- Михаил, вы руководите Харьковским областным отделением Комитета избирателей Украины (КИУ). Каковы ваши задачи?

- Комитет избирателей Украины – это общественная организация, задачей которой является следить за реализацией конституционных прав граждан. 20 февраля КИУ будет 16 лет. Начинали мы свою работу в 1994 г., акцентируясь только на соблюдении избирательного права граждан. Тогда основной целью было обеспечить контроль над внеочередными президентскими и парламентскими выборами.

Со временем наша организация расширяла сферу своей деятельности, в частности, стала уделять внимание мониторингу деятельности народных депутатов, местных советов, сельских, поселковых и городских голов. Также мы мониторили деятельность исполнительных органов власти, местного самоуправления, то есть все, что связано с развитием институтов гражданского общества.

- Кто финансирует КИУ?

- Мы существуем за счет благотворительных пожертвований. Основная часть поступает от благотворительных фондов стран Европы, некоторых других стран. Это обычная практика общественных организаций. В Украине уже также создаются такие фонды. Думаю, их будет со временем больше, и помощь с их стороны будет увеличиваться.

- Лично вы работаете в КИУ все 16 лет с начала основания?

- Я в организации с 1999 г., начинал волонтером. Потом возглавил областное отделение и уже фактически 10 лет его возглавляю.

- Сколько членов в облотделении КИУ?

- У нас нефиксированное членство. Мы отошли от советского подхода к количеству, для нас это не имеет никакого значения. У нас есть актив и волонтеры, которые работают на выборах. Другими словами, есть костяк, около 10-20 человек, который действует в зависимости от поставленных задач, а на выборы мы привлекаем ребят, имеющих опыт такой работы.  

- Какие у КИУ полномочия, насколько вы можете влиять на процесс выборов?

- В законе нас исключили из списка субъектов избирательного процесса. Причем международные организации оставили, а отечественные решили исключить. Поэтому мы наблюдаем за избирательным процессом, а потом даем оценку тому, насколько его участники, скажем так,  играли по правилам, насколько органы власти оказывали содействие выборам или, наоборот, вмешивались в избирательный процесс. Все это через СМИ мы доносим избирателям, общественным и международным институтам. Наша информация открыта, мы ничего не прячем, все это можно найти на нашем сайте, в т.ч. и по выборам 2010 г.

- А были случаи, когда ваши наблюдатели выявляли нарушения, что привело потом, например, к пересчету голосов?

 - В зависимости от масштабов выборов или наших ресурсов на тот или иной момент, мы реализуем различные программы - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. На этих выборах у нас было ограниченное количество ресурсов, и мы ограничились социологическим срезом, который дал нам общую картину выборов.

А насчет конкретных результатов… Достаточно одного примера за 2004 г. Во втором туре президентских выборов наши наблюдатели, а их было около 700 на участках в Харьковской области, составили около 200 актов о нарушениях. Вы же помните второй тур, когда были фальсификации. Так вот, документацией, на основании которой Верховный суд принимал решение о третьем туре, на 95% были акты нарушений, зафиксированных КИУ. Партия "Наша Украина" обратилась к нам, и мы передали им все эти акты.

- А сколько было наблюдателей на нынешних выборах, какие нарушения они зафиксировали?

- Было около 70 человек, и мы ограничились поверхностным срезом. На каждого наблюдателя возлагалась задача посетить 4-5 участков за день. Если сравнивать с 2004 г., то нынешние выборы прошли достаточно спокойно, но главное – честно и открыто. Я считаю, что это успех нашей организации, мы за 15 лет привили культуру проведения честного, открытого, прозрачного голосования, и в этом вопросе наша миссия почти выполнена.

- На ваш взгляд, те изменения в закон о выборах, которые были внесены парламентом буквально накануне дня голосования, серьезно повлияли на выборы?

- Тут палка о двух концах. Полагаю, что с одной стороны, штаб Виктора Януковича, видя, что их кандидат выигрывает выборы, решил себя обезопасить в том плане, чтобы оппоненты не могли сорвать выборы (если бы члены комиссий от БЮТ вдруг не пришли на участки в день голосования). С другой стороны, эти изменения открывали возможности для манипуляций и фальсификаций. Но мы видели, что этого не произошло, и, можно сказать, что изменения не повлияли на результаты голосования.

- Действительно ли могли представители штаба Юлии Тимошенко дать команду не приходить членам комиссий на участки?

- Я не знаю, мне сложно об этом говорить, но я допускаю, что что-то такое моделировалось. Это можно было и в день голосования сделать. Например, БЮТовцы вели подсчет и к семи часам вечера узнали, что проигрывают, после чего дали бы команду уйти членам комиссий с подсчета голосов  - и все, выборы сорваны. Это как одна из технологий.

- Заместитель председателя ЦИК Жанна Усенко-Черная  заявила, что в жалобах, поданных штабом Ю.Тимошенко, содержится достаточно оснований для пересчета голосов на некоторых участках. Как вы считаете, может ли пересчет существенно повлиять на результат выборов?

 - Согласно закону о выборах, они не могут быть признаны несостоявшимися или недействительными ни в целом по Украине, ни в отдельном округе, а только на отдельном участке. Да и то только в случае, если в урне обнаружено на 10% больше бюллетеней, чем проголосовало людей на самом деле, и в некоторых других случаях.

Но надо понимать, что этот представитель ЦИК имеет отношение к Блоку Ю.Тимошенко, поэтому неудивительно слышать такие заявления. Мы видим, что ЦИК разделился на два лагеря: одни одно комментируют, другие другое… Поэтому работа ЦИК плоха на этих выборах, заполитизирована. Было бы неплохо, чтобы после этих выборов переформатировали ЦИК, избрав туда новых людей, которые были бы специалистами в своем деле, но не были бы сторонниками той или иной политической силы.

