Убийство судьи, металлист, курченко, сланцевый газНачало февраля выдалось у нас в Харькове и в Украине в целом не то чтобы спокойным - спокойствие и в политике, и в экономике нам на самом деле только снится, - но довольно-таки прогнозируемым. Работа Верховной Рады, как несложно было предположить, оказалась заблокированной: оппозиция пытается показать власти силу и заставить ее играть по своим правилам, власть на это не ведется.

Ничего нового и в эпопее, именуемой "делом Тимошенко". Доминирующей линией сюжета этой "мыльной оперы" на прошлой неделе стало очередное выражение недовольства представителями Евросоюза (которые при этом не перестают интриговать президента Виктора Януковича туманными обещаниями ассоциации). Гарант, как водится, выразил озабоченность судьбой Юлии Владимировны. Развивались довольно вяло и параллельные сюжетные линии: сравнительно новая - об акции протеста в душевой ЦКБ-5 и несколько подзабытая - о немецких врачах…

Что касается экономики, то прошедший январь оказался очень непростым, что, в принципе, характерно для первого месяца любого года. Случилась совсем небольшая инфляция, а в целом ситуацию довольно точно определяет термин "стагнация". В связи с этим, в частности, в январе этого года практически не изменились показатели доходов бюджета Харькова по сравнению с январем прошлогодним. Это, конечно, понятно: многочисленные праздники, традиционно тяжелое вхождение в год. Однако год назад, когда был такой же январь с такими же проблемами,  по наполнению бюджета был зарегистрирован 15%-й рост. Так что тенденция не может не беспокоить.

Но, несмотря на общее затишье, случились, конечно, в Харькове события, на которые стоит обратить внимание. Из тем, на протяжении последнего времени будоражащих общественность, снова говорили о жестоком убийстве судьи Фрунзенского райсуда Владимира Трофимова и его семьи. Повод для этого был серьезным - убитых наконец похоронили. Похоронили без голов, которые так и не нашли.

То, что это произошло именно сейчас, объяснили окончанием следственных действий с телами. Не хотелось бы, конечно, в этом деле выступать в роли Кассандры, однако не покидает ощущение, что этот акт символизировал "похороны" расследования убийства. Что бы там ни говорили правоохранители о прогрессе следствия, почему-то кажется, что никаких стоящих зацепок у них нет. Поэтому пополнит это дело ритуальный список вопросов, периодически задаваемых журналистами милицейскому начальству, на которые ему нечего ответить: об убийстве харьковских инкассаторов, нападениях на ювелирные магазины, исчезновении редактора газеты "Новый стиль" Климентьева… Было бы очень приятно, если бы это ощущение оказалось неверным.

Из более веселых событий прошлой недели стоит вспомнить выборы президента футбольного клуба "Металлист". Интригу в этот вопрос вносили возникшие сразу же после покупки клуба у Александра Ярославского группой компаний "Газ Украина" слухи о том, что президентом может стать не владелец группы Сергей Курченко, а его партнер - сын президента Виктора Януковича. Однако сенсации не произошло - титулы собственника и президента главного спортивного явления Харькова - ФК "Металлист" - совместил Курченко.

 Что, в принципе, совершенно логично и в том случае, если в слухах о Януковиче есть доля истины, и Курченко на самом деле владеет клубом не единолично, а вместе со своими донецкими партнерами. Именно потому, что у  "Металлиста" в Харькове большое количество фанатов, которые любят свой клуб и гордятся им, его президентом должен быть харьковчанин. Человек пришлый - неважно, из Донецка или откуда-то еще, - не будет легко воспринят на этой должности, и вместо всенародного уважения, которым пользовался Ярославский и на которое, в случае успешного ведения дел, будет претендовать Курченко, он рисковал бы получить только репутационные потери.

Но слухи - это всего лишь слухи. А в реальной жизни молодой миллиардер Сергей Курченко делает первые шаги публичного общественного деятеля: рассказывает, как он счастлив быть хозяином клуба, за который болел с детства, и какие светлые перспективы и в уровне финансирования, и в турнирных достижениях (что впрочем, взаимосвязано) его ждут.

 До настоящей публичности, правда, еще далеко. Курченко продолжает оставаться человеком-легендой, а журналисты и общественность все так же гадают о причинах его феноменального успеха. Официальные комментарии по этому поводу по-прежнему очень скупы и не удовлетворяют чаяний интересующихся.  Масла в огонь подлил экс-губернатор, а ныне оппозиционер Арсен Аваков, заявивший, что в не столь отдаленные времена своего губернаторства он вообще не слышал о таком харьковском бизнесмене. То ли губернатор был настолько плох, что не заметил у себя под носом бурно развивающегося бизнеса, то ли бизнес этот был очень уж загадочен. Ясно одно - в информационном поле Харькова появился человек, о котором неминуемо будут много говорить. И от него самого зависит, станут ли "пережевываться" разнообразные слухи или информация, исходящая от первоисточника. Чтобы положить конец мифологизации своей личности, Курченко должен стать доступен для общественности и прессы - другого пути нет.

В сфере экономической на прошлой неделе обратила на себя внимание масштабная агитационная кампания, которую развернула компания "Shell" в регионах Харьковщины, где планируется добыча нетрадиционного газа. Вокруг добычи сланцевого газа и связанных с ней рисков для экологии уже сломано много копий, и в первом раунде борьбы за общественное мнение перевес был на стороне противников нетрадиционной добычи - разнообразных экологов, оппозиционеров и представителей изрядно напрягшегося от перспективы потери монополии российского "Газпрома". Пока "Shell" занимался организационными вопросами, общественное мнение оказалось настроенным против компании.

Однако же "Shell"  - транснациональный гигант с большим опытом как добычи углеводородов, так и ведения информационных войн. Его ответный ход - проведение встреч с местными жителями и депутатами с разъяснениями  важности и безопасности процесса. Первая "фишка", использованная корпорацией, - привлечение к агитационной кампании "традиционных" харьковских газодобытчиков, которые заявляют, что со сланцевым газом все в порядке и что технология гидроразрыва, которую уже успели мифологизировать, - обычное дело, давно применяемое в нашей области.

Также "Shell" активно работает с местными советами и со СМИ, проявляет социальные инициативы по развитию территорий, на которых она будет работать. И в рукаве у разработчиков нетрадиционного газа может быть еще немало козырей - логично, например, предположить появление авторитетных экологов с исследованиями о безопасности добычи сланцевого газа либо, как крайней меры, заявлений о финансировании "сланцефобов" со стороны демоничного "Газпрома"...  В любом случае, средства в добычу нетрадиционного газа уже вложены и вкладываются немалые, так что реализация этого проекта, без сомнения, будет продолжаться.