Дипломат А. Орел: Руководство страны фактически использовало Министерство иностранных дел как инструмент политики одной партии

Внутренняя политика любой страны зависит от приоритетов внешней. К сожалению, в Украине нет единого направления во внешней политике, которое поддерживали бы все граждане. О проблемах украинской дипломатии, антиукраинских настроениях в России и изменениях приоритетов во внешней политике Украины с приходом нового президента в программе "STATUS QUO" рассказал генеральный директор Центра международных и сравнительных исследований Анатолий Орел.

- Анатолий Константинович, по многочисленным оценкам украинская дипломатия в последние годы терпит поражения по целому ряду внешнеполитических вопросов: в переговорах о членстве в НАТО, ЕС, упрощении визового режима. Среди западных экспертов даже появился термин "усталость от Украины". Скажите, в чем причина такого отношения к нашей стране?

- Я думаю, что на этот вопрос надо смотреть немного шире. Прежде всего, что такое внешняя политика и что такое внутренняя политика? Внешняя политика – эта та политика государства, которую оно проводит на внешней арене преимущественно для того, чтобы создать благоприятные условия для развития страны и экономики. То есть если задача армии – защищать страну, то задача дипломатии – создавать благоприятные условия. Проще говоря, чтобы у нас везде были друзья, чтобы не было врагов. Нынешняя же внешняя политика, которую проводит сегодняшнее руководство, обусловлена политикой нашего президента. Эту политику можно сформулировать всего в нескольких словах - прежде всего, как можно дальше убежать от России и как можно больше поставить барьеров на пути к нашему сотрудничеству с Россией. Именно здесь, на мой взгляд, заключается самая главная наша проблема, все наши беды идут отсюда. С одной стороны, мы говорим, что нам нужна европейская политика, что мы должны идти в Европу, а с другой - ведем себя не как европейцы, потому что европейцы, наоборот, дружат с Россией. Хочу обратить ваше внимание на то, что сейчас многие перестали говорить плохо о России, сейчас все хотят дружить с Россией. Начинается предвыборная кампания. Вспомните, когда проходила предвыборная кампания Виктора Ющенко, он ничего плохого не говорил о России, он не говорил о вступлении в НАТО, он говорил, что надо подождать, надо посмотреть. А потом, когда пришел к власти, направление внешней политики резко изменилось. Самое главное при голосовании за кандидатов в президенты - внимательно посмотреть, какая у них программа, какую политику они планируют проводить на внешней арене. Если это будет продолжение сегодняшней политики, если это будет продолжение втягивания нас в НАТО и в противостояние с Россией, то успехов у нас никогда не будет.

- Вы противник вступления Украины в НАТО?

- Да, я противник, причем обратите внимание на такую деталь. Я не противник НАТО: НАТО – это объективная реальность, это крупный военно-политический блок. Я за то, чтобы сотрудничать с НАТО. То есть мы не должны говорить, что мы вообще против НАТО. Мы за то, чтобы сотрудничать с НАТО, как сотрудничают другие страны, но мы против участия, мы против членства в НАТО, потому что членство в НАТО означает взятие на себя определенных обязательств, которые связаны с военным участием. Обратите внимание на то, где сейчас работает НАТО: Альянс работает не в Европе, а в основном работает за ее пределами. Границы блока уже расширились. Не совсем понятно, почему нас хотят в нем увидеть. Вряд ли Украину хотят туда принять, чтобы она вступила в Европейский союз. Говорят, что будет больше НАТО – будет больше демократии. У меня возникает закономерный вопрос: если у вас есть дети, то чтобы научить их демократии, нужно их в армию отправлять? Если наша страна будет бороться за внеблоковый статус, станет внеблоковой, как Финляндия, Австрия, Швеция, Швейцария, - чем плохо?

- Тем не менее, Украина ежегодно выполняет огромный план действий относительно членства в НАТО, а также план перспективного членства в Евросоюзе, причем в одностороннем порядке. Скажите, какие шаги предпринимают иностранные государства в сторону сближения с Украиной? Например, вопрос визового режима. Украина - безвизовая страна для Евросоюза. Европейские страны сделали что-либо для упрощения визового режима для украинцев?

