Замначальника ГУ образования обладминистрации Г.Михайленко: Благодаря внешнему тестированию удалось победить коррупцию в вузах

Сейчас в разгаре кампания по оцениванию знаний желающих поступить в высшие учебные заведения. Об особенностях этой кампании рассказала в программе "STATUS QUO" заместитель начальника Главного управления образования и науки Харьковской облгосадминистрации Галина Михайленко.

- Галина Владимировна, за годы независимости в Украине сменилось уже несколько министров образования. Каждый из них проводил какие-то кардинальные изменения в этой сфере: было введено 12-балльное оценивание знаний, 12-летний срок обучения, теперь внедрено тестирование. Нужны ли такие революции в сфере образования, ведь советское образование считалось одним из лучших в мире?

- На то время советская система образования действительно была очень эффективной и результативной. Но идут годы, и Украина точно так же, как и весь мир, не стоит на месте, система образования интегрируется в европейскую систему. И, конечно же, 12-балльное оценивание знаний, 12-летний срок обучения, внедрение внешнего оценивания в форме тестирования - это те подходы, которые применяются в других странах Европы и мира. Знания наших школьников и студентов не могут оцениваться и использоваться только в Украине. У нас практикуются обмены студентами, школьниками, наши дети учатся в других странах. И, конечно же, ведется интеграция учебных программ и самого содержания образования. Этим и вызваны новые преобразования в системе образования.

- Насколько я знаю, назревает еще одно крупное нововведение в сфере образования. В январе 2009 г. директор Харьковского регионального центра оценивания качества образования Александр Сидоренко заявил: "Вместо внешнего независимого оценивания знаний в Украине планируется ввести тестирование способностей. При внешнем оценивании анализируются фактические знания: количество выученного, усвоенного, того, что запомнилось. Идея новой системы – определение степени способностей. Сейчас разрабатывается база такого тестирования. Пробное тестирование способностей планируется провести в 2010 г. в отдельных регионах страны наряду с внешним оцениванием". Галина Владимировна, на Ваш взгляд, для чего нужно вводить новую систему тестирования?

- Я хочу подчеркнуть, что Украина находится в поисках своей системы внешнего оценивания знаний. Нужно оценивать не реальный уровень знаний детей, а уровень их способностей - как они дальше будут учиться, какими специалистами станут. Было бы идеально, если бы каждого человека можно было использовать по уровню его способностей и заранее определить его задатки как будущего специалиста.

- Это тестирование предлагается проводить для выпускников?

- Для абитуриентов.

- Не возникнет ли ситуация, когда будут поощряться способные двоечники, а трудолюбивые отличники будут забыты?

- Мы знаем, что способный отличник не всегда становится высококлассным специалистом. Потому что тот человек, который найдет себя в отдельном направлении деятельности, достигнет большего в жизни и в развитии своей личности.

- Получается, что школьники и их родители только вникли в систему тестирования, которая реализуется сейчас, и буквально в следующем году им придется перестраиваться на новую систему?

- Я не могу сказать, что будет в следующем году. И к этой системе еще не привыкли, потому что в этом году по сравнению с прошлым есть существенные отличия при проведении тестирования.

- Кстати, какие существенные отличия в этом году?

- В этом году система тестирования - это одна из форм государственной итоговой аттестации, то есть это те выпускные экзамены в школах, по результатам которых выдаются аттестаты. В прошлом году было по-другому: каждый выпускник имел право или засчитать результаты тестирования как государственной аттестации, или сдавать экзамены в школе, результаты которых пойдут в аттестат. В этом году если ребенок выбрал тестирование, то этот результат идет в аттестат.

- А в этом году дети могли выбирать экзамены?

- Конечно. Школьники обязаны выбрать до пяти экзаменов. Какой из них и в какой форме сдавать, каждый ребенок определял до 20 апреля в своем заявлении на имя директора школы. Два или три из них нужно было сдавать в форме тестирования, остальные - в форме обычного экзамена, устного или письменного.

- А сколько детей выбрало тестирование?

- 98% выпускников области зарегистрировались на прохождение тестирования, каждый из них выбрал количество предметов, которые будет сдавать в форме тестирования. Больше всего зарегистрировались на тест по украинскому языку и литературе.

- Это обязательный тест?

- Это обязательный выпускной экзамен.

- Согласно сообщениям вашего управления, явка выпускников на тестирование составляет приблизительно 93-94%. А почему не приходят остальные дети?

- Мы анализируем такие ситуации, для нас это важно, поскольку связано с выдачей аттестата. Анализ таких случаев показывает, что в основном не приходят выпускники прошлых лет. Очень невелик процент детей, которые не явились на проведение тестирования по уважительным причинам. По результатам явки заседает регламентная комиссия при региональном центре оценивания, в состав которой входят специалисты и Главного управления образования. Комиссия рассматривает каждый случай неявки. То есть если у зарегистрировавшегося была уважительная причина - болезнь, другая экстремальная ситуация, - то, конечно, будет принято решение в пользу ребенка, и ему будет предоставлена возможность еще раз пройти тестирование. Если же будет выявлена неуважительная причина, то ребенок не будет допущен к прохождению этого тестирования. А по нормативам этого года такой ребенок не имеет права сдавать этот экзамен и в школе, то есть он не может получить аттестат и будет вынужден остаться в школе еще на один год.

- В прошлом году было достаточно много противников новой системы тестирования. Сократилось ли их количество?

- Сколько людей, столько и мнений. Новое всегда вызывает сопротивление у людей. Но я хочу сказать, что многие родители звонили в управление и при личной встрече говорили, что только тестирование помогло их детям стать студентами престижных вузов.

- Но ведь наверняка были недостатки при проведении тестирования в прошлом году. Какие из них были устранены в нынешнем году?