Думаю, что на некоторых участках возможен пересчет, если там были случаи манипуляций или фальсификаций, но в целом на результаты это не повлияет, поскольку голоса потеряет не только В.Янукович, но и Ю.Тимошенко.

Если подтвердятся случаи фальсификаций, то это будет основанием для возбуждения уголовных дел против членов комиссий, кроме того, это может стать основанием для признания выборов на участке недействительными. Но это достаточно сложно. Думаю, что штаб БЮТ юридически слабо подготовился к выборам, и все нарушения, которые они считают таковыми, те же подвозы избирателей, - это все высосано из пальца, и сложно доказать, что это повлияло на результаты выборов.

- На ваш взгляд, есть ли основания для проведения третьего тура выборов?

- В 2004 г. третий тур назначили почему? Верховным судом было принято решение, потому что были нарушены конституционные права граждан. На это раз багажа нарушений, который имеет штаб Ю.Тимошенко, абсолютно недостаточно для того, чтобы сказать, что это кардинально повлияло на результаты выборов в Украине. Поэтому, думаю, третьего тура у нас не будет.

- Как вы думаете, когда может состояться инаугурация президента, ведь БЮТ намерен обжаловать результаты выборов?

- Суду понадобится дня три-четыре, чтобы понять, что жалобы БЮТ безосновательны, потом будет передача дел секретариата президента от старой команды новой... Когда будут урегулированы все эти вещи, тогда и будет назначена дата инаугурации. Наверное, это будет в марте.

- Что, на ваш взгляд, надо сделать с избирательным законодательством, чтобы сделать невозможными фальсификации?

- Какой бы закон мы не написали, участники избирательного процесса всегда будут стараться его обойти. Есть вещи, которые лежат в моральной плоскости. Но есть и вещи, которые можно было бы убрать, потому что на них много спекуляций. Например, агитацию в субботу и воскресенье, то есть, так называемый "день тишины" нужно убрать. Если морально-этический уровень участников выборов достаточно низок, то давайте планку для всех опустим. В Европе нет с этим проблем. В Америке, когда вы идете на участок, вам дают флажки, значки. Но по опыту я скажу, что достаточно сложно в последние дни человека, который определился, переубедить, что нужно голосовать за другого кандидата.

Нужно избавляться от кабинок для голосования, достаточно трибунки, стола, развернутого к членам комиссии, ведь все равно не видно, за кого человек голосует. Но зато можно избежать ситуаций, когда фотографируют бюллетень.

- Вы озвучивали эти предложения народным депутатам?

- У депутатов выборами занимаются два-три человека, законы пишут, остальные - как сказал лидер, так и голосуют... В законе вообще не сказано, что кабинки должны быть со шторами, это по советской традиции. Но в то же время, начиная с 2002 г., обустройство участков стало на порядок лучше. Главная особенность участка – установка кабинок, столов так, чтобы все было в поле зрения. Все этого сейчас придерживаются. А раньше помните, как было? Были проходные кабинки, и вам было уже не видно, что за ними происходит, и там можно было делать что угодно.

- Что происходит с реестром избирателей, почему в нем много ошибок?

- Это были первые выборы, которые мы проводили с реестром избирателей. Данные, которые вносились в реестр, - это были данные на 1 января 2005 г. Поэтому те ошибки, которые были на выборах 2006 и 2007 гг., повторились.  В стране не было закона или процедуры, по которым уточненные списки передавались бы с одних выборов в другие. По окончании выборов они моментально сворачивались в конверт, потом в мешок и сдавались в архив. Поэтому и создан реестр избирателей, чтобы ошибки не повторялись. Первый этап очистки провела ЦИК, когда летом вычистили 600 тыс. двойников по Украине, после выборов 1-2% людей себя уточнили, правки внесены. Теперь каждый год с сентября по ноябрь можно прийти в органы реестра и уточнить данные. Если там есть неточности, то можно написать заявление, и после соответствующего запроса, например, в загс, будут внесены правки. Это еще один шаг, чтобы предотвратить манипуляции со списками избирателей, которые, к сожалению, происходили, и возможно еще будут происходить на местных выборах.  

- Вы также занимаетесь мониторингом деятельности нардепов. Будете ли в этом году давать им оценку?

- Это наша традиционная программа, и мы планируем провести небольшой анализ. Хотя немного придется анализировать, поскольку деятельность депутатов неудовлетворительна, непонятно, за что они зарплату получают. Вместо того, чтобы законы писать и инициировать различные изменения, они привыкли трибуну блокировать. Но мы планируем подвести итоги деятельности харьковских депутатов. Также хотим уделить внимание мэрам городов областного значения, поскольку прошло четыре года как их избрали, и в мае очередные выборы.

- За местными выборами будете следить?

- Учитывая, что Харьков - второй по величине город в Украине, мы будем проводить мониторинг мэрской кампании в Харькове.

- По-вашему, будут какие-то неожиданности на этих выборах?

- Пока мы не видим четкого круга лиц, которые бы претендовали на должность мэра. Ну, за исключением действующего городского головы, который подпортил себе немножко рейтинг этой зимой неубранными улицами, поломанными ногами и руками харьковчан. Но у нынешнего мэра все равно хорошие шансы остаться на посту, хотя все будет зависеть от оппонентов. Если будут достаточно сильные личности, то ему все-таки будет непросто, и нас будет ждать захватывающая борьба.