первых лиц нашей области, профильное управление обладминистрации, руководство кинотеатра, представителей инициативной группы, депутатский корпус облсовета. И при таком коллегиальном обсуждении, я думаю, мы найдем выход. Эта ситуация не нова: еще в апреле 2007 г. было принято первое решение о приватизации "Боммера". Это бывшее коммунальное предприятие, которые трудовым коллективом было взято в аренду целым имущественным комплексом до 2013 г. Этот объект выставили на приватизацию и проголосовали за его продажу, но через месяц по инициативе трудового коллектива депутаты вывели его из перечня объектов, подлежащих приватизации. В данном случае, когда речь идет о решении сессии от 26 июля 2009 г., ситуация была следующая. Мы, то есть аппарат и депутатский корпус облсовета, согласно установленному нами порядку начали проведение процедуры приватизации. Эта процедура предполагает обязательное согласие на приватизацию одного из субъектов приватизационного процесса - трудового коллектива, представленного ООО "Боммеръ", и непосредственно руководителя предприятия.

- И это согласие было дано?

- Да, согласие было дано, и этот факт подтвержден официальным документом. Также было получено согласие на приватизацию от кинотеатра от профильного управления облгосадминистрации и постоянных профильных комиссий облсовета - комиссии по совместной собственности и по культуре. И депутатский корпус, учитывая все эти факторы, принял решение о приватизации кинотеатра. Я прекрасно понимаю тех молодых ребят, которые развернули кампанию, и поддерживаю такую высокую общественную активность по защите учреждения культуры. Это очень правильно и хорошо, но, к сожалению, несвоевременно. Но, тем не менее, эта ситуация обязательно будет нами рассмотрена. И если будет соответствующая инициатива, мы обязательно поднимем вопрос об отмене того решения, то есть о выведении кинотеатра из перечня объектов, подлежащих приватизации. Дальше все будет зависеть от того, как проголосует депутатский корпус.

- По Вашему мнению, нужно ли приватизировать кинотеатр?

- Я вообще небольшой сторонник приватизации. Я отношусь с осторожностью к приватизации таких объектов социально-культурного назначения, поскольку считаю, что в эпоху кризиса продавать проще, но это не совсем правильно и, возможно, экономически невыгодно. Это подтвердила ситуация с кинотеатром им.Орджоникидзе, стоимость которого неоднократно уменьшалась при продаже. Я хочу сразу сказать, чтобы у нас не было никаких спекуляций по этому поводу, почему вообще было принято решение о продаже кинотеатра "Боммеръ". Это решение было принято в связи с тем, что одним из ресурсов для наполнения бюджета развития как раз являются средства от приватизации, которые предоставляют возможность финансировать нашу пресловутую программу социально-экономического развития. Более того, сама облгосадминистрация, которая, как мне известно, подписала крупным размашистым почерком письмо в поддержку кинотеатра "Боммеръ", 23 апреля 2009 г. передала в облсовет следующую инициативу: "З метою реконструкції стадіону ОСК "Металіст", обласної філармонії, будівництва метрополітену та ін. соціально-значимих об'єктів збільшити бюджет розвитку на суму приблизно 80 млн.грн.". На тот момент 20 млн.грн. уже было нами запланировано, а часть из них освоена. То есть облгосадминистрация требует от нас увеличения этих ресурсов, поэтому мы идем на приватизацию и непопулярные шаги. Но самое главное - в рамках существующего законодательства никаких процессуальных нарушений не было.

- Позицию облгосадминистрации озвучил губернатор Арсен Аваков: "Меня очень удивило, что в поддержку спасения кинотеатра "Боммеръ" работает общественное движение, поскольку спасать его не от чего. Кинотеатр включен в список объектов на приватизацию только при условии, что коллектив сможет сделать это самостоятельно или же найдет своего инвестора и скажет, что этот кинотеатр будет работать еще 100 или 200 лет". По Вашему мнению, насколько это конструктивно и вообще возможно?

- Это безусловно конструктивно, так как речь идет о так называемом условии приватизации и обязательном этапе отработки процесса приватизации. Но мне сложно судить, насколько лукавит или не лукавит администрация, когда, с одной стороны, говорит о том, что хочет сохранить этот кинотеатр, а с другой - позволяет его приватизацию. Если процедура приватизации таки состоится, то одним из обязательных первоочередных условий ее проведения будет сохранение за объектом профиля учреждения культуры.

- Виктория Сергеевна, вторая нашумевшая тема - прекращение финансирования газеты "Слобідський край". Напомню, харьковская газета "Слобідський край" объявила акцию протеста: 8-страничный номер газеты от 23 сентября вышел с напечатанными на большинстве полос словами "Акция протеста". Таким образом коллектив газеты отреагировал на приостановку финансирования издания учредителями - Харьковским облсоветом и Харьковской облгосадминистрацией. Коллектив газеты считает причиной прекращения финансирования разногласия между обладминистрацией и облсоветом по поводу степени своего влияния на редакционную политику издания.

