Экспертно-аналитический центр "Региональная прагматика" собирается передать ряд предложений  рабочей группе по вопросам административно-территориальной реформы при Министерстве регионального развития и строительства. Об этом 25 марта в пресс-центре информагентства "STATUS QUO" сообщил руководитель центра, депутат Харьковского облсовета (фракция Партии регионов) Андрей Стронов.

"Мы не ставим задачу разработать концепцию административно-территориального устройства страны на уровне нашего центра. Но мы хотим внести предложения рабочей группе Минрегионстроя, а потом донести до общественности, к чему эта реформа приведет. Но чтобы наши наработки приняли форму предложений, необходимо еще будет работать с экспертами. Думаю, может, через месяц это выльется в конкретные предложения. При обсуждении будем пытаться отстаивать их, доказывать нашу точку зрения. Насколько это получится, я не могу прогнозировать. Но если при обсуждении этой концепции мнение громады будет доноситься со всех областей, то, думаю, от этого будет только польза", - отметил А.Стронов.

Сейчас, по его словам, в стране уже назрела острая необходимость проведения такой реформы и принятия специального закона об административно-территориальном устройстве. "С 1997 г. центральная власть издала девять указов о создании рабочих групп или специальных комиссий по разработке концепций административно-территориальной реформы или подготовке соответствующих законов. Но на сегодня ни одна концепция не принята, и ее разработкой занимается рабочая группа при Минрегионстрое", - сообщил А.Стронов.

Он также отметил, что на сегодня в Украине административно-территориальное устройство регулируется Конституцией, решением Конституционного суда от 2001 г., указом президиума Верховного Совета Украинской ССР от 1981 г. и постановлением Верховной рады АР Крым от 1999 г. "Нормы в этих документах нередко противоречат друг другу или же между ними наблюдаются нестыковки. Например, в указе есть определение административно-территориальных единиц "поселок городского типа" и "сельсовет", а в Конституции таких административно-территориальных единиц нет вообще. Или, наоборот, в Конституции речь идет об АР Крым и городах со спецстатусом Киев и Севастополь, а в указе такого нет и быть не могло. Есть и другие моменты, когда существующая нормативно-правовая база вступает в конфликт сама с собой", - отметил руководитель центра "Региональная прагматика".

"Нынешняя система административно-территориального устройства имеет ряд минусов. Взять, скажем, формирование районов: в Харьковском проживает 180 тыс. жителей, а в Коломакском - 7 тыс. И там, и там есть органы местного самоуправления и администрации, но нагрузка на них и, соответственно, оказание качественных услуг жителям разные", - сообщил А.Стронов.

По его словам, предложения центра "Региональная прагматика" для рабочей группы Минрегионстроя будут прежде всего направлены на то, чтобы жители в любом населенном пункте могли получать максимальное количество качественных медицинских, образовательных, социальных и других услуг, не поднимаясь на более высокий уровень - района или области. "Предусматривается, что и бюджетные отношения будут формироваться на местных уровнях, потому что государство давно уже не финансирует делегированные местным органам самоуправления полномочия в полном объеме. Но после реформы делегированных полномочий не будет, они, как и бюджетные отношения, будут формироваться на местном уровне", - отметил А.Стронов.

Он также напомнил, что в Украине уже предлагался ряд концепций административно-территориального устройства страны. В частности, в 2005 г. была предложена концепция вице-премьер-министра Романа Бессмертного, в 2010 г. - концепция Минрегионстроя, но поддержки они не нашли. Позже проект закона о территориальном устройстве Украины подал нардеп, лидер партии "Гражданская позиция" Анатолий Гриценко, а Минрегионстрой - пакет законопроектов об административно-территориальном устройстве, о господдержке объединений сельских территориальных громад, о местном самоуправлении и местных госадминистрациях. Также был презентован доклад Академии наук Украины "Новый курс реформ в Украине", где была представлена концепция административно-территориального устройства, и ряд концепций от Ассоциации органов местного самоуправления.

"А если мы возьмем за основу закон об основах внутренней политики, принятый летом 2010 г. и которым определяется интеграция Украины в европейское пространство, то, в соответствии с ним, необходимо учесть существующие европейские стандарты учета статистики, которые разграничивают уровни формирования административно-территориальных единиц. Если выстроить такую модель, то на районном уровне будет 150 тыс. жителей. В таком случае в Харьковской области было бы 10-12 районов. Но если мы будем встраивать любую новую модель в Конституцию, то действенной реформы мы не получим. Необходимо на уровне всех политических сил добиться понимания того, что надо будет вносить изменения в Конституцию и не спекулировать на этом вопросе. Кроме того, прежде чем писать законопроект или подавать его на рассмотрение, надо провести широкое обсуждение этого вопроса, чтобы было понимание этой реформы в обществе", - подчеркнул А.Стронов.

Справка "SQ". 25 марта в информагентстве "STATUS QUO" состоялась презентация экспертно-аналитического центра "Региональная прагматика". Во время презентации А.Стронов представил материалы первого исследования  "Региональной прагматики" на тему "Теория и практика административно-территориального реформирования в Украине" с анализом концепций административно-территориальной реформы, перспектив ее проведения.