- Сразу же после Оранжевой революции было принято решение, которое казалось очень демократичным, - сделать безвизовый режим для европейцев, что якобы ускорит и облегчит для нас получение виз на Западе. Так не получилось. В последнее время у нашей дипломатии очень много проблем. Почему? Потому что руководство страны фактически использовало Министерство иностранных дел как инструмент выполнения политики одной партии, которая сейчас практически почти не существует.

- Приведу Вашу цитату относительно проблем украинской дипломатии: "Чем занимаются иностранные послы в Украине? Они обращаются с просьбами к премьер-министру, президенту, разным министрам. У них один вопрос: вот у нас такое предприятие, такая фирма, им нужно помочь. То есть они все продвигают свои собственные экономические интересы. Чем занимаются украинские послы? У наших послов только два вопроса – Голодомор и ПДЧ. Они не понимают, что им нужно продвигать нашу экономику, наши предприятия".

Анатолий Константинович, по Вашему мнению, как с приходом нового президента могут поменяться приоритеты во внешней политике?

- Я считаю, что внешняя политика не должна быть инструментом только одной политической партии. Внешняя политика, как и каждый дипломат, должна представлять не одну партию, а всю страну. Поэтому она должна быть освобождена от политики, не должна выполнять политические заказы. Главная задача внешней политики – создание благоприятных условий для развития своей страны, защита интересов ее граждан за границей, защита ее предприятий. Какой бы из кандидатов не получил власть, я думаю, что он обязательно должен будет считаться с мнением народа и международной общественности. Не всегда так получается, но, я думаю, сейчас все получится, потому что после Оранжевой революции люди немного другие. Их обманули один раз - второй раз будет уже тяжело. Поэтому, думаю, здравый смысл будет присутствовать в дипломатии в большей степени. Политики сумеют все-таки отказаться от проекта НАТО, сумеют-таки понять то, о чем говорили финны: не надо искать врагов по соседству, а друзей очень далеко - соседи должны быть друзьями. И мы обязательно должны восстановить нормальные отношения, прежде всего, с Россией, Румынией, со всеми странами-соседями. Я думаю, что любой кандидат в президенты, кто бы ни одержал победу, будет придерживаться такого взгляда. В то же время на новых кандидатов, которые сейчас появились, нужно очень внимательно смотреть. Сейчас все говорят о дружбе с Россией, а ведь раньше они проводили политику вступления в НАТО. То есть те люди, в программе которых продолжает оставаться пункт о евроатлантической интеграции, по моему мнению, не должны быть у власти, потому что тогда у нас будет второе пришествие того, что было в 2004 г.

- Как Вы считаете, на кого из кандидатов на пост президента Украины будет делать ставку Европа?

- Сейчас достаточно сложно сказать, кто из внешних игроков может оказать какое-то серьезное влияние на наших кандидатов. Думаю, что сейчас, в условиях экономического кризиса, в условиях разочарования нынешней властью, в условиях усталости от Украины, уже никто не знает, что с ней делать и какой-то особой ставки никто не будет делать.

- Не менее важно для кандидата в президенты заручиться поддержкой Кремля. Как Вы считаете, у кого из кандидатов больше шансов на это?

- Конечно, Россия очень внимательно следит за тем, что у нас происходит. Я думаю, что Кремль, как говорится, не будет складывать все яйца в одну корзину. С другой стороны, я думаю, что такого открытого влияния уже не будет. Тем более, сказать, какой именно кандидат - ставленник Кремля, достаточно сложно.

- Приведу цитату посла Украины в РФ Константина Грищенко, характеризующую российско-украинские отношения: "Социологические данные российской компании "Левада-центр" поражают. Они показали, что в январе-феврале этого года уже 62% россиян сознавались в своем негативном отношении к Украине. В то же время 91% украинцев заявили о своем позитивном отношении к России. Очевидно, корни резкого усиления в последние года антиукраинских настроений в РФ кроются в информационной кампании против нашего государства, которую ведут российские СМИ". Как Вы считаете, почему ухудшается отношение россиян к украинцам?

- Хочу сказать, что отношения у нас ухудшаются с двух сторон. Ведь очень многим удобно представить провалы в нашей внутренней политике как козни россиян. Всегда, когда найдешь врага, на него можно все списать. Кремль тоже виноват, потому что информационная кампания, которая ведется там и ведется у нас, причем ведется очень жестко, начинает затрагивать чувства каждого человека. И поэтому мы начинаем друг друга обвинять, причем иногда делаем это с полным основанием. Поэтому нужно остановиться и посмотреть, в чем причина возникшей неприязни. А причина в том, что нас заставляют смотреть друг на друга через прицел, как на врагов. Создавать друг у друга образ врага - это крайне опасно, это нужно прекратить, нужно восстанавливать отношения. Отношения испортить легко, а для восстановления нужно значительно больше и мужества, и зрелости, и денег... Мы не сможем защищать свои интересы, если будем постоянно создавать вокруг себя врагов.

- Один из поводов взаимных обвинений – январский газовый конфликт, когда в результате разногласий между российским "Газпромом" и Украиной Европа осталась без газа. Последствия этого конфликта уже сглажены или репутация Украины как страны, которая ворует газ, закрепилась?

- Давайте внимательно посмотрим, что происходит в газовой сфере. Ведь тот газопровод, который идет через Украину, способен перекачивать огромное количество газа. Но после того как стали портиться наши отношения, Россия поняла, что она не хочет зависеть от Украины, и начала строить новый газопровод. Строится северный поток, уже идет речь о южном потоке, а европейцы собираются строить еще один - "Набукко". Я был на одной международной конференции и слышал, с какой радостью наши украинские представители говорили, что надо действительно обойти Россию и строить газопровод "Набукко". Я говорю: строить – это хорошо, но ведь заберут деньги из нашего газопровода. То есть мы, в конце концов, с нашей политикой можем оказаться в ситуации, что наш газопровод окажется пустой: будет труба, а по ней ничего не будет идти. И к этому все идет. Обратите внимание - мы потратили бешеные деньги, чтобы построить нефтепровод Одесса-Броды. И что? Он пустой. Нельзя подчинять экономику политике - экономика должна определять политику. Вот вы придете домой - о чем говорят ваши семьи? Разве они говорят о НАТО, о ПДЧ? Они говорят о том, как свести концы с концами, как кому-то что-то купить, как достать деньги. Вот об этом нужно думать. Дипломатия должна думать о том, как сделать так, чтобы в стране была нормальная экономическая жизнь.

- Тем не менее, недавний скандал с министром внутренних дел Юрием Луценко обсуждали практически во всех семьях. В СМИ появилась информация, что этот скандал был совместной российско-немецкой провокацией по дискриминации главы украинского силового ведомства. Как Вы считаете, может ли такая версия иметь место?

- Я думаю, что если россияне сознательно напоили Луценко, то может. Честно говоря, я даже не хочу комментировать этот вопрос, потому что сейчас, например, в Великобритании несколько министров уходят в отставку за то, что они оплатили за счет казны какие-то мелкие расходы. Но они понимают, что они не имеют больше морального права занимать свои должности, и уходят в отставку. У нас же происходят такие случаи, которые ни в одном учебнике не описаны и которые, честно говоря, мне даже как-то неудобно комментировать. Я думаю, что это позор для страны. И, в общем-то, в какой-то степени это показывает и лицо нашей власти.

- Что нужно сейчас сделать во внешней политике Украины для того, чтобы стабилизировать внутреннюю политику?

- Во-первых, многое уже сделано. Уже нет тех фигур, которые вели нашу внешнюю политику не туда, и уже некоторые изменения происходят. Прежде всего, нужно руководствоваться не инструкциями политических руководителей, а здравым смыслом. А здравый смысл говорит о том, что дипломат – это человек, который устанавливает добрые, хорошие отношения, сотрудничество со всеми.