Чувство юмора харьковских чиновников, "Свобода" против реадмиссии и зачем Харькову транспортная схема

В пятницу, 11 декабря, УЕФА официально объявила Харьков городом, который примет матчи Евро-2012. Новость эта не стала неожиданностью. Хотя в Харькове на подготовку к чемпионату затрачены астрономические суммы, чтобы провести футбольные мероприятия на должном уровне, нужны еще средства, нужны инвесторы. На прошлой неделе была предпринята попытка представить наш город как привлекательный объект для инвестиций: во вторник и среду в Харькове проходил форум "IFIK-2009". Его организатором выступило ООО "Инвестиции в Харьков". Стратегическая цель мероприятия звучала так: "Сделать город Харьков постоянным местом встречи представителей мирового инвестиционного сообщества на территории Восточной Украины". Но, скорее всего, экономическая привлекательность нашего региона не впечатлила потенциальных инвесторов.

Многие участники говорили о рисках, связанных с инвестициями в Украину, - прежде всего, "дырявом" корпоративном законодательстве и нестабильной политической обстановке. Все риски, упоминаемые на форуме, характерны для Украины в целом, и Харьков в этом плане мало чем отличается от Львова или Днепропетровска. Впрочем, героические усилия подчеркнуть некую "особость" Харькова предпринимались и организаторами форума, и харьковскими чиновниками: если бы каждый раз, произнося слова "промышленный и научный потенциал", они сдавали по доллару, то хватило бы на небольшую инвестицию.

Еще один интересный момент форума – поведение заместителя председателя Харьковской облгосадминистрации Сергея Стороженко. Иногда складывалось ощущение, что инвесторы приехали именно к нему, причем не на форум, а на прием - с целью испросить высочайшего разрешения инвестировать хоть что-то. Чего только стоит фраза Стороженко, которая звучала примерно так: "Если будете так себя вести, наш генеральный инвестор Александр Ярославский все здесь построит, и вам ничего не останется". Странно, что представители международных финансовых организаций после этого пассажа не покинули зал со словами: "Окей, хорошо, что у Вас есть Ярославский, а мы-то вам зачем?" В общем, многие иностранные участники форума наверняка запомнят Харьков как город, где живут чиновники с довольно своеобразным чувством юмора.

Кстати, Александр Ярославский, президент группы "DCH", харьковский инвестор номер один, был героем второго дня форума. Он пытался убедить инвесторов последовать его примеру. Сначала Ярославский рассказал, сколько его компания вложила в подготовку Харькова к Евро-2012, а потом заявил, что иностранные болельщики оставят в городе около миллиарда долларов, правда, отметив, что это оценки оптимистичные и завышенные. Чтобы иностранцы оставили в Харькове миллиард долларов, каждый болельщик должен потратить в городе более восьми тысяч. И это при условии, что "Металлист" на каждом матче Евро будет заполнен только иностранцами. Надо полагать, представители международных финансовых институтов знакомы с арифметикой, а потому на зарубежных инвесторов слова о миллиарде вряд ли произвели впечатление.

В общем, эффект от форума, скорее всего, будет незначительным. Те инвесторы, которые рискуют вкладывать в украинскую экономику, о ситуации осведомлены и без всяких форумов. А те, кто инвестировать не решается, вряд ли будут делать это, по крайней мере, в ближайшее время.

В среду, 9 декабря, всеукраинское объединение "Свобода", лидер которого Олег Тягнибок баллотируется в президенты, провело марш против нелегальной миграции. Вместо 300 обещанных участников маршировало по Сумской всего около 100 человек. Впрочем, организованы они были неплохо: шли ровными колоннами и кричали в унисон. Завершился марш митингом возле здания облгосадминистрации. Там-то руководитель облорганизации "Свободы" Игорь Швайка и поведал журналистам о причине акции. Оказалось, причина возмущения адептов ВО "Свобода" - вступление в силу соглашений о реадмиссии со странами Евросоюза. С 2010 г. каждый нелегал, пойманный на территории Евросоюза и заявивший, что прибыл с территории Украины, будет направлен не на историческую родину – во Вьетнам или Нигерию, а прямиком к нам, в Украину. Причем никаких подтверждений того, что нелегал попал в ЕС именно из Украины, от него не требуется. Конечно, тысячи нелегалов предпочтут Украину своей родине, из которой они, по сути, сбежали.