- Я не могу сказать, что были какие-то недостатки. Мы не получили ни одного обращения или претензии какого-то участника тестирования.

 - Подвергалось критике то, что в прошлом году ученики в мае и сдавали тесты, и продолжали учиться. В этом году в мае они только сдают тесты...

- Это тоже отличие этого учебного года, потому что вычитка учебных программ закончилась 30 апреля, а весь май (с 6 мая началось первое тестирование) идет индивидуально-групповая форма обучения. Я не хочу сказать, что не проводятся занятия; это новая форма обучения, которая направлена на то, чтобы дети как можно лучше смогли подготовиться к тестированию и экзаменам.

- Приведу все-таки харьковского мецената Юрия Сапронова цитату по поводу недостатков новой системы тестирования: "Бездумное, абсолютизированное внедрение так называемого внешнего независимого оценивания, как цунами, разрушает еще пока уцелевшую СОВЕТСКУЮ систему среднего образования, кстати, лучшую в мире. Сегодня учителя с ужасом отмечают резкое падение мотивации у учеников старших классов к изучению всех предметов, кроме тех, которые понадобятся для внешнего оценивания. Уму непостижимо, но оценки школьного аттестата никак не учитываются при поступлении! Кого же мы получим после окончания средней школы в таких условиях? Сплошных неучей!". Какова Ваша позиция относительно мотивации старшеклассников изучать те предметы, которые не входят в тестирование?

- Я хочу сказать, что по результатам прошлого года в сентябре у нас было проведено собрание, где присутствовали директора школ, ректора вузов, родители и дети. И мы обсуждали те проблемы, которые возникали в прошлом году, и что бы мы хотели изменить в будущем. Мы направили письмо с предложениями в Министерство образования. Основной проблемой является то, что сейчас не учитываются результаты школьного аттестата. И уже проект нового закона, который должен быть принят Верховной Радой, предусматривает, что результаты школьного аттестата обязательно должны быть учтены. Результаты тестирования действительны только один год, в следующем году нужно заново проходить тесты, а аттестат выдается на всю жизнь. И, конечно, важно, какие оценки ребенок получил по тем предметам, которые не включены в тестирование. Я думаю, что это повысит мотивацию учеников уделять внимание всем предметам. Внедрение тестирования сегодня заставило родителей понять, что в эпицентре всего стоят знания детей.

В последнее время мы были свидетелями того, как падал престиж обучения, престиж науки. Так больше продолжаться не могло, поэтому надо было найти какой-то современный выход, который заставил бы детей сесть за учебники, дал понять родителям, что только реальные знания помогут ребенку поступить в вуз. Конечно же, это тестирование.

- Давайте послушаем, что сказал по этому поводу ректор Харьковского национального педагогического университета им.Г.Сковороды Иван Прокопенко: "Уровень подготовки первокурсников в этом году выше, чем в предыдущие годы. Внешнее независимое тестирование отсекло слабых абитуриентов. Но судить о качестве среднего образования в целом только по результатам тестирования нельзя, поскольку подготовиться к трем предметам, необходимым для поступления в вуз, легче, чем хорошо знать все дисциплины. Количество медалистов, которые поступили на первый курс, резко сократилось: в педуниверситет в этом году поступило 95 медалистов, а не 400-500 чел. как в предыдущие годы". Галина Владимировна, о чем свидетельствует сокращение количества медалистов?

- Я бы не сказала, что количество медалистов сократилось. В прошлом году у нас было 1 тысяча 262 медалиста, которые после тестирования так и остались медалистами.

- Видимо, медалисты стали меньше поступать в пединститут?

- Наверное. В этом году на медали претендуют 1 тысяча 117 человек, то есть приблизительно на том же уровне. По прошлому году мы не можем оценивать, какое количество медалистов не поступи в вузы. В прошлом году у них была возможность пересдать в школе в форме экзаменов те предметы, результаты по которым их не устраивали. В итоге все претенденты подтвердили свои знания. По окончанию этого года мы сможем проанализировать ситуацию, потому что не все претенденты на медали пишут внешнее оценивание. Если будут низкие показатели по внешнему оцениванию, то ребенок не сможет получить медаль.

- Тестирование вводилось и для того, чтобы уменьшить уровень коррупции в вузах при поступлении. Удалось ли этого достичь либо, как говорят многие источники, коррупция только возросла?

- На мой взгляд, удалось. Поскольку я не знаю ни одного случая, чтобы в этом году студентами вузов стали те дети, которые не прошли внешнее оценивание. За этим стоят контролирующие органы.

- Критиковалось также большое количество льготных категорий детей, которые могли без тестирования поступить в вузы. В этом году вроде бы количество таких мест сокращено.

- Да, значительно сокращено. Эта ахиллесова пята, которая была в прошлом году в условиях приема. В этом году только некоторые категории абитуриентов имеют право на льготы. Это, прежде всего, дети первой и второй степени инвалидности. Кроме того, абитуриенты, которые уволены из вооруженных сил, тоже имеют право по экзаменам в вузе стать студентами. Также экзамены в вузе сдают иностранцы. Все остальные категории абитуриентов обязательно должны пройти тестирование.

- Скоро прозвенит последний звонок, в июне состоятся выпускные. Скажите, Вы можете сравнить выпускников этого года и прошлого года с выпускниками 10 лет назад? Насколько они отличаются?

- Как каждое поколение отличается друг от друга.

- Какие нынешние выпускники?

- Хорошие. Все наши дети, все выпускники с каждым годом становятся лучше, потому что они умнее, они мудрее, практичнее, чем были выпускники прошлых лет. И развитие общества, безусловно, сказывается на развитии каждого ребенка, в том числе и на выпускниках.