Рассредоточение власти от Литвина, особый статус Фельдмана и новый порядок на Конном

Во вторник, 16 июня, Харьков посетил председатель Верховной Рады Владимир Литвин. В ходе визита он порадовал харьковчан несколькими интересными заявлениями. Например, спикер поведал, что Конституционный суд Украины целесообразно перевести в Харьков - для так называемого "рассредоточения власти". В нашем городе, по словам Литвина, много специалистов по законодательной деятельности. Конечно, спикер в чем-то прав: в Харькове действительно много профессионалов в разных видах деятельности – от юриспруденции до приготовления шаурмы. Только вряд ли Харьков, несмотря на напыщенное "Первая столица", может тягаться с Киевом по количеству специалистов в области обеспечения властных полномочий.

А вот идея "рассредоточения власти" по-своему очень интересная. Можно, например, перенести Нацбанк в Одессу, Минпромполитики - в Донецк, Министерство культуры - во Львов, остальной Кабмин - в Днепропетровск… Харькову, кроме Конституционного суда, достанется Министерство торговли, здание которого можно будет разместить посреди ТЦ "Барабашово" (не забыв обложить здание министерства кучами песка для противопожарной безопасности). Киев можно будет сделать райцентром Житомирской области и таким образом раз и навсегда решить "проблему Черновецкого", который из мэра столицы превратится в мэра райцентра и уже не будет так будоражить всю страну своими экстравагантными инициативами.

Еще одно любопытное высказывание Литвина касалось Евро-2012. По его словам, для реализации проектов в рамках Евро Харькову необходимо всего-то… выделить из госбюджета миллиард гривен. Спикер добавил, что это проблема правительства, которое 15 сентября должно представить проект бюджета 2009 г. на рассмотрение парламента.

Проще простого приехать в город и рассказать, что этому городу нужно и кто это должен обеспечить. Кстати, Харьков не единственный город, в котором все знающий спикер делился подобными соображениями. Например, 27 мая в Запорожье он попенял местной власти за то, что она не может решить проблему с мостами. А в Севастополе, где спикер был с визитом в апреле, журналистам раздали папки с материалами о будущем развитии города. Блок Литвина предлагал в числе прочего перевод севастопольских котельных с газа на солому. Высказывание самого Литвина по этому поводу достойно того, чтобы быть приведенным полностью: "50% соломы пропадает. Но для этого нужны технологии. Это длительный процесс. Не на сегодня. Я вырос в деревне и знаю, что такое жечь солому. Нужно постоянно следить, чтобы правильно горело. Особенно, когда варят самогон".

После подобных высказываний предвыборный лозунг Блока Литвина "Стране нужен Литвин", ставший предметом многих острот и насмешек, наполняется вполне конкретным содержанием. Литвин, конечно, стране нужен. Где еще можно найти политика, который знает все о рассредоточении власти, мостах, соломе и самогоне?

Но не только заезжий гость Литин радовал Харьков на прошлой неделе неожиданными предложениями. Нардеп-харьковчанин от БЮТ Александр Фельдман тоже поразил общественность. В пятницу, 19 июня, он заявил, что "необходимо максимально освободить Харьков и другие города с особым статусом от уплаты налогов в государственный бюджет на три года. Это поможет провести финальную часть Евро-2012 на должном уровне".

О городах с "особым статусом" Фельдман говорил как о факте, хотя законопроект о присвоении ряду городов особого статуса только лежит в Верховной Раде и вряд ли будет в ближайшее время принят. Законопроекты, выдвигаемые Александром Фельдманом, законами, как правило, не становятся: из более чем сорока законопроектов, внесенных им, было принято всего два. Так что результативность реальной законотворческой работы нардепа Фельдмана составляет 5%. При таком КПД ожидать скорого принятия закона об особом статусе городов не стоит.