- Я бы хотела вас сразу поправить: это не прекращение финансирования, это финансирование в рамках, которые были предусмотрены бюджетом на 2009 г. согласно комплексной программе гуманитарного развития. Объем финансирования для "Слобідського края" был установлен в сумме 400 тыс.грн. В предыдущие годы это было более 700 тыс.грн., а в 2008 г. - 820 тыс.грн. Сказать, что финансирование газеты прекращено, нельзя: оно осуществлялось в запланированных рамках, согласно комплексной программе, которую утверждали депутаты облсовета, и инициатива по финансированию исходила от облгосадминистрации. Если помните, тогда развернулась дискуссия о том, что если мы не утверждаем эти программы, то отзывается бюджет, и сейчас, я думаю, мы наблюдаем отголоски этих противоречий. Хочу подчеркнуть, что учредителей газеты трое - трудовой коллектив, облгосадминистрация и облсовет. И мы не раз пытались убедить облгосадминистрацию в необходимости выделения дополнительных средств на финансирование газеты. В 2009 г. практически в два раза сокращена численность журналистов газеты. Но нельзя делать людей заложниками ситуации и каких-либо разногласий. А разногласие заключается в том, что облгосадминистрация в лице профильного управления не поддерживает инициативу облсовета о необходимости выделения газете дополнительных средств. Эти средства пойдут, прежде всего, на выплату задолженности по зарплате, которая, по моим данным, составляет более 150 тыс.грн. На сегодня профильные комиссии облсовета готовы вынести на обсуждение сессии проект изменений бюджета 2009 г. с целью выделения дополнительных средств газете.

- Все ли депутаты едины в таком порыве?

- Безусловно, это будет решено на пленарном заседании. Но насколько мне известно, профильная комиссия едина в этом порыве.

- Но облгосадминистрация заявила, что выявила факт нецелевого использования средств руководством газеты и передала материалы в прокуратуру.

- Допускаю, что у облгосадминистрации могли возникнуть такие сомнения, у профильного управления, которое обязано руководить деятельностью этого предприятия. У меня тоже очень много вопросов, и я это подчеркивала на заседаниях постоянных комиссий, когда мы в августе пытались разобраться с этой проблемой. У меня тоже есть серьезные претензии к эффективному управлению работой коммунального предприятия, есть претензии к информационной и кадровой политике. Но из-за недоработок руководства не могут страдать люди - это совершенно недопустимо.

- А действительно ли между обладминистрацией и облсоветом есть разногласия в редакционной политике?

- Вы знаете, облсовет вообще не вмешивается в редакционную политику газеты. У меня есть претензии к деятельности предприятия, которое как хозрасчетное должно приносить прибыль. Меня интересует, есть ли спецкоры, как формируется информационная политика по отношению к районам области, насколько насыщена эта газета, какие материалы в ней публикуются... Ведь всем известная общеполитическая газета "Главное" выходит тиражом 96 тыс. экземпляров. А "Слобідський край", хоть и отяжелен таким статусом, имеет очень небольшой тираж. Совершенствовать его коммерческую работу нужно обязательно, потому что любое коммерческое хозрасчетное предприятие - это предприятие, получающее прибыль.

- Виктория Сергеевна, в этом году было принято решение закрыть малокомплектные школы. Вы являетесь противником этого решения. Почему?

- Я являюсь очень жестким противником этого решения, причем не только я, но также депутатский корпус и профильная постоянная комиссия облсовета. Во-первых, есть четкие законодательные акты - это закон о среднем образовании и постановление Кабинета министров от декабря 2008 г. о моратории на закрытие школ. Согласно двум этим законодательным актам закрытие школ в сельской местности не допускается.

- Даже если в школе три человека?

- Даже если в школе три человека. Там рекомендуется создать учебно-дошкольный комплекс - это фактически школа-сад, куда будут ходить дети. И постановление Кабмина обязывает так поступать во всех населенных пунктах сельской местности, где есть дети школьного возраста. Я абсолютно уверена, что закрытие школы в селе - это гибель села. Когда мы с ректором педуниверситета Иваном Прокопенко посещали районыобласти, он сказал: "Я уже был свидетелем подобной кампании. Там, где закрыли школы, погибли села".

На сегодня сложилась просто дикая ситуация. У нас есть официальный документ от Главного управления образования и науки, который прислали на наш запрос о том, сколько все-таки закрыто школ. Мы хотели получить официальную статистику, так как 17 августа мы услышали цифру шесть, потом три, потом - что деятельность ряда школ приостановлена. Что значит "приостановлена"? Приостановлена на год, на час, на два? Как потом восстанавливать работу учреждения? Так вот, в обладминистрации нам дали информацию, что в области 904 школы, и не одна из них не закрыта. А у нас есть информация от 10 сентября из областной прокуратуры, где четко указаны не только факты закрытия и приостановки работы школ, но и наличия протестов прокуроров соответствующих районов. Можете себе представить уровень нарушений, если районная прокуратура выносит протесты на решения райадминистраций по поводу таких действий с сельскими школами? В Харьковской области - 30% малочисленных школ. Так что, мы должны закрыть 30% и оставить 30% населенных пунктов вообще без средств для дальнейшей жизни? А вы знаете, что 48% наших детей обучаются именно в сельских школах?