Соглашение о реадмиссии Верховная Рада ратифицировала еще 15 января 2008 г., и с тех пор, пожалуй, никто, кроме националистов, этой проблемы не поднимал. Еврочиновники пытались успокоить Украину словами о том, что и проблемы-то никакой нет. Впрочем, делали они это довольно неубедительно. Глава представительства ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра 10 декабря после пространных заявлений о том, что соглашение о реадмиссии является частью сотрудничества между Украиной и ЕС, заявил: "Я думаю, что не стоит придумывать проблему, если ее не существует".

Но проблема существует. Например, Украина до сих пор не использовала в полном объеме средства, выделенные Евросоюзом на обустройство пунктов содержания нелегалов. Куда будут помещать украинские власти нелегальных мигрантов, пока непонятно. Как непонятно до сих пор, сколько их вообще будет. При самом плохом развитии ситуации наша страна рискует превратиться в некий всеевропейский отстойник для нелегалов. Возможно, именно такую роль отводит Украине Евросоюз – организация, в которую мы так стремимся.

В среду, 9 декабря, появилась информация о том, что ХКП "Горэлектротранс" снова собирается бастовать. По словам источника, накануне состоялось собрание работников Салтовского депо с участием генерального директора "Горэлектротранса" Сергея Почепецкого. На собрании было решено прекратить работу, если до 20 декабря Кабмин не перечислит денежную компенсацию за перевозку льготного контингента. Инициатива принять это решение исходила от водителей и кондукторов депо, которые, в случае невыполнения правительством их требований, собирались 20 декабря написать заявления об увольнении.

Первый заместитель харьковского городского головы Александр Кривцов, комментируя ситуацию с возможной забастовкой на предприятии, заявил: "Существенных изменений, которые могли бы улучшить ситуацию в "Горэлектротрансе", по состоянию на 9 декабря не произошло". Денег от правительства до сих пор нет, да и вряд ли они появятся: Министерство ЖКХ на позапрошлой неделе однозначно дало понять харьковской городской власти, что больше денег не будет.

Градоначальники намерены провести реорганизацию всей транспортной системы города, а нормализовать работу "Горэлектротранса" планируется, включив его в структуру более рентабельных автоперевозчиков согласно плану создания предприятия "Харьковпасс". Это предприятие со следующего года будет, по словам городских чиновников, единым заказчиком перевозки пассажиров от имени населения города. "Единый заказчик" - очень знакомые слова.

Единый заказчик коммунальных услуг – КП "Жилкомсервис" - стал первым реформаторским детищем городской власти. Конечно, коммунального коллапса с его появлением не произошло, но и очевидных улучшений после нескольких лет работы "Жилкомсервиса" не заметно. Чтобы в этом убедиться, не нужно читать заявления городской власти или ее критиков: достаточно зайти в практически любой подъезд многоквартирного дома, расположенного в спальном районе. Поэтому факт того, что создание очередного "единого заказчика услуг", но уже в сфере городского транспорта сможет хотя бы отчасти решить проблемы муниципальных перевозчиков, вызывает скепсис.

Сомнительным выглядит эта затея еще с одной точки зрения: по мысли градоначальников, частных перевозчиков заменят некие муниципальные автобусы, маршруты которых будут ложиться в "единую транспортную схему". Эту самую схему власть обещает разработать к лету следующего года. Факт этот уже несколько месяцев преподносят как некое достижение градоначальников. Правда, никто не задумывается, а зачем вообще нужна эта "схема"? Транспорт в Харькове существует и без всякой схемы – частные перевозчики быстро заполняют "узкие места", осваивая новые маршруты, и снимают с маршрутов автобусы, если они не дают прибыли. Т.е. формирование транспортной сети происходит постоянно и гибко. И формируют эту сеть сами харьковчане, голосуя за необходимые маршруты, что называется, "рублем".

Единственное ощутимое преимущество, которое получат горожане от внедрения новой транспортной схемы, – "единый проездной". А вот недостатки муниципального транспорта очевидны. Во-первых, "муниципальный" - еще не значит дешевый. Да, частник гонится за прибылью. Но с другой стороны, на его шее не висит погрязший в долгах "Горэлектротранс", и к вопросу перевозки льготников частник подходит жестче, а значит – частные перевозчики не рискуют провалиться в ту финансовую яму, в которой сейчас находится "Горэлектротранс". Вот и получается, что "Харьковпасс", скорее всего, унаследует проблемы "Горэлектротранса" и может повторить его судьбу: миллионные долги по зарплате и митинги под Кабмином. И во-вторых, "Харьковпасс" будет фактически монополистом, а от монопольного положения кого-либо на любом рынке редко выигрывает потребитель.