Интересно, что другой депутат-БЮТовец и тоже харьковчанин Алексей Логвиненко выступал с похожей инициативой. В конце марта этого года он предложил депутатам Харьковского облсовета объединить усилия по возврату спецрежима, установленного законом Украины "О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории г.Харькова" от 11 мая 2000 г. и отмененного законом Украины "О внесении изменений к закону Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 г." и некоторым другим законодательным актам Украины" от 25.03.2005 г.". Логвиненко полагает, что введение спецрежима инвестирования создаст привлекательные условия для притока инвестиций в наиболее значимые отрасли области, прежде всего, в машиностроение, требующее технического перевооружения и освоения новых технологий. Идея Логвиненко выглядит более разумной, чем неуклюжие попытки Александра Фельдмана потрафить местечковому ура-патриотизму будущих избирателей.

Неизвестно, сколько бы еще на Конном рынке процветала стихийная торговля, если бы не Евро-2012. Грядущий праздник футбола заставил городскую власть подойти к проблеме наведения порядка радикально и бескомпромиссно. На прошлой неделе стало известно, что с Конного убрали 650 мест незаконной торговли. Связано это было с тем, что территория стихийного рынка понадобилась как зона эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций на стадионе "Металлист". Торговавших на Конном переместили на Центральный рынок - на место бывшего трамвайного депо по улице Котлова. Там, на Центральном рынке, уже построили 40 магазинов. Пока предприниматели обживают новое место торговли, не платя ни копейки. По словам генерального директора ООО "Металлист-А" Игоря Овечкина, арендная плата будет установлена, когда появится достаточное количество покупателей, но не ранее 1 июля.

Рыночные торговцы – публика скандальная: может и пикет устроить, и дорогу перегородить. Харьковчане уже были свидетелями подобных акций. Видимо, поэтому представители городской власти сразу дали понять, что компромисса не будет, и стихийный рынок будет стерт с лица земли. Секретарь горсовета Геннадий Кернес выразился предельно ясно: "Все предприниматели имеют право самостоятельно искать себе новые рабочие места". Фраза эта кажется очевидной, ведь предприниматели – народ вольный, но в приложении к ситуации звучала как "не хотите переезжать – как хотите, возиться с вами никто не будет". А директор Департамента коммунального хозяйства горсовета Виктор Китанин завил, что "85% незаконно торгующих предпринимателей согласились освободить места, остальным просто помогли". Ни одного слова протеста от предпринимателей, в том числе от тех, которым "помогли", общественность не услышала. Это и понятно – стихийный рынок не предполагает никаких документов, дающих право на торговлю, а потому борьба за торговые места заранее обречена на неудачу.

Артисты четырех харьковских театров (государственного академического русского драматического театра им. А.Пушкина, государственного академического украинского драматического театра им. Т.Шевченко, академического театра оперы и балета им. Н.Лысенко и государственного академического театра кукол им. В.Афанасьева) написали открытое письмо на имя председателя Харьковской облгоcадминистрации (ХОГА) Арсена Авакова.

Речь в письме шла об академической зарплате. "Удивление и возмущение вызывают упорное несогласие Главного финансового управления и управления культуры и туризма ХОГА признать за артистами право получать академическую зарплату", - отмечено в письме. Академическая зарплата, вернее "надбавка", выплачивалась работникам театров с 2004 г. - согласно постановлению Кабмина. Для артистов и руководителей театров она составляла до 100% оклада, так что бороться служителям Мельпомены есть за что. Чиновники облгосадминистрации сочли эту надбавку "стимулированием работников", которых в условиях кризиса стимулировать не стоит. Сами артисты ссылаются на разъяснения Минтруда и профсоюзы и утверждают, что надбавку надо выплачивать.

Тут бы посетовать на чиновничий произвол, который в очередной раз душит культуру, если бы не один настораживающий факт. Дело в том, что в письме губернатору работники театров не привели аргумент, который мог бы стать "железобетонным". Речь идет о посещаемости театров. Скорее всего, этот показатель оставляет желать лучшего. Тогда зачем тратить деньги областного бюджета на поддержку тех, чей "продукт" не востребован? Такая поддержка вряд ли возможна в условиях острого финансового кризиса, когда стоит выбор – либо закупить инсулин для диабетиков, либо заплатить "академические" театральным работникам.