Тем, кто в этом году оканчивает школу, не позавидуешь: правила поступления в вузы снова изменились, причем достаточно радикально. Об этих нововведениях и о том, как их оценивают специалисты, рассказала в программе «STATUS QUO» первый проректор Харьковского гуманитарного университета "Народная украинская академия" (НУА) Екатерина Астахова.

- Екатерина Викторовна, на основе чего теперь будет приниматься решение о том, поступил абитуриент или не поступил?

- Согласно новым изменениям, при поступлении в вуз учитывается аттестат и сумма баллов, которую абитуриент набирает по результатам внешнего независимого оценивания (ВНО).  

- Как вы считаете, то, что теперь будет оцениваться аттестат, хотя раньше он не оценивался, это позитивный шаг или нет?

- С моей точки зрения, больше позитивный, чем негативный. Это своеобразное равновесие, если вуз сможет учесть школьную оценку и результаты тестирования. Но этот год покажет, посмотрим.

- Скажите, от чего еще, кроме результатов тестирования и оценок в аттестате, зависит поступление в вуз? Министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник заявил, что "в этом году при поступлении абитуриентов в вузы будут учитываться три составляющие: результаты ВНО, средний балл школьного аттестата и оценка вуза, для получения которой необязательно сдавать вступительные экзамены. Оценка вуза в зависимости от его специфики может формироваться на основании творческого эссе, тестирования на профпригодность и т.д.".

Скажите, пожалуйста, что такое оценка вуза и насколько обязательно ее вводить?

- В 2009 г. право использовать вступительные экзамены было у некоторых вузов, в основном - творческой направленности. Академия физкультуры имела право оценить физические данные абитуриента, академия культуры - его творческие способности. С этого года, согласно новым правилам приема, перечень вузов, которые имеют право проводить собственный экзамен для абитуриентов, расширяется. До 15 апреля все вузы должны отреагировать на это предложение и внести в свои правила приема изменения, в которых указать, будут они использовать дополнительный экзамен при поступлении или нет. То есть часть вузов воспользуется этим правом, а часть будет зачислять студентов по результатам ВНО и школьного аттестата.

- В вашей академии будет вводиться оценка вуза?

- Мы не увидели такой необходимости, потому что основные специальности, которые у нас есть - экономика, перевод, управление персоналом - не требуют специального вступительного экзамена. Нас вполне удовлетворяет наличие сертификата и оценка аттестата.

- То есть сейчас речь шла о том, чтобы перейти к европейской системе подсчета баллов при поступлении, которые суммарно могут составить 1000: 600 – тестирование, 200 – аттестат и 200 – оценка вуза?

- Тут не столько переход к европейской системе, сколько попытка с одной стороны учесть интересы абитуриентов, с другой стороны - пожелания школы, а с третьей стороны – интересы вуза. Новые правила будут способствовать облегчению поступления в вузы. Это поиск своей украинской модели.

- А не станет ли эта оценка вуза полем для возможных проявлений коррупции?

- Вы знаете, мне всегда по двум причинам интересны разговоры, связанные с коррупцией вокруг системы образования, Первая причина – коррупция у нас что, только в вузах? А во-вторых, лечить коррупцию за счет одиннадцатиклассников, которым дано тестирование, - это, по меньшей мере, неправильно. Борьба с коррупцией должна вестись иначе. И я думаю, что разговоров о коррупции в вузах и о том, повлияет ли тестирование на уровень коррупцию, значительно больше, чем должно быть.

- В этом году также снижен необходимый для поступления балл сертификата по непрофильным предметам. Для чего это было сделано?  

- У каждого вуза есть определенная специфика. Что вузам разрешили делать? В случае, если профильные предметы достаточно высоко оценены ВНО - от 170 баллов и выше, то у студентов можно принимать сертификаты, в которых по непрофильным предметам стоит балл ниже 124. Это пока сложно понять, поэтому нужно посмотреть положения о приеме, изучить вуз, куда поступает абитуриент, и получить нормальную, вменяемую консультацию в вузе. Зачем это сделано? Наша академия в прошлом году столкнулась с тем, что, например, у человека прекрасные оценки по математике и, допустим, 123 балла по украинскому языку.

- 123 балла - это хорошо или плохо?

- Давайте скажем мягко: это очень плохо. И вот при хороших математических способностях, при хороших оценках по другим предметам, один балл закрывал дорог в вуз. Наверное, это было неправильно. Новые правила, думаю, предоставят абитуриентам больше возможностей поступить в вуз.

- На ваш взгляд, оправдано ли решение об ограничении количества вузов, в которые можно подавать документы для поступления?

