Политолог К. Бондаренко: Чтобы выиграть выборы мэра, харьковская оппозиция должна выдвинуть единого кандидата

После выборов президента в нашем регионе наметилась острая конкуренция за право считаться лидером харьковской оппозиции. На оппозиционную нишу претендует одновременно несколько известных региональных политиков. Что такое оппозиция по-харьковски и сможет ли кто-то ее объединить, рассказал в программе "STATUS QUO" политолог, директор Киевского института проблем управления им.Горшенина Кость Бондаренко.

- Константин, скажите, кого в Харькове можно считать оппозицией?

- Ситуация с оппозицией в Харькове является слепком с той ситуации, которая сегодня наблюдается в Украине в целом. В Украине ведется планомерная деятельность по раздроблению оппозиции, направленная на то, чтобы в Украине не было единой оппозиционной силы, а было несколько оппозиций, которые бы враждовали между собой. В условиях непреодоленного политического кризиса, в условиях, когда каждый политик должен чувствовать ответственность за будущее страны и демократии в стране, необходимо на второй план отложить амбиции и всячески укреплять именно оппозицию, чтобы она была конкурентом власти, чтобы была даже не критиком, а партнером власти в осуществлении тех или иных задач.

- А оппозиция может быть партнером власти?

- Именно. В нормальном обществе оппозиция в первую очередь является партнером власти. У оппозиции общая стратегическая цель с властью, но при этом разные тактические пути ее достижения. Оппозиция и власть не должны выступать против кардинально разных целей. В США республиканцы и демократы – практически партнеры: и те, и другие заинтересованы в том, чтобы у них было сильное общество, сильное государство. Но при этом у каждого есть свое видение того, какие шаги должны быть первоочередными.

- Возможно ли это в Украине?

- В Украине тоже необходимо наметить какие-то общие цели и к этим целям двигаться. Оппозиция может критиковать власть, но не должна вставлять палки в колеса. Она должна предлагать что-то, но не разрушать. Представьте, что в Украине сейчас возникает несколько оппозиционных лагерей. И каждый начинает кричать, что оппозиция – это именно он. По большому счету, в Украине есть две оппозиционные силы – Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) и квазиоппозиция НУНС, которые до сих пор не определились, кто они, где они и с кем. Часть из них "тушками" присутствует в коалиции, часть готова договариваться. И тут же появляется Арсений Яценюк, который утверждает, что он тоже оппозиция, или Олег Тягнибок. Они воспользовались тем, что сейчас произошло временное ослабление БЮТ из-за того, что блок не выиграл выборы. И сейчас начинается борьба за то, чтобы "откусить" от БЮТ часть электората. Более того, некоторые политики, которые поняли, что им нечего ловить в "Нашей Украине", начинают говорить: "А вот мы намного эффективнее, чем многие люди, возглавлявшие БЮТ на местах". И начинают сейчас предлагать свои услуги, свое умение, знание, опыт, свои ресурсы, чтобы переформатировать БЮТ на местах. Особенно подогреваются эти настроения в связи с тем, что и сама Юлия Тимошенко, и ее окружение начинают говорить о необходимости "чисток" внутри их блока.

- Я напомню, что именно лидер БЮТ говорила о "чистках": "Я запланировала достаточно серьезную работу по изменению структуры партии и кадровому обновлению нашей политической команды, и буду этим заниматься лично. Мы докажем, что наша команда все лучшего и лучшего качества. А те, кто продается за 30 сребреников, всегда есть - об этом свидетельствует вся история человечества. Всегда есть иуды, которые будут бежать за деньгами, за должностями, которые предают команды и принципы, предают ценности и страну. И очень хорошо, что Партия регионов сейчас выступает санитаром политического леса и просто проявляет всех тех особей, которые, как мне кажется, долго в политике не продержатся".

- Эта "чистка" в БЮТ уже началась?

- Да, чистка рядов началась, но она не происходит путем исключения каких-то людей из партии или разбора полетов. Она проходит естественным путем. Условно говоря, вот есть известный юрист, народный депутат Андрей Портнов. Он для себя выбрал путь во власть, и партия очистилась сегодня от А.Портного. Сейчас группа, близкая к А.Портнову, инициировала создание некого объединения под названием, кажется, "Будущее Украины". Соответственно, через отток людей, которые не захотят оставаться в БЮТ, будет проходить чистка партии. Те люди, которые принимали участие в проекте БЮТ только из-за того, что БЮТ был при власти, очевидно, тоже отколются от партии. Скорее всего, они уйдут сами. Я не вижу механизма очистки партии волюнтаристским методом.

- Возможно ли, что лидера Харьковской облорганизации БЮТ Александра Фельдмана на этом посту сменит другой человек?

