Харьковские Безенчуки, поиски изюминки и распродажа завода Шевченко"Нимфа", туды ее в качель, разве товар дает?" Эти слова гробовых дел мастера из бессмертного произведения Ильфа и Петрова вспоминаются после знакомства с информацией о том, как мэр Харькова Геннадий Кернес решил навести порядок в сфере оказания ритуальных услуг. В пятницу, 15 апреля, Кернес провел совещание с руководителями частных фирм, предоставляющих такие услуги, руководителями областной и городской систем здравоохранения и правоохранительных органов, главврачами больниц. На орехи досталось всем, прежде всего, современным Безенчукам. Наживаться на похоронах, в общем-то, несложно: убитые горем родственники, как правило, не склонны торговаться и изучать сметы. Поэтому в прейскурантах харьковских фирм, оказывающих ритуальные услуги, содержатся такие пункты, как "поиск катафалка" за 100 гривен или "вынос тела с погрузкой в катафалк" за 400 гривен. В общем, похоронить в Харькове стоит немало. Необоснованно завышать цены на свои услуги некоторым похоронным фирмам помогает то, что их сотрудники представляются работниками КП "Ритуал". А одна фирма - ЧП "Пирогов", - по словам мэра, и вовсе расположилась на территории областного бюро судмедэкспертизы, и были случаи, когда люди не могли получить справку о смерти родственника, пока не заключали договор с означенным ЧП.

По словам Геннадия Кернеса, в этой "похоронной индустрии" активно задействованы милиционеры и врачи, которые охотно делятся с похоронными фирмами сведениями о смертях. Доходит до того, что информация о смерти еще не поступила в милицию, а родственников уже осаждают Безенчуки и "Нимфы".

Гнев мэра вполне объясним. Похоронные фирмы обирают не только харьковчан, но и городской бюджет, лишая работы коммунальное предприятие "Ритуал", которое, собственно, и должно оказывать жителям города ритуальные услуги. Правда, запоздал этот гнев как минимум на год. Ровно год назад о скорбной ситуации на рынке ритуальных услуг рассказывал замдиректора КП "Ритуал" Евгений Журавлев: он даже назвал конкретные лечебные учреждения, которые работают в тесной связке с современными Безенчуками. На месяц раньше о том же говорил тогда еще исполняющий обязанности вице-губернатора Игорь Шурма. С тех пор ситуация с ритуальными услугами в Харькове не улучшилась. Впрочем, сейчас дело может сдвинуться с мертвой точки: Геннадий Кернес как никто умеет закручивать гайки.

Харьковской области в определенном смысле не повезло. У нас нет моря, которое само по себе, даже без туристической инфраструктуры, привлекает непритязательных отдыхающих. У нас нет гор, на которых можно устроить горнолыжные курорты. У нас нет даже никакого особого колорита: географическое положение региона и его история привели к смешению десятков национальностей и укладов, которые в итоге сравнялись в безликость типичного, в общем-то, промышленного центра.

Но харьковские чиновники не унывают и не жалеют сил на превращение области в туристический центр. В пятницу в оперном театре открылась II выставка "Харьковское туристическое биеннале" и IV туристический форум "Харьков: партнерство в туризме". В церемонии открытия выставки приняли участие Михаил Добкин, Сергей Чернов и Геннадий Кернес. Губернатор, осмотрев выставку, отметил, что "каждый уголок нашей Слобожанщины должен найти свою изюминку, которая будет привлекательна как для украинцев, так и для иностранцев", что тем более важно, поскольку в связи с проведением в городе Евро-2012 информация о Харьковщине будет распространяться "со скоростью молнии".

О необходимости поиска некой "изюминки" харьковские чиновники говорят уже давно, правда, пока никто не смог четко сформулировать, в чем именно эта изюминка должна заключаться. Хотя частные случаи "изюминок" все же упоминались. Например, именно так охарактеризовал Александр Ярославский строящуюся гостиницу на площади Свободы. В чем будет заключаться оригинальность конструкции из стекла и бетона, главный инвестор в Евро-2012 не уточнил. Немного ближе к понятию "изюминка" когда-то подошел губернатор, заявив, что гостиницы в советском стиле и вообще советская эстетика могут стать отличительной чертой Харькова. Но никакой целостной концепции, выделяющей Харьковскую область среди других областей Украины, к сожалению, пока нет.