- Думаю, оправдано. Во-первых, есть европейская практика: англичане больше чем в пять вузов документы не принимают. У нас же сами абитуриенты часто забывали, куда они сдали документы, вузы начинали разыскивать этих абитуриентов... Считаю, что пользы будет больше, если абитуриент определит для себя пять интересующих его вузов, кроме того, в каждом из них он может подать документы на три специальности. Тогда не будет той неразберихи в среде абитуриентов, когда они нервничали, не понимали, куда они зачислены, а куда не могут быть зачислены, где какой конкурс...

- В этом году также будут действительны сертификаты оценивания, полученные в прошлом и позапрошлом году. Это хорошо или плохо?

- Однозначно хорошо.

- А насколько объективна оценка таких знаний сейчас? Насколько свежи эти знания?

- А кто нам даст гарантию, что в 2010 г. объективности будет больше, чем в 2008 г.? Понимаете, надо снять напряг, излишнюю нервозность абитуриента, когда он загнан в определенные рамки. Чем спокойнее ситуация для абитуриента, тем больше остатков знаний можно из него достать.

- А с чем связаны случаи, когда человек получил сертификат о прохождении ВНО, но не поступил?

- Состояние здоровья, какие-то семейные проблемы, какие-то экстремальные ситуации: потеря документов и т.д. У кого-то могут поменяться планы в жизни.

- По словам Д.Табачника, в этом году выпускники вузов впервые получат дипломы с вкладышами европейского образца. Что это будут за вкладыши, информацию какого рода они будут содержать?

- По сравнению с вкладышами, которые были в прошлые годы, эти вкладыши значительно информативнее: больше информации по количеству часов, которые прослушаны по тому или иному предмету, по количеству кредитов. Сделано это для выравнивания тех документов, которые получают выпускники.

- Сейчас закончилась регистрация желающих пройти тестирование. А есть школьники, которые не желают проходить тестирование? Или это обязательная для всех норма?

- Совсем необязательная. Если ученики планируют поступление в вузы, то они должны зарегистрироваться. Если в их планах нет дальнейшего обучения, то они не регистрируются. И такие школьники есть. Согласно статистике прошлого года, примерно 80% выпускников средних школ прямо или косвенно подходят к высшей школе, то есть планируют продолжать обучение. Но в разные годы эта цифра разная.

- Нет ли у вас информации, на какие тесты зарегистрировалось максимальное количество человек?

- Если вспомнить интервью руководителя регионального центра образования Александра Сидоренко, то он говорил о том, что в этом году очень интересная тенденция по физике и по математике: возросло число абитуриентов, которые планируют тестироваться по этим предметам. Честно говоря, это очень радует. Но резких изменений по сравнению с прошлым годом нет.

- Как вы считаете, положителен или отрицателен тот факт, что тесты в этом году будут проходить не в мае, а в июне?

- Если абитуриент готов нормально, ему безразлично: он напишет тесты и в мае, и в апреле. Другое дело, что школьная подготовка в этом году в силу ноябрьского карантина скомкана. Я боюсь прогнозировать, но результаты выпуска этого года, наверное, будут хуже, чем прошлого.

- 27 мая в харьковских школах прозвенит последний звонок, а уже 28 мая пройдут выпускные вечера. После этого в течение июня школьники будут сдавать тесты. Как-то не совсем логично. Почему бы не провести выпускные после сдачи тестов, чтобы школьники с чистой совестью могли прощаться со школой?

- Думаю, в этой ситуации есть очень много заинтересованных сторон: вузы, школы, родители, службы, которые выписывают аттестаты. Очень много задач, которые нужно решать. Посмотрим, может, от такого решения будут и плюсы, и минусы. Это не очень привычно, не очень удобно, но надо попробовать разные варианты.

- В этом году выпускники смогут выбирать, на каком языке сдавать тесты?

- Да. Есть изменения к приказу Министерства образования, по которому до 8 апреля школьники должны были определиться, на каком языке они будут сдавать тесты.

- На примере вашей академии - сколько людей выбирает русский язык, сколько украинский?

- Еще трудно сказать точно. Но в целом мы отражаем харьковскую ситуацию, когда ряд предметов хорошо читается на украинском языке, и у школьника откладывается украиноязычная терминология,    а дома он общается на русском. И зачастую бывают анекдотические ситуации во время вступительных мероприятий: у абитуриента спрашивают, на каком языке ему удобнее отвечать, а он говорит: "Давайте я буду писать на украинском, а говорить на русском. Или математику на украинском, а другой предмет на русском". В прошлом году у нас в НУА 19% абитуриентов работали на украинском языке.

- Те изменения, о которых мы поговорили, исчерпывающие? Или грядут еще какие-то в этом году или чуть позже?

