Начальник Единого расчетного центра "Мегабанка" Ю.Сергеев:  Через систему ЕРЦ можно оплатить около 60 видов услуг

Недавно исполнилось 10 лет с того времени, как в Харькове был реализован уникальный проект – Единый расчетный центр для оплаты коммунальных услуг. Харьковчане уже привыкли ежемесячно получать единую квитанцию для оплаты коммунальных услуг и оценили ее преимущества. Как работает этот эксклюзивный проект и что нового он предложит харьковчанам, рассказал в программе «STATUS QUO» начальник Единого расчетного центра (ЕРЦ) ОАО «Мегабанк» Юрий Сергеев.

- Юрий Евгеньевич, технология работы ЕРЦ защищена несколькими авторскими свидетельствами и патентами. Скажите, в чем ее уникальность?

- Сегодня, по прошествии 10 лет, с одной стороны легко, с другой - сложно ответить, в чем ее уникальность. Уникальность в том, что такой системы в Украине больше нет. Харьков – то место, где была рождена эта система. Кроме того, те стандарты, которые «Мегабанк» предложил банковской системе, сегодня не может повторить ни один банк, поэтому эта система сама по себе уникальна. На построение системы мы потратили 10 лет кропотливого беспрерывного труда, чтобы харьковчане и все жители Украины смогли пользоваться этой услугой. Сегодня ЕРЦ работают во многих украинских городах, и приблизительно 12-15% всех жителей Украины пользуются системой ЕРЦ. Я недавно подсчитал и сам удивился таким цифрам: за 10 лет через систему прошло 47 млн. платежей. По большому счету, каждый житель Украины, от младенца до человека преклонного возраста, пользовался системой Единого расчетного центра.

- Скажите, а почему именно «Мегабанк» реализовал эту идею? Ведь это не совсем банковская тематика...

- В 1996-1998 гг. происходило перевосстановление банковской системы, и крупным банкам эта тема была не интересна: было непонятно, как вести прием коммунальных платежей, как обрабатывать документы, какие будут отношения между коммунальными предприятиями и плательщиками. Губернатором Харьковской области тогда был Олег Демин, который эту идею и предложил. Несколько банков откликнулись и приняли участие в конкурсе, «Мегабанк» - победил. После победