Чем жил Харьков

Взрыв на Северной Салтовке

Взрыв на салтовке, взрыв на метростроителе, инвестиционный форум, саммит G20, евроинтеграция, евроинтеграционные законыВ понедельник в доме по улице Метростроителей на Северной Салтовке произошел взрыв, потом - начался пожар. Эпицентр взрыва пришелся на квартиру на пятом этаже – она выгорела полностью. Почти настолько же сильно пострадали еще несколько квартир: огонь распространялся по балконам, где, по словам пожарников, традиционно было складировано много легковоспламеняющихся предметов. Несмотря на то что это был именно взрыв, жертв, к счастью, нет – во многом, пожалуй, потому, что случилось несчастье днем в понедельник, когда большинство жильцов не дома. Есть один пострадавший: 27-летний мужчина открыл дверь злополучной квартиры, и в ней что-то взорвалось. У него – ожоги 70% тела, врачи расценивают его состояние  как стабильно тяжелое, давать прогнозы затрудняются.

По факту случившегося было открыто уголовное производство, и, конечно, началось расследование. Само собой,  поначалу основной была версия о взрыве бытового газа, но ее отмели в тот же день: газовые коммуникации в подъезде этого дома прошли проверку, выдержали все испытания, утечку газа специалисты не обнаружили. В квартире, где рвануло, выгорели все три комнаты, но кухня при этом осталась целой. Проверка газовой плиты показала, что ни одна из конфорок не была включена, сама плита не повреждена, а стекло духовки - целое. Как только эта информация была обнародована, возник вопрос: если взорвался не газ, то что? Однако прошла неделя – и никакой достоверной информации о том, что же произошло, нет: компетентные органы молчат. Некоторые СМИ написали, что милиция ищет в произошедшем криминальный след, поддержали эту версию и владельцы квартиры. Они две недели отдыхали в Крыму, квартира была пустая – значит, по ней "кто-то лазил" и, видимо, оставил какую-то взрывчатку. Вопрос "зачем?" ответа пока не имеет, да и в целом версия выглядит диковато: кому могло понадобиться взорвать "трешку" в панельном доме на окраине Харькова и с какой целью – придумать непросто. Но молчание милиции и МЧСников напрягает, вызывает небольшую панику и заставляет верить в самые невероятные конспирологические версии.

А вообще взрывы в жилых домах стали какой-то напастью Харькова: за год – это третий случай. В начале сентября прошлого года произошел взрыв в доме на Слинько - и это было настоящее ЧП для Харькова: тогда отошла внешняя стена здания, ее пришлось разбирать и перестраивать, и жильцы смогли вернуться в свои квартиры только через несколько месяцев. В середине декабря аналогичный случай произошел в многоэтажке на Московском проспекте. Погибли четыре человека – члены одной семьи, которые буквально прыгали с 10-го этажа, спасаясь от огня. В этих двух случаях точно взорвался именно газ. Третий взрыв за год – это еще, конечно, но паника, но от ощущения, что от подобного никто не застрахован, никуда не деться. И даже если на прошлой неделе взорвался не газ, газовое хозяйство в Харькове однозначно требует пристального к себе внимания.

Инвестиционный форум

Взрыв на салтовке, взрыв на метростроителе, инвестиционный форум, саммит G20, евроинтеграция, евроинтеграционные законыВ пятницу-субботу в Харькове прошел традиционный, уже пятый по счету международный форум "Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы". С одной стороны, мероприятие получилось достаточно представительным: зарегистрировалось около 350 участников из 13 стран. С другой – наиболее крупные компании, участвовавшие в форуме – "Shell", "Nestle", "Sigma Blеyzer", "Philip Morris", "Global Logic", - уже и так работают в нашем регионе, а новых именитых инвесторов, похоже, не появилось. Были на форуме достаточно интересные и однозначно полезные инвестпроекты – например, о ремонте лифтового хозяйства, производстве детской ортопедической обуви, развитии в городе ядерной медицине или о том, как наконец сделать филармонию прибыльной. Хотелось бы, чтобы хотя бы часть из них была реализована. На прошлогоднем форуме тоже презентовали перспективные и даже немного неожиданные проекты – к примеру, о возрождении в Харькове дизельного производства или создании киностудии, но, похоже, они так и остались проектами.

Чем жила Украина

На пути к евроинтеграции

Взрыв на салтовке, взрыв на метростроителе, инвестиционный форум, саммит G20, евроинтеграция, евроинтеграционные законыНа прошлой неделе Верховная Рада возобновила работу после каникул и продемонстрировала просто удивительную для себя продуктивность. Практически в едином порыве, без скандалов и драк, и Партия регионов, и оппозиция, и даже ратующие за вступление в Таможенный союз коммунисты приняли почти все законы, которые требовал принять Евросоюз для подписания соглашения об ассоциации. В начале недели неувязочка вышла только с одним документом: у парламента не получилось с первого раза принять изменения в закон "О таможенном тарифе Украины". В изначальной его редакции ставки ввозной пошлины на некоторые товары увеличивались вдвое, потому что их необходимо было привести в соответствие с требованиями  ВТО. Эта инициатива не нашла поддержки не только у оппозиции, но и у ряда регионалов. Говорят, с депутатами от партии власти встречался сам президент, а оппозиционеров увещевали делегаты Евросоюза. В результате в документ внесли некоторые поправки – и он был проголосован.

Другие принятые евроинтеграционные законы касаются порядка и условий содержания заключенных – некоторым из них теперь можно пользоваться мобильниками; исполнения судебных решений – документ объясняет, как можно получить компенсацию от государства по решению ЕСПЧ; довыборов в проблемных округах – полгода парламентарии не могли придумать, как и когда организовать вхождение в сессионный зал еще пяти своих коллег, но на прошлой неделе – справились моментально. Еще одним решением депутаты отправили на одобрение в Конституционный суд изменения Конституции в части, касающейся судей. Согласно им, формировать составы судов будет парламент, генпрокурор будет избираться не на 5 лет, а бессрочно, судьей можно будет стать по достижению 30-ти, а не 25-ти лет и работать в этой должности не пожизненно, а до 70 лет.

Однако это еще не все документы, принятия которых жаждет Евросоюз. Новый закон о прокуратуре парламент еще не рассматривал - его внесут в сессионный зал 17-20 сентября. А с двумя другими законопроектами возникли проблемы: закон о разгосударствлении СМИ отправили на доработку, а законопроект на такую педалируемую сейчас тему запрета дискриминации сексуальных меньшинств и вовсе отложили. И если первый документ, скорее всего, в итоге будет принят, то со вторым – большой вопрос: вряд ли любая из депутатских фракций захочет связываться со столько спорной темой.

А вообще парламент показал, что при желании он способен работать, а депутаты могут договариваться. Конечно, оппозиция сейчас в весьма уязвимом положении: начни она упираться и блокировать трибуну – регионалы скажут, что оппозиционеры тормозят евроинтеграцию, о которой трубят на каждом шагу, и будут правы. Так что на фоне давления Евросоюза и несколько агрессивной политики со стороны России депутаты сумели объединиться.

Чем жил мир

Саммит G20

Взрыв на салтовке, взрыв на метростроителе, инвестиционный форум, саммит G20, евроинтеграция, евроинтеграционные законыОсновное международное событие прошлой неделе – саммит "большой двадцатки", который прошел 5-6 сентября в Санкт-Петербурге. И хотя его участники собирались обсуждать исключительно экономические вопросы, весь мир ждал, что по результатам саммита появится ответ на самый острый геополитический вопрос последних нескольких недель - что же будет с Сирией.

Итоговая декларация встречи "большой двадцатки" занимает 35страниц. В ней много сказано об обеспечении экономического роста и финансовой стабильности, создании рабочих мест и борьбе с безработицей, стимулировании инвестиций, укреплении многосторонней торговли, содействии международному развитию, решении проблем размывания налогооблагаемой базы и так далее. Но ни слова нет о Сирии. Вопрос остался подвешенным в воздухе, стороны не нашли компромисса, а это значит, что Сирия по-прежнему может ждать бомбардировки в любую минуту.

Главные антагонисты в сирийском вопросе – президент США Барак Обама и президент России Владимир Путин – были как никогда холодны друг с другом. По словам экспертов, отношения между Россией и Штатами скатились к уровню "холодной войны", а по словам самого Обамы, лидеры двух стран будто уперлись в глухую стену. Путин и Обама все же привели короткую личную встречу по сирийскому вопросу. Каждый из президентов назвал ее конструктивной и каждый остался при своем мнении. В итоге Обама заявил, что по-прежнему рассматривает возможность военной операции Сирии, чтобы тем самым "дать сигнал" правительству Башара Асада. Позицию Штатов поддержали еще 10 стран – участниц саммита - Австралия, Канада, Франция, Италия, Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия, Испания, Турция и Великобритания. Лидеры этих государств и президент США подписали совместное заявление, в котором  правительство Асада в применении химического оружия и поддержали планы вмешательства США в ситуацию в Сирии в обход решений Совбеза ООН.

В свою очередь Владимир Путин заявил, что Россия будет помогать Сирии в случае начала там военной операции, хотя еще несколько дней назад на уровне российской власти звучали слова вроде "Россия не будет воевать за Сирию".

Пока что стороны выжидают. Вроде бы Россия и США договорились о том, что переговоры по сирийскому вопросу продолжат глава МИДа России Сергей Лавров и госсекретарь США Джим Керри. В начале неделе Обаме предстоит убедить Конгресс в необходимости военной операции и, по его же словам, это "тяжелая ноша". Может быть, стороны и договорятся до чего-то – все они декларируют желание решить проблему мирным путем. Но ощущение, что мир на пороге войны, пока не покидает.