На прошлой неделе вступил в силу обновленный закон о выборах президента Украины. О том, какие изменения предусмотрены этим законом и почему президент Украины Виктор Ющенко хочет его обжаловать, рассказал в программе "STATUS QUO" доцент кафедры конституционного права Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого Федор Вениславский.

- Федор Владимирович, скажите, пожалуйста, в чем все-таки суть тех изменений, которые внесены в закон о выборах президента, подписанный на днях спикером Верховной Рады Владимиром Литвином?

- Суть изменений любого законодательства состоит в том, чтобы сделать его более совершенным и результативным. Что касается данных изменений, их достаточно много, но озвучу несколько фундаментальных. В частности, этим законом сокращен срок избирательной кампании - теперь он ограничен 90 днями. 

- А что в этом прогрессивного?

- С точки зрения социально-политической ситуации в стране и условий экономического кризиса ничего хорошего нет в том, что страна на полгода попадает в избирательную кампанию, когда никто не работает - ни законодательная власть, ни исполнительная, а все занимаются выборами. Сжатые рамки избирательного процесса способствуют более концентрированному и результативному проведению выборов.

Вторая особенность нового закона - увеличение избирательного залога, который обязаны внести кандидаты на пост президента либо политические партии, которые их выдвигают. Это делается для того, чтобы отсечь от избирательного процесса людей, которые имеют неадекватную самооценку или неадекватные цели. Теперь избирательный залог составляет 2,5 млн.грн.

- Эти деньги возвращаются только тем кандидатам, которые вышли во второй тур?

- Совершенно верно. Эти деньги возвращаются только двум кандидатам, которые набрали наибольшее количество голосов и вышли во второй тур - при условии, что по результатам первого тура никто не станет президентом, набрав более 50% голосов избирателей. Это тоже позитивное изменение в законе, так как те люди, которые хотят поиграть с разными целями, реализовать свои амбиции, хотя бы заплатят эти деньги.

- Сколько было кандидатов на прошлых выборах президента?

- Около двадцати.

- Как вы думаете, на этих выборах будет меньше кандидатов из-за возрастания залога?

- Думаю, на этих выборах будет не меньше двадцати. 

- Какие еще изменения предусмотрены новым законом?

- Будем надеяться, что в этом избирательном процессе наконец-то заработает государственный реестр избирателей, где в электронном виде должна быть собрана информация обо всех избирателях. Также отменены открепительные талоны, что сложно оценить позитивно. Скорее, это негативное изменение, потому что люди в силу каких-то объективных причин в день выборов могут пребывать за пределами места своего постоянного проживания и фактически не смогут проголосовать. В этом законе ужесточена ответственность за нарушение избирательного законодательства со стороны избирателей. Параллельно с этим законом были внесены изменения в Уголовный кодекс Украины, и теперь предусмотрена ответственность за неоднократное голосование одним избирателем - за себя и еще за кого-то. новым законом о выборах президента сделана попытка избежать блокирования работы избирательных комиссий со стороны определенных членов комиссии, которые отказываются голосовать. Изменился порядок формирования окружных и участковых комиссий: теперь в их состав входят по два кандидата от каждого кандидата в президенты. Еще сокращен срок обжалования различных действий комиссий - он ограничен двумя днями. Данный закон является еще одной попыткой избежать тех событий, которые имели место в 2004 г., когда был назначен третий тур, то есть произошло не предусмотренное законом голосование.

Любые изменения в законе будут действовать при нормальной ситуации в стране. Но у нас привыкли при помощи судов решать любые вопросы. И даже не смотря на запреты, которые содержатся в конкретном законе, при наличии различных политических и финансовых возможностей можно обжаловать в суде или заблокировать любое решение. Закон нужно рассматривать как безусловный акт, который исполнять будут все, - тогда будет все нормально.

- Президент Украины Виктор Ющенко заявил, что в случае принятия этого закона он будет оспаривать его в Конституционном суде. Какой может быть вердикт суда, и успеет ли суд его вынести до выборов?

- Если проанализировать практику деятельности Конституционного суда Украины, то, к сожалению, мы не можем сказать, что этот орган оперативно и быстро рассматривает важные правовые споры, которые имеют политическое значение. Можно вспомнить много разных вопросов, решения по которым либо вообще еще не приняты, либо приняты со значительным опозданием. Поэтому надеяться, что Конституционный суд за четыре месяца примет к производству, рассмотрит и примет решение по поводу конституционности данного закона, я бы не стал, потому что маловероятно, что это произойдет. Но есть ли основания для признания неконституционным этого закона? Я думаю, что найти такие основания можно.

- Приведем на этот счет мнение спикера Верховной Рады Владимира Литвина: "Я знаю, что готовятся разного рода сценарии сорвать эти выборы. Конституционный суд Украины может признать неконституционными многие положения этого закона о выборах президента, что повлечет за собой большое число судебных исков. Если гипотетически представить, что Конституционный суд признает неконституционным нынешний закон, тогда выборы в Украине будут сорваны". По вашему мнению, это возможно?

- Дело в том, что любой закон или акт, признанный судом неконституционным, теряет свою силу. Если новый закон о выборах президента будет признан неконституционным до начала избирательного процесса, что невероятно, либо уже в ходе избирательного процесса, но до его окончания, тогда нужно будет проводить эту избирательную кампанию с учетом позиции Конституционного суда. И те положения закона, которые будут признаны неконституционными, уже не должны действовать. С другой стороны, президент может обратиться с заявлением о признании неконституционным данного закона исходя из того, что нарушается конституционный принцип избирательного права. Если люди, которые в день выборов будут пребывать за пределами места своего проживания, например, за границей, и они смогут проголосовать, только если станут на консульский учет. Но количество граждан, которые стоят на консульском учете, невелико.

- Давайте остановимся на том, что именно намерен оспаривать президент Ющенко. Информагентство "Росбалт-Украина" пишет: "В 2004 г. В.Ющенко выступал за срочную отмену голосования по открепительным талонам, поскольку именно тогда устраивались "карусели". Не секрет, что организованные группы с открепительными талонами на руках развозились по разным участкам. В результате определенные политические силы добавляли в свою электоральную копилку дополнительные голоса. Теперь же Ющенко демонстрирует двойные стандарты, потому что выступает против нового закона, где прописан запрет на выдачу открепительных талонов".

Получается, что президент по-разному смотрит на одни и те же вещи в разное время?

- Действительно, использование открепительных талонов и во время избирательной кампании 2002 г., и во время президентской кампании 2004 г. было средством манипулирования и получения большего количества голосов. Поэтому порядок в этом вопросе нужно навести. Но решать эту проблему нужно не путем лишения граждан возможности проголосовать, а путем четкого учета этих избирательных открепительных талонов и того, чтобы талон выдавался только конкретному лицу.

- Напомните, пожалуйста, что изменится для граждан Украины с 19 октября, когда официально стартует избирательная кампания?

- Старт избирательной кампании означает только то, что те лица, которые желают баллотироваться на пост президента, подадут соответствующие заявления в избирательную комиссию, будут зарегистрированы, и с момента регистрации смогут начинать предвыборную агитацию. Хотя де-факто кампания уже стартовала: предвыборная агитация идет полным ходом. Когда будут составлены списки избирателей, граждане Украины смогут ознакомиться с этими списками, обжаловать составление списков, потребовать внести какие-то изменения.

- Какой был смысл сокращать сроки избирательной кампании, если кампания идет полным ходом?

- Дело в том, что в праве очень много оценочных категорий. И сказать, что премьер-министр занимается не своими обязанностями, а предвыборной агитацией, достаточно сложно. Можно сказать, что она занимается идеей популяризации своей политической силы. Никакой ответственности за данные действия в Украине не установлено.

- Давайте остановимся на дате выборов.  Лидер ВО "Свобода" Олег Тягнибок заявил, что "есть масса возможностей фальсифицировать выборы, нужно только иметь финансовые или административные ресурсы, чтобы влиять на избирателей. Нужно учитывать, что выборы состоятся 17 января, то есть практически в разгар январских праздников. Очевидно, что президента будут избирать не люди, его будут определять в судебном порядке".

Как может повлиять возможная массовая неявка избирателей на результаты выборов?

- Неявка избирателей на избирательные участки ни к каким последствиям не приведет, потому что действующий закон не устанавливает никакого минимального количества избирателей, явка которых достаточна для того, чтобы выборы состоялись. Гипотетически даже если придет 1% или 0,5% избирателей, то с точки зрения права это не является основанием для признания данных выборов недействительными. Я слышал некоторые некомпетентные заявления политиков о том, что если на избирательные участки явится менее 50% избирателей, то придется проводить новые выборы с новыми политиками. Ничего подобного.

- Вы не видите проблемы в том, что даже народные депутаты по-разному трактуют законодательные акты?

- Не все народные депутаты читают те законы, которые они принимают. И потом, многие законодательные акты становятся для народных депутатов большей неожиданностью, чем для простых граждан. Это вопрос политической культуры депутатов.

- Верховная Рада в последнее время практически недееспособна. В.Литвин в качестве рычага воздействия на депутатов решил лишить их заработной платы. Как вы считаете, есть какие-то методы воздействия на депутатов с целью заставить их работать?

- К сожалению, правовых методов воздействия на депутатов нет. Парламент является наивысшим проявлением демократии. Тот бардак, который творится в нашем парламенте, не является уникальным, потому что в других странах мира тоже можно увидеть беспорядки, драки и т.д. Другое дело, что у нас это принимает какие-то крайние формы. За последний год парламент смог поработать один раз, когда было создано ситуативное большинство между БЮТ и Партией регионов и принят целый ряд законов, которые потом вызвали возражения со стороны президента. А на сегодняшний день я не вижу каких-то правовых рычагов, чтобы заставить депутатов работать. Я думаю, что ситуация может измениться только после выборов и, опять-таки, в зависимости от результатов выборов. Если президентом станет представитель той политической силы, которая имеет много мандатов, и эта политическая сила сможет договориться с другой, создав большинство, только тогда можно ожидать, что парламент заработает.

- Народный депутат Николай Томенко вообще предложил депутатам уйти в отпуск на время избирательной кампании. Это возможно?

- Тут необходимо разграничивать законодательство о статусе народных депутатов Украины, которое не предусматривает возможности депутатов пойти в дополнительный отпуск, кроме тех парламентских каникул, которые имеются два раза в году. Но есть еще трудовое законодательство, которое гипотетически можно применить и к народным депутатам, поскольку они прибывают в трудовых отношениях. Предвыборная кампания никак не может влиять на это. Тем более что у нас предвыборная кампания превращается в борьбу разных идеологий, представленных в Верховной Раде, и парламентская трибуна используется не столько для обоснования принятия закона, сколько для популяризации той или иной политической силы, программы и т.д.

- Скажите как эксперт по конституционному праву, как часто руководители нашей страны нарушают конституцию?

- Конституция не стала тем ценностным документом, который является безусловным для соблюдения и выполнения всеми должностными лицами, независимо от их статуса и правового положения. Если проанализировать практику деятельности и президента, и Кабинета министров, и Верховной Рады, то мы можем найти много примеров, когда Конституция сознательно нарушается. Например, желание депутатов уйти в какой-то отпуск не предусмотрено Конституцией: парламент является постоянно действующим органом. Кроме того, если посмотреть интервью народных депутатов, которые они смело дают, то становится очевидно, что депутаты, принимая или голосуя за тот или иной закон, понимают, что он является неконституционным, но ждут, пока Конституционный суд его отменит.

Вопрос, который можно рассматривать отельной темой, - это депутатская неприкосновенность. Депутатская неприкосновенность имеет своей целью создать ситуацию, при которой народные депутаты будут нормально работать. У нас же депутатская неприкосновенность превратилась в абсолютный иммунитет, когда народный депутат бьет в лицо сотрудника службы охраны, и говорит: "У меня депутатская неприкосновенность". На эти случаи депутатская неприкосновенность не распространяется. Также нарушения Конституции мы можем видеть каждый день, включив пленарное заседание Верховной Рады и увидев, как народные депутаты бегают и нажимают на кнопки ни один раз, а пять-десять. В этих действиях вообще можно найти признак состава преступления - присвоение себе власти другого депутата и т.д. Президент Украины также нарушает Конституцию, и есть случаи, когда он злоупотребляет своим правом, - например, когда он обращается в Конституционный суд, чтобы приостановить действие тех или иных законодательных актов, хотя понимает, что оснований для признания данных актов неконституционными нет.

- Что делать в такой ситуации?

- Я думаю, что какого-то простого решения этой проблемы нет. Снятие депутатской неприкосновенности... Не думаю, что это является панацеей от всех этих неправовых действий. Если не будет определенной неприкосновенности депутатов, это может повлечь за собой неправовое воздействие с разных сторон и принятие тех решений, которые нужны определенным политическим силам. Нужна политическая воля, которой у нас нет. Она позволит навести порядок в стране, чтобы люди боялись брать взятки и принимать неправовые решения.