В Харькове нет, наверное, ни одной семьи, которая бы не пользовалась услугами "Мегабанка". 23 июня банк отмечает свое 20-летие. О достижениях банка за последние несколько лет, его европейских партнерах и стратегии развития рассказала в программе "STATUS QUO" председатель правления ПАО "Мегабанк" Елена Жукова.

- Елена Михайловна, в последнее время имя "Мегабанка" часто упоминается в прессе в связи с отношениями с новыми зарубежными партнерами, которые либо предоставили банку пакет финансирования, либо выкупили его акции. Скажите, как сейчас строятся эти взаимоотношения? Довольны ли вы ими?

- В конце 2009 г. - начале 2010 г. акционерами "Мегабанка" стали крупнейшие международные финансовые институты - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), германский государственный банк KfW и Международная финансовая корпорация (IFC), которая входит в структуру Мирового банка. С их приходом "Мегабанк" серьезно увеличил уставной капитал: за прошлый год он возрос с 200 млн.грн. до 500 млн.грн. Доля иностранных инвесторов в акционерном капитале нашего банка составляет сейчас 36%. Мы получили от наших партнеров серьезное финансирование на долгосрочные проекты в поддержку капитализации "Мегабанка", предприятий малого и среднего бизнеса, на кредитование субъектов хозяйственной деятельности. Кроме того, наши акционеры оказывают нам техническую помощь. В частности, это консультации по вопросам микрокредитования, построения бизнес-планов, бизнес-процессов, усовершенствования системы управления рисками. Сейчас в банке работают представители консалтинговой компании, которые анализируют все процессы, проистекающие в "Мегабанке", и дают нам рекомендации по усовершенствованию системы рисками. Кроме того, совместно с новыми акционерами мы разрабатываем стратегию банка на ближайшие 5 лет (с 2011 г. по 2016 г.). До конца 2010 г. мы планируем утвердить новую стратегию. Мы очень довольны и очень гордимся тем, что в составе наших акционеров есть такие уважаемые финансовые учреждения. И мы, конечно же, будем стремиться к расширению нашего сотрудничества.

- Насколько серьезно поменялась стратегия и тактика развития банка с приходом новых акционеров? Насколько они скорректировали планы развития банка?

- Мы только сейчас разрабатываем стратегию развития банка на ближайшие пять лет. Но уже с учетом вхождения в наш состав новых акционеров был утвержден бюджет и финансовый план "Мегабанка" на 2010 г., и правление банка ежеквартально отчитывается перед наблюдательным советом об их выполнении. Кроме того, естественно, новые акционеры мониторят текущую ситуацию, связанную с банком, и, соответственно, вносят свои предложения по повышению эффективности работы "Мегабанка". Насколько я знаю, судя по тем оценкам, которые мы получаем от наших партнеров, их вполне устраивает действующий менеджмент и действующая бизнес-модель банка. Они довольны той ситуацией, которая сейчас в "Мегабанке".

- Вы сказали, что одним из приоритетов работы банка является поддержка малого и среднего бизнеса. Насколько сложно получить в "Мегабанке" кредит на развитие бизнеса?

- Предприятия малого и среднего бизнеса составляют основу клиентской базы "Мегабанка". Например, в кредитном портфеле "Мегабанка", размер которого составляет 2 млрд. 600 млн.грн., доля кредитов, выданных субъектам малого и среднего бизнеса, составляет около 40%.

- Международные программы, которые реализует "Мегабанк", также направлены на кредитование этого сегмента?

- Да, они направлены на поддержку именно этой категории субъектов хозяйствования. Это программы краткосрочные, на пополнение оборотных средств сроком на 1-2 года, и долгосрочные, то есть инвестиционные программы на техническое перевооружение, реконструкцию основных фондов сроком до 5 лет. С учетом того, что "Мегабанк" несет серьезную ответственность перед акционерами по привлеченному финансированию, конечно, мы достаточно взвешенно подходим к самому процессу выдачи кредита. Мы тщательно рассматриваем предоставленные нам документы, изучаем бизнес-план, финансовое состояние клиента, его кредитную историю, деловую репутацию. И, исходя из этого, принимается решение. В микрокредитовании, где средний размер кредита составляет 15 тыс.долл., более упрощенная процедура, и по этому виду кредитования мы отсеиваем порядка 80% получаемых заявок. Это в первую очередь связано с тем, что финансовое состояние заемщика не позволяет ему обслуживать кредит, который он хочет получить. То есть реально мы видим, что заемщик не рассчитывает свои силы, делая заявку на получение кредита. Что касается кредитов, которые мы выдаем более крупным субъектам малого и среднего бизнеса, то здесь уже на этапе обращения мы можем дать нашему потенциальному клиенту предварительный ответ. В среднем около 90% таких клиентов получают в "Мегабанке" кредиты.

- Скажите, представители каких сфер деятельности чаще всего получают кредиты?

- Что касается категории клиентов, которые относятся к малому и среднему бизнесу, то в нашем кредитном портфеле достаточно высокий удельный вес кредитов, которые мы даем аграрному сектору экономики (23%), предприятиям, работающим в сфере торговли (20%), а также в сфере предоставления услуг (около трети кредитов). То есть основные секторы экономики - это сельское хозяйство, торговля и услуги.

- Какие процентные ставки по этим кредитам?

- Сейчас достаточно высокие процентные ставки по кредитам. Мы выдаем кредиты под 25% в гривне и под 15% в долларах. Такие ставки, конечно, могут выдержать далеко не все заемщики. Поэтому банку нужно достаточно внимательно рассматривать те цели, на которые берется кредит, а также возможности клиента его обслуживать.

- А как вы оцениваете ситуацию с потребительским кредитованием в Украине? После пережитого кризиса как к этому виду кредитования относятся и банки, и сами клиенты?

- Конечно, сейчас потребительского кредитования практически нет, потому что нет спроса на потребительские кредиты со стороны заемщиков. Дело в том, что кредиты сейчас достаточно дорогие - под 25% и выше. Согласно введенным ограничениям мы можем кредитовать только в гривне. И не каждый клиент может позволить себе взять такой дорогой кредит.

- А "Мегабанк" кредитует физических лиц?

- Да, мы выдаем кредиты физическим лицам. У нас есть программы на приобретение жилья, автотранспорта, потребительские кредиты под залог обеспечения либо под поручительство платежеспособного гаранта. Клиентам, которые получают зарплату через пластиковые карточки "Мегабанка", мы выдаем также овердрафты.

- А как изменились настроения вкладчиков? Изменилось ли количество депозитов в "Мегабанке"?

- Мы видим, что постепенно уровень доверия к банковской системе Украины восстанавливается. Уже с конца прошлого года наблюдается прирост депозитов, то есть люди оставляют деньги, кроме того, приходят новые клиенты, вносят новые депозиты, возвращаются средства, которые были ранее изъяты из банковской системы. Этот процесс не такой быстрый, как нам хотелось бы, но, тем не менее, он имеет место. Самый главный показатель - это то, что увеличились сроки, на которые клиенты размещают денежные средства. И если раньше клиенты боялись разместить денежные средства на срок свыше трех месяцев, то сейчас все большее число людей размещает средства на сроки свыше года. Потому что чем больше сроки размещения, тем более привлекательны условия, процентные ставки по депозитам, что позволяет получать более высокие доходы. Кроме того, возвращается доверие к национальной денежной единице, и все большее число клиентов размещает денежные средства в банках в гривне. Ситуация стабилизируется.

- А много ли у "Мегабанка" проблемных заемщиков?

- Да, у нас действительно есть ряд клиентов, которые испытывают трудности с обслуживанием кредитов. По тем оценкам, которые дает Национальный банк Украины, в нашем кредитном портфеле 4% проблемной задолженности. Мы считаем, что это адекватный кризисным условиям показатель. Но, конечно, мы стремимся к тому уровню, который был до кризиса, когда у нас было менее 1% просроченных кредитов. Мы работаем индивидуально с каждым заемщиком, который попал в сложную ситуацию, пытаемся найти выход из этой ситуации.

- А какой это выход чаще всего?

- Если клиент адекватно оценивает свои возможности и свое состояние, это может быть реструктуризация кредита, то есть увеличение срока кредита, чтобы уменьшить ежемесячные выплаты. Если мы видим, что клиент не в состоянии обслуживать кредит, и он согласен с этим, мы совместно с клиентом реализуем залог для того, чтобы погасить задолженность перед банком. В случае, когда клиенты не контактны и считают, что в их проблемах виноват только банк, остается только претензионно-исковая работа, реализация залогового имущества для погашения кредита.

- Скажите, каков ваш прогноз относительно курса валют? Этот вопрос сейчас беспокоит многих.