- Но у этой проблемы есть еще одна сторона. Как заявил начальник Главного управления науки и образования Харьковской облгосадминистрации Виктор Гарькавец, "в последнее время из-за демографической ситуации в стране возрастает количество школ, в которых обучается менее 5 человек. За 2008-2009 гг. количество таких школ в сельских районах увеличилось на 33, и теперь их насчитывается 138. В связи с этим возникает ряд проблем, основная из которых – нецелесообразность и экономическая необоснованность функционирования малочисленных школ. В школах, где класс состоит из 1-3 учеников, дети не могут получить надлежащий уровень знаний, необходимый для последующего получения образования в вузах". Вам не кажется, что В.Гарькавец в чем-то прав? Можно ли в школе, где не хватает учителей, обеспечить надлежащий уровень знаний?

- Я как чиновник не могу руководствоваться понятием "кажется": чиновник должен иметь четкие цифры экономической нецелесообразности. Их нет. Только один чиновник озвучил недостаток в объеме 58 млн.грн. на финансирование украинских школ из госбюджета. Из-за того, что центральная власть работает неэффективно, должны страдать люди на местах? Да им дела нет до того, что кто-то в Киеве работает настолько плохо, что должны закрываться школы. Покажите эти цифры, скажите конкретно, сколько на это расходуется средств, а сколько недостает. Хочу привести пример Изюмского района. В двух школах района дети не учатся (в одной из них 12 человек, в другой - 15), потому что есть приказ председателя районной администрации приостановить обучение. Никто не хотел предоставлять детям нормальные автобусы, чтобы возить по 10 км в школы. Я надеюсь, что эта ситуация будет разрешена, причем вероятно - с помощью правоохранительных органов.

- Виктория Сергеевна, Вы длительное время возглавляли фармацевтическое управление обладминистрации. Наверняка Вы следите за тем, что сейчас происходит на этом рынке. Скажите, как Вы оцениваете ситуацию, которая сложилась с рынком лекарственных средств?

- Вы знаете, я недавно оппонировала по одной диссертационной работе, и в ходе защиты между членами ученого совета возник спор по поводу того, как трактовать законы. Никто не мог представить, что в рамках законодательства в области здравоохранения будут возможны такие коллизии и противоречия, которые влекут серьезные последствия. Самая элементарная проблема - это та, которая возникала с закупкой инсулина, когда вновь вышедший приказ вносил определенные коррективы, противоречившие действующему законодательству. Существует закон о лекарственных средствах, но к нему есть еще ряд подзаконных актов, которые фактически перечеркивают закон.

- Эти противоречия были всегда?

- Нет, Вы знаете, это произошло именно в 2008 г.

- Как это отражается на потребителях?

- Не лучшим образом, потому что Кабмин, не продумывая формулировки, не продумывает изданных нормативных актов к основному закону. Работать сейчас на фармацевтическом рынке очень сложно. Я имею в виду и то повышение цен, с которым мы сталкивались, и отсутствие на фармацевтическом рынке ряда препаратов, практически полное забвение отечественного производителя...

- Работают ли сейчас в Харькове фармацевтические заводы?

- Работают. Могли бы работать и лучше, если бы в законе была предусмотрена финансовая поддержка со стороны центральных органов власти. Но такой поддержки нет. И с января 2009 г. мы должны работать на стандартах GMP, но у многих предприятий не хватает ресурсов, чтобы самостоятельно это обеспечить и выйти на международный уровень. Отсюда возможные спады производства, сокращение номенклатуры, а все это сказывается на производителе. Плюс не совсем нормальная ситуация с инспекцией по контролю за качеством лекарственных средств: переподчинение ей ряда инстанций происходит не совсем в правовом порядке, и отсюда протесты фармработников. Я бы сказала, что на сегодняшний день действует узурпированная законодательная база.

- Стоит ли ожидать дальнейшего повышения цен на лекарственные препараты? Руководитель Ассоциации фармработников Елена Продникова заявила, что "аптеки розничной сети вынуждены повышать цены на лекарства в связи с ростом поборов со стороны чиновников". Директор по маркетингу фармацевтической маркетинговой группы "Бизнес-кредит" Ирина Деревянко в противовес Продниковой утверждает, что "рост цен на лекарства прямо пропорционален росту курса доллара". Виктория Сергеевна, Ваш прогноз по этому поводу?

- Я бы не стала пугать наших людей тем, что возможен резкий скачок цен. Фармацевтический рынок не отделим от прочего рынка продуктов народного хозяйства. Хотя я поддерживаю мнение представителя фармацевтической общественности, которая с такой критикой выступила в адрес руководства. Причина такого мнения и такого негатива в том, что на несовершенную законодательную базу еще накладывается неэффективная система управления, когда инспекция по контролю за качеством лекарственных средств оттянула на себя ряд несвойственных ей функций.