Слово мэра ценой в миллионы, конфликт в стане регионалов и театр абсурда вокруг кинотеатра

В среду, 16 сентября, после долгих перипетий с финансированием, возобновились строительно-монтажные работы на станции метро "Алексеевская". Пресловутые 75 млн.грн., выделенные Кабинетом министров, наконец-то начнут работать. Правда, по оценкам метростроителей, на завершение строительства денег нужно гораздо больше – 160 млн.грн., и это без учета благоустройства близлежащей территории. Казалось бы, ситуация тупиковая - денег все равно не хватает. Но харьковский городской голова Михаил Добкин нашел простое и элегантное решение проблемы.

По словам мэра, перед генподрядчиком строительства (ОАО "Специальное строительно-монтажное управление "Тоннельстрой") поставлена задача "на выделенные Кабмином 75 млн.грн. закупить материалов и выполнить работ на 120-150 млн.грн.". "Сегодня у нас такая философия: за меньшие деньги мы привлекаем больше материалов и стараемся выполнить больше строительных работ. Сейчас не у всех организаций есть возможность получить заказ на такую сумму, поэтому компаниям, которые будут привлекаться, есть за что бороться, потому что многие сидят без работы и без заказов. Мы будем мирно принуждать поставщиков и подрядчиков делать больше, чем мы можем заплатить, с обязательством со стороны города выплатить эти деньги в течение следующего бюджетного года. Это же лучше, если харьковчане будут пользоваться станцией, а город будет рассчитываться еще три-четыре месяца после ее запуска?" - заявил М.Добкин.

Фактически, мэр предложил использовать кризис в строительной отрасли и заставить подрядчиков и поставщиков потрудиться в кредит - под гарантии городской власти. Идея, в принципе, здравая. Есть только одно "но": похоже, что кроме обещаний рассчитаться позже, никаких гарантий мэр предоставлять не планирует. Если эта схема сработает, можно будет констатировать: слово Михаила Добкина стоит миллионы, и под гарантию этого слова можно смело вкладывать деньги в городскую инфраструктуру.

Упорные слухи о расколе в стане местных "регионалов" циркулировали всю неделю. Звучали они примерно так: председатель Харьковской городской организации Партии регионов (ПР), зампредседателя облорганизации ПР Михаил Добкин пытается сместить Дмитрия Шенцева с поста руководителя Харьковской облорганизации партии. Участники этих событий поначалу отказывались комментировать ситуацию. Единственный, кто рискнул очень осторожно коснуться этой темы, - заместитель председателя горорганизации партии Валентин Дулуб. По его словам, некоторые руководители Харьковской областной и городской организаций Партии регионов во время предвыборной кампании будут работать в центральном штабе партии. Например, для этой работы рассматривается  кандидатура народного депутата Дмитрия Шенцева.

В среду, 16 сентября, Дмитрий Шенцев прервал затянувшееся молчание и опроверг слухи о своем переходе в Киев. Более того, Шенцев озвучил рожденную в недрах Партии регионов схему работы, которая, по идее, должна развести по углам его и Михаила Добкина. По словам Шенцева, центральный избирательный штаб ПР принял решение разделить Харьковский штаб партии на областной и городской. Областным штабом будет руководить Дмитрий Шенцев, а городским – Михаил Добкин.

Ход этот по-своему логичный: он позволит руководству "регионалов" составить ясное представление об организаторских способностях Добкина и Шенцева и сравнить их возможности. В будущем это облегчит принятие кадровых решений. Михаил Добкин - состоявшийся организатор и рейтинговый политик. Кроме того, в его руках сосредоточен реальный административный ресурс. У Дмитрия Шенцева нет ни ресурса, ни опыта. Возможно, у него есть некие организаторские способности, но он еще нигде их не проявлял, поэтому и это качество остается под вопросом. Так что для Дмитрия Шенцева выборы президента Украины станут серьезным экзаменом. Если область проголосует за кандидата в президенты Виктора Януковича не так, как планируют в киевском штабе Партии регионов, политическая карьера Шенцева закончится. Это тем более вероятно, что началась его карьера благодаря Евгению Кушнареву, которого уже нет в живых.

Вообще, этот конфликт в рядах местных регионалов вызывает ощущение неуместности. Во-первых, подобные ситуации негативно влияют на партийную работу и, как следствие, могут негативно отразиться на количестве голосов, которые будут отданы жителями Харьковщины за Виктора Януковича. Во-вторых, этот конфликт невыгоден, прежде всего, городской власти. Начинать войну против Дмитрия Шенцева имело бы смысл в том случае, если бы позиции "регионалов" в области были несокрушимы. Но это не так: вполне возможно, что преимущество Виктора Януковича над Юлией Тимошенко окажется в Харьковской области не таким весомым, как ожидают местные "регионалы".

Стоит также вспомнить последние выборы мэра Изюма. На них победил представитель Партии регионов, но его победа не была сокрушительной. Это был тревожный сигнал, но никаких уроков из того случая "регионалы", похоже, не извлекли. В ситуации, когда позиции ПР в регионе весьма шаткие, Дмитрий Шенцев мог бы стать человеком, на которого была бы возложена вся ответственность за провал президентской кампании. Теперь же вся полнота ответственности за результаты выборов в Харькове будет лежать только на Михаиле Добкине, и кивать ему уже будет не на кого.