- Если бы я могла ответить на этот вопрос, то следующим кандидатом на пост министра образования была бы я. Но я не хочу. Конечно, это не все изменения. Конечно, обстоятельства будут требовать других изменений. Наверняка со сроками будут изменения. Наверняка будет больше свобод у высших учебных заведений. Во всяком случае, вузы известные, вузы авторитетные должны получать большую автономию в праве решения вопросов поступления. Но нельзя воспринимать изменения трагично и катастрофично. Все в мире меняется.

- А вам знакомо мнение нынешних выпускников и их родителей относительно этих изменений?

- Отмечу безумное волнение родителей и уверенность выпускников в том, что все будет хорошо: абитуриенты хорошо знают конъюнктуру на образовательном рынке и, в отличие от предыдущих лет, имеет выбор.

- А преподаватели успевают вникнуть в новые правила приема в вузы?

- А у них есть другой выход? Конечно же, преподавателей это беспокоит. Но динамика изменений высока не только в системе образования.

- Вы лично согласны с большинством этих нововведений?

- И в этом году все-таки предпринята попытка пойти навстречу абитуриентам. Если меньше будет политической конъюнктуры, если мы будем меньше играть в какие-то игры и больше анализировать число абитуриентов, состояние их здоровья, уровень подготовки, то толку будет больше. Нынешние изменения я лично воспринимаю так: есть изменения в мире, есть изменения в стране, они все равно рано или поздно должны сказаться на системе образования.

- В НУА есть и школа, и вуз, поэтому вы можете сравнить успехи как школьников, так и студентов, можете сравнить качество их знаний. Вот как оно меняется: в худшую или в лучшую сторону?  

- Кроме того, у нас есть и дошкольное, и послевузовское образование. Великолепная мотивация и огромный интерес к обучению у публики в возрасте 1,5-2 лет. Их мышление: сосед делает лучше, как я могу сделать хуже?

Если серьезно, то я сказала бы так: студент сегодня не хуже и не лучше. Он – другой. Есть серьезное отличие в качестве подготовки: что-то они знают, чего-то они не знают вообще, и это  - показатель уровня нашего среднего образования сегодня. Если говорить о НУА, то у нас все-таки достаточно специфические студенты. Большинство из них - из благополучных семей. Если они пять лет работают, то карьерный, профессиональный рост у них потом вполне приличный.

- Вы отслеживаете судьбу выпускников?

- Конечно, у нас есть специальные программы для этого. Мы даже себе позволяем такую роскошь, как отследить личностный рост выпускников: мы отслеживаем проблемы создания семьи, рождения детей. У нас возле академии есть часовня Святой Татьяны, и мы знаем, кто из выпускников крестит там своих детей. Средний процент разводов у наших студентов, которые заключают внутренние браки, процентов на 50-60% меньше, чем в среднем по Украине.

- Сейчас в стране проходит глобальное реформирование системы образования. На ваш взгляд, его стоит начинать именно с высшей школы или, может быть, внимания требует средняя школа?

- Реформировать нужно только всю систему в целом. Нельзя реформировать высшее образование отдельно, среднее или дошкольное - отдельно. Мы сразу упремся в какие-то тупики. То есть нужно воспринимать образование только как систему. И тогда мы получим в первый класс ребенка, не перепуганного тем, что его отдают в школу, а испытывающего интерес к тому, что будет происходить. Мы получим не студента, который будет думать, как ему увильнуть, а получим человека, который примерно ориентируется, чего от него хотят.

Еженедельная информационно-аналитическая передача "STATUS QUO" выходит с декабря 2008 г. на харьковском телеканале Р-1 (ТРК "Регион") по субботам в 21.00, с повтором в воскресенье в 23.00, а также на телеканале "ФОРА" по субботам в 18.00, воскресеньям в 11.00 и 00.30.

Получасовая программа состоит из двух блоков (аналитические итоги недели и интервью с гостем в студии). Программа базируется на информации, опубликованной в ленте новостей информагентства. В производстве программы в основном задействованы журналисты и редакторы ИА "SQ". Съемки программы проходят в пресс-центре "SQ", который после проведенной модернизации используется и как телевизионная студия.

Основная цель программы – освоение ниши региональной телевизионной аналитики, а также расширение аудитории "SQ". Создатели передачи руководствуются принципами, которые являются основополагающими в работе ИА "SQ": объективность, точность, лаконичность и акцентирование внимания на основных региональных событиях и тенденциях.

Видео программы, а также текстовые версии интервью с гостем передачи размещаются на сайте "SQ" по понедельникам.

По вопросам участия в программе, а также по вопросам размещения рекламы обращайтесь по телефонам 715-52-72, 715-52-77, 715-52-66 к Наталье Кузнецовой или Яне Кутиной.

Архив STATUS-QUO - TV