Как тут не вспомнить голландцев, которые однажды решили, что мельницами, тюльпанами и деревянными башмаками много туристов не заманишь, и легализовали наркотики с проституцией. Харьковские власти вряд ли готовы к столь радикальным шагам, а значит, поиск пресловутой "изюминки", скорее всего, затянется на неопределенный срок и вряд ли увенчается успехом.

Противостояние по поводу вырубки зеленых насаждений с приходом весны возобновилось. Правда, на этот раз никто не висел на деревьях, и вообще, все происходило тихо и мирно: экологическая группа "Печенеги" направила обращение начальнику Государственной экологической инспекции в Харьковской области и министру охраны окружающей природной среды Украины с просьбой проверить законность сноса деревьев на проспекте Гагарина. Реконструкция проспекта Гагарина и в самом деле сопровождается вырубкой большого числа зеленых насаждений, что радикально меняет уличный пейзаж. Конечно, защитники леса не могли пройти мимо столь вопиющего факта.

Ответов от инспекции и министерства пока нет, зато городская власть уже прокомментировала ситуацию. Замдиректора Департамента коммунального хозяйства Марина Борисенко сообщила, что на проспекте Гагарина для расширения там дороги будет снесено 355 деревьев. В целом за год город лишится 1700 деревьев, а взамен посадят 4 000. В общем, если Марина Борисенко не преувеличивает количество зеленых насаждений, которые будут высажены, поводов для беспокойства у лесозащитников нет.

Правда, повод для беспокойства есть у жителей проспекта Гагарина. Городская власть пообещала посадить новые деревья в близлежащих микрорайонах, но "зеленая" разделительная полоса нужна была именно там, где она находилась, – в непосредственной близости от шумной и загазованной дороги. Кроме того, вырубка деревьев оголила довольно неприглядные участки проспекта – кладбищенский забор, непрезентабельные домишки частного сектора и так далее. В общем, тотальная вырубка зеленых насаждений на проспекте Гагарина не выглядит продуманной.

На прошлой неделе стало известно, что имущество завода Шевченко будут распродавать, причем уже в ближайшее время. По словам Михаила Добкина, продадут имущество, не задействованное в технологическом процессе завода. Как сообщил и.о. директора завода им.Шевченко Василий Лунин, планируется продать около 50% производственных площадей предприятия и выручить за счет этого около пяти миллионов гривен. Эти средства пойдут на погашение долгов по зарплате.

Итак, традиционные ритуальные танцы под названием "спасем предприятие", кажется, закончились, уступив место прагматизму. Возможно, новый хозяин производственных площадей завода распорядится ими эффективнее, чем руководители госпредприятия.

Кстати, о руководителях. На прошлой неделе стало известно, что прокуратура Харьковской области возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц ГП "Харьковский приборостроительный завод им. Т. Г. Шевченко". Дело возбуждено по фактам невыплат зарплат сотрудникам предприятия (ч. 1 ст. 175 Уголовного кодекса Украины). По состоянию на 1 апреля завод задолжал работникам 23 миллиона 30 тысяч гривен.

Правда, вряд ли в этом случае кого-то привлекут к уголовной ответственности. Дело в том, что состава преступления не будет, если невыплата заработной платы происходила по объективным причинам, например, в связи с отсутствием средств на счетах предприятия. А именно так, скорее всего, и было, ведь завод Шевченко долгое время не имел крупных заказов. Так что возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц этого предприятия выглядит скорее как показывание пальцем на виновных в создавшейся ситуации.

Совсем другая ситуация с заводом имени Малышева. В отношении его бывших руководителей дело возбуждено по другой статье – злоупотребление служебным положением, которое повлекло тяжкие последствия. Нанесенный материальный ущерб оценивается в 184 с половиной тысячи гривен. Нанесли этот ущерб банальным способом – завысив стоимость закупаемого товара. Вот тут привлечь виновных к уголовной ответственности вполне реально. Жаль только, что по закону нельзя привлечь к ответственности тех, кто назначал руководителями завода людей, доведших предприятие до плачевного состояния.