- Я начну с курса доллара. По нашим прогнозам курс доллара до конца года будет стабильным. Нынешний состав Кабмина, нынешнее руководство страны нацелено на стабилизацию экономической ситуации в целом. Что касается курса евро, мы считаем, что пока нет никаких предпосылок для каких-то серьезных колебаний. Может быть, будут незначительные колебания в сторону повышения-понижения, но мы считаем, что как минимум на ближайшие год-два курс евро стабилизируется на той отметке, которой он достиг сегодня.

- Сейчас "Мегабанк" меняет облик, проводит масштабный ребрендинг. Чем он вызван?

- Мы начали процесс ребрендинга "Мегабанка" в апреле 2010 г. Мы поменяли наш логотип, изменился внешний облик банка. Это связано с теми внутренними изменениями, о которых я ранее говорила, - с приходом европейских акционеров. Мы хотим новым обликом, новым имиджем показать, что мы изменились внутренне: изменились наше содержание, подход к ведению бизнеса. Мы стали качественно новым банковским учреждением, исповедующим европейский подход к ведению бизнеса, прозрачность, стабильность и взаимовыгодное партнерство с клиентами.

- И как клиенты восприняли такие изменения?

- Очень позитивно. Все отмечают, что наш новый облик - современный, европейский.

- У "Мегабанка" есть уникальный продукт - Единый расчетный центр (ЕРЦ). Харьковчане давно оценили его преимущества, да и многие регионы Украины тоже. Руководство "Мегабанка" выступило с предложением распространить практику внедрения единой системы оплаты коммунальных услуг на всю Украину. Какова реакция власти на такое предложение? И что нужно, чтобы реализовать эту идею на всеукраинском уровне?

- Единая система приема коммунальных платежей, разработанная "Мегабанком", функционирует в 11-ти регионах Украины. Мы действительно неоднократно обращались в Кабмин, в Администрацию президента с предложением рассмотреть вопрос о внедрении этой технологии на всеукраинском уровне. Мы подали наше предложение и новому составу Кабмина. Мы ждем ответа. В любом случае мы готовы поделиться опытом, направить все усилия на то, чтобы эта технология была внедрена.

- Планирует ли "Мегабанк" расширять свою региональную сеть?

- Мы сейчас работаем в 25-ти регионах Украины, наших отделений  нет только в Черновицкой области. Сейчас во всех регионах Украины работает 197 подразделений "Мегабанка". В наших планах на 2010 г. эту сеть увеличить еще на 26 единиц. Это будут отделения с полным перечнем операций, с пунктами приема платежей.

- Как ужесточились или изменились требования Нацбанка Украины к коммерческим банкам?

- Эти требования основываются на соблюдении банками нормативов, которые устанавливаются по определенным видам показателей. Конечно, Нацбанк обращает внимание, если какой-то банк приближается к граничному размеру норматива. "Мегабанк" не почувствовал никакого ужесточения, потому что мы выполняем все нормативы с большим запасом и превышением. Например, уровень адекватности уставного капитала у "Мегабанка" сейчас составляет 35% при нормативе 12%. Нормативы ликвидности тоже перевыполняются в два, а то и в три раза.

- На этой неделе "Мегабанк" будет отмечать свое 20-летие. Как будете праздновать?

- Да, 23 июня "Мегабанку" исполняется 20 лет, и это действительно большое событие для нас. Мы преодолели непростой путь, мы жили в условиях становления государства Украина. И те трудности и сложности, с которыми сталкивалась страна, сказывались на всех отраслях экономики, в том числе и на банковской системе. Я хочу сказать, что к 20-летию мы подошли с хорошими результатами. "Мегабанк" является стабильно работающим универсальным банковским учреждением, которое динамично развивается, демонстрирует высокие темпы роста, имеет надежную поддержку со стороны партнеров, акционеров. У нас прекрасная клиентская база, и уровень доверия со стороны клиентов постоянно растет. Только за последние пять лет число наших клиентов увеличилось более чем в 3,5 раза: в 2005 г. число у нас было 100 тысяч клиентов, в 2010 г. - 368 тысяч. Динамично растут и другие наши показатели. Поэтому мы уверенно смотрим в будущее, мы благодарны всем тем, кто был с нами эти 20 лет и кто вместе с нами рос и развивался. Мы планируем провести 23 июня торжественное мероприятие в театре оперы и балета, на которое приглашаем наших клиентов, сотрудников и партнеров.