Ситуация вокруг кинотеатра "Боммеръ", который иногда радует ценителей интеллектуального кино арт-хаусными фильмами, в последнее время стала напоминать любимое многими интеллектуалами драматургическое направление под названием "театр абсурда". Итак, 9 сентября с целью "не допустить приватизации помещения, где показывают "настоящее" кино" стартовала гражданская кампания "Спасти "Боммеръ". Организаторы кампании заявили, что за сутки с 8 по 9 сентября собрали около тысячи подписей и пригрозили "массовыми акциями за сохранение кинотеатра в собственности общества". Поводом для активизации общественников послужило решение о приватизации кинотеатра, принятое Харьковским облсоветом  "в разгар сезона отпусков, когда общественность не могла консолидированно отвечать на вызовы со стороны власти".

15 сентября пресс-служба облсовета заявила, что в последнее время в СМИ "были распространены безосновательные спекуляции на теме продажи кинотеатра "Боммеръ". Кроме того, в пресс-службе отметили, что располагают письмом директора ООО "Кинотеатр "Боммеръ" Людмилы Чистовой председателю облсовета Сергею Чернову. Письмо пришло в облсовет в ответ на запрос от 15 июня 2009 г. о возможности продажи по конкурсу целостного имущественного комплекса кинотеатра "Зустріч", который находится в аренде ООО "Кинотеатр "Боммеръ" (ул. Полтавский Шлях, 6). В письме говорится, что "трудовой коллектив кинотеатра не возражает против рассмотрения этого вопроса облсоветом при условии дальнейшего участия нашего общества, созданного членами трудового коллектива, в конкурсе по продаже объекта согласно действующему законодательству".

В общем, было очевидно, что проблемы, собственно, никакой нет. Хочет ООО "Кинотеатр "Боммеръ" поучаствовать в приватизации – пожалуйста. Да и председатель Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков проблемы в этой ситуации не усмотрел, заявив: "Когда я увидел, что общественное движение работает в поддержку спасения кинотеатра "Боммеръ", меня это очень удивило, потому что спасать его не от чего. Харьковская облгосадминистрация давала разрешение на приватизацию кинотеатра только при условии, что его приватизирует коллектив". По его словам, "кинотеатр включен в перечень объектов приватизации только при условии, что коллектив сможет это сделать самостоятельно либо найдет своего инвестора и скажет, что этот кинотеатр будет еще существовать 100 или 200 лет". К сожалению, губернатор не уточнил, что это за правовое понятие - "свой инвестор"?

В четверг, 17 сентября, активисты гражданской кампании "Спасти "Боммеръ" направили открытое письмо Арсену Авакову и Сергею Чернову с требованием сохранить кинотеатр в собственности территориальной громады. По словам активистов, письмо директора ООО "Кинотеатр "Боммеръ" Людмилы Чистовой было неправильно трактовано Сергеем Черновым: Людмила Чистова просто "была вынуждена согласиться" с предложением поучаствовать в конкурсе, но победить в нем ООО "Кинотеатр "Боммеръ" не сможет, т.к. желающих вложить миллионы в здание кинотеатра не нашлось. Кроме того, в письме активистов содержалось абсурдная мысль о том, что "вмешательство должностных лиц в ход проведения конкурса - открытое нарушение закона". В чем авторы письма увидели "вмешательство", так и непонятно. В том, что облсовет хочет выставить здание на продажу? Авторы послания, очевидно, забыли, что облсовет волен распоряжаться областным коммунальным имуществом, это право дает ему закон, а сам облсовет, кстати, – продукт свободного волеизъявление жителей областной громады.

Было в письме и еще одно абсурдное высказывание: "Если бы руководство области было искренним в своем стремлении продать "Боммеръ" только нынешнему коллективу кинотеатра, то руководству кинотеатра было бы предложено осуществить приватизацию путем выкупа, а не продажи по конкурсу". А почему, собственно, руководство области должно продавать здание нынешнему руководству кинотеатра? Разве не должно оно руководствоваться соображениями экономической выгоды в интересах громады? Конечно, можно возразить, что руководству области пристало думать о духовном, но не продавать же из этих соображений огромное здание в центре города за бесценок? В том, что ООО "Кинотеатр "Боммеръ" не сможет заплатить адекватную цену, можно не сомневаться: вряд ли организация, для которой 13 тыс. грн. арендной платы являются проблемой, сможет предложить хотя бы пятую часть реальной стоимости здания. Меценатов (конечно, не инвесторов) ООО "Кинотеатр "Боммеръ" так и не нашло, а кредитовать подобный проект вряд ли кто-то решится.

Главная абсурдность ситуации заключается в том, что сугубо хозяйственный спор почему-то перенесен в некую "культурологическую" плоскость. Ведь, по сути дела, с одной стороны находятся горстка любителей интеллектуального кино, а с другой – областная громада с неотремонтированными школами и разбитыми дорогами. Элементарный прагматизм говорит о том, что здание продавать нужно: той самой областной громаде, которая по большей части интеллектуальное кино не смотрит, нужны средства на реализацию многих десятков насущных проектов. А интеллектуальное кино вполне можно смотреть в помещении попроще. Да и жанр к этому располагает.