- В Харькове БЮТ все-таки отождествляется с позицией руководителя Харьковской областной организации БЮТ Александра Фельдмана. А.Фельдман создавал эту структуру в городе, был лицом БЮТ в регионе. И, соответственно, прямая замена одного лидера на другого практически невозможна без потерь.

- В адрес А.Фельдмана звучали обвинения в связи с тем, что когда регионала Михаила Добкина назначили губернатором, А.Фельдман очень толерантно высказался относительно этого назначения. Это сильно контрастировало с резкими заявлениями Ю.Тимошенко относительно новой власти. На ваш взгляд, могут ли так сильно отличаться оценки главы оппозиции и руководителя местной ячейки оппозиции?

- Я думаю, что требовать революционности сегодня ни от кого не стоит. Я еще раз повторюсь, оппозиция - это не призывы к революции, это не баррикады. Оппозиция – эта общая стратегическая цель с властью, но при этом разные пути ее достижения. Я думаю, что Ю.Тимошенко пока еще не вернулась с "войны", Ю.Тимошенко еще живет реалиями избирательной кампании. Но постепенно революционная, оппозиционная риторика будет немного идти на спад. Ю.Тимошенко понимает, что в ее окружении очень много людей из бизнеса, много людей, которые не хотят войны ради войны и противостояния ради противостояния. И исходя из этого, она начнет искать пути компромисса. В апреле-мае прошлого года велись очень активные переговоры, активный диалог между БЮТ и Партией регионов. Я думаю, что с осени этого года этот диалог может возобновиться.

- Некоторые харьковские политики заявляли, что слабое место А.Фельдмана – это его слишком большая зависимость от власти. У него имеется довольно серьезный бизнес, и из-за этого бизнеса он уязвим. Как вы считаете, это слабое место или это нормальная ситуация?

- Любое слабое место может быть превращено в сильное. Дело в том, что до тех пор, пока у нас бизнес не отделен от политики, у нас практически каждый политик первого уровня будет связан с бизнесом и будет зависеть от него. Я думаю, что на самом деле это объективное явление, и не стоит говорить о том, что это слабая или сильная сторона А.Фельдмана. Дело в том, что зависимость от бизнеса существует и у бывшего председателя Харьковской облгосадминистрации Арсена Аавкова, и у губернатора Харьковской области Михаила Добкина, и у и.о. харьковского городского головы Геннадия Кернеса, и у президента Украины Виктора Януковича, у лидера оппозиции Юлии Тимошенко, у бывшего президента Украины Виктора Ющенко и т.д. Возможно, эти люди не всегда владеют каким-то бизнесом, но в то же время они являются выразителями воли, выдвиженцами тех или иных бизнес-структур.

- У нас в регионе происходит усиление влияние группы М.Добкина – Г.Кернеса. Практически речь идет о монополизации власти. Это хорошо или плохо в той ситуации, которая сложилась в Украине?

- Монополизация власти пока что невозможна, поскольку эти люди представляют одну и ту же вертикаль на областном и городском уровне. Кроме всего прочего, существуют и другие вертикали власти: есть еще судебная власть, система облсовета, горсовета и т.д. Что касается политических сил, даже если в одном регионе одна политическая сила возьмет всю власть в свои руки, это не значит, что эта сила становится хозяином положения, поскольку один регион не решает всей ситуации в Украине. Сегодня можно говорить о том, что на проекте "Партия регионов" в его первоначальном виде можно ставить точку. Сегодня Партии регионов в том виде, в котором она существовала до президентских выборов, уже не существует. Существует несколько групп, которые ведут между собой борьбу за влияние, за то, чтобы представлять те или иные структуры власти, чтобы руководить рядом направлений. Сегодня вместо Партии регионов мы видим две или три политические группы, каждая из которых выступает под вывеской Партии регионов.

- В случае какой-то опасности они смогут снова объединиться?

- Думаю, у них нет сегодня такой опасности. Они достигли власти, и это достижение стало точкой невозврата к предыдущим форматам. Еще раньше были определенные сигналы, когда представитель одной группы Нестор Шуфрич избивал представителя другой группы Сергея Левочкина. Но эти сигналы были единичными. Сегодня можно говорить о том, что в Партии регионов существует несколько групп влияния. И это разделение перебросится, скорее всего, и на области, на регионы.

- Константин, на ваш взгляд, возможно ли в Харькове после назначения М.Добкина губернатором создание двух центров влияния – отдельно М.Добкина, отдельно Г.Кернеса?

- Я не исключаю этого. Но думаю, что ситуация будет более сложная, более разноплановая. В Харькове будет два центра влияния: общеобластной центр влияния Михаила Добкина и городской - Геннадия Кернеса, если ему удастся выиграть выборы на пост мэра. Думаю, что на первых порах в Харькове будет как минимум два оппозиционных политика - А.Фельдман и А.Аваков. Эти люди будут тоже задавать тон в Харькове. И не только властью будет определяться политическая расстановка сил в городе. Если говорить о выборах мэра, то в этой борьбе могут быть созданы разные альянсы. Думаю, что на пост мэра Харькова будет выдвигаться не менее 10 кандидатов, среди которых, в том числе, мало кому известные личности. Будет много технических кандидатов.

- Ситуация с неопределенностью даты местных выборов как-то влияет на политическую обстановку в Украине?

- Существует нервозность, особенно в среде новых элит, которые претендуют на то, чтобы заменить мэра, прийти в горсовет, облсовет, взять власть на региональном уровне. Многие представители бизнеса, новых политических групп рассчитывали на некую дату выборов. Сначала они полагали, что выборы состоятся в конце марта этого года, потом в конце мая этого года. А сейчас предлагается вообще на 2011 год перенести выборы. Условно говоря, людей поставили в ситуацию, когда они стартовали, планируя бежать стометровку, а им говорят: ситуация поменялась, вы бежите марафонскую дистанцию. Это, естественно, вызывает непросто возмущение, а протест со стороны региональных элит.

- Сама система местных выборов может быть изменена?

- Об этом сейчас говорят, зарегистрировано несколько законопроектов. И действительно, обсуждается вопрос того, что необходимо ввести мажоритарную систему либо же смешанную систему на местном уровне. Эти вопросы должны быть рассмотрены в мае-июне этого года. До середины июня Конституционный суд (КС) должен дать свое заключение относительно легитимности даты проведения выборов в марте 2011 г. Скорее всего, вердикт КС будет отрицательным, и после этого нашим депутатам придется рассмотреть вопрос о проведении выборов осенью этого года.

- Способна ли харьковская оппозиция выдвинуть единого кандидата в мэры? Способна ли наша оппозиция объединиться ради этого?

- Это вопрос дальнейших переговоров. Пока что рано об этом говорить. Сегодня констатируем только то, что существует несколько центров влияния, существуют амбиции отдельных политиков. Но все-таки я думаю, если бы харьковские политики пошли по принципу рейтингового голосования, рейтингового определения единого кандидата, можно было бы выиграть. Вы знаете, в Киеве в 2008 г. на досрочных выборах победил снова Леонид Черновецкий. И не потому, что киевляне очень поддерживали Л.Черновецкого - более половины горожан выступали против него. А потому, что все те, кто хотел бы занять кресло Л.Черновецкого, не смогли объединиться, не смогли договориться между собой и выдвинуть против него единого кандидата. Та же ситуация, очевидно, будет наблюдаться в различных городах Украины.

- Чистка рядов, которая будет проходить в БЮТ, коснется Харькова?

- Этот вопрос, я думаю, следует задавать Ю.Тимошенко. Но я большой противник того, чтобы проводилась чистка на востоке Украины. Ведь в этой части Украины политикам, которые представляют БЮТ, приходилось работать в неблагоприятной ситуации. Спрашивать нужно с тех представителей Ю.Тимошенко, которые работали на западе Украины, в центре Украины, где практически все люди шли навстречу этой власти, а БЮТовцы не смогли воспользоваться этим фактором.

Еженедельная информационно-аналитическая передача "STATUS QUO" выходит с декабря 2008 г. на харьковском телеканале Р-1 (ТРК "Регион") по субботам в 21.00, с повтором в воскресенье в 23.00, а также на телеканале "ФОРА" по субботам в 18.00, воскресеньям в 11.00 и 00.30.

Получасовая программа состоит из двух блоков (аналитические итоги недели и интервью с гостем в студии). Программа базируется на информации, опубликованной в ленте новостей информагентства. В производстве программы в основном задействованы журналисты и редакторы ИА "SQ". Съемки программы проходят в пресс-центре "SQ", который после проведенной модернизации используется и как телевизионная студия.

Основная цель программы – освоение ниши региональной телевизионной аналитики, а также расширение аудитории "SQ". Создатели передачи руководствуются принципами, которые являются основополагающими в работе ИА "SQ": объективность, точность, лаконичность и акцентирование внимания на основных региональных событиях и тенденциях.

Видео программы, а также текстовые версии интервью с гостем передачи размещаются на сайте "SQ" по понедельникам.

По вопросам участия в программе, а также по вопросам размещения рекламы обращайтесь по телефонам 715-52-72, 715-52-77, 715-52-66 к Наталье Кузнецовой или Яне Кутиной.

Архив STATUS-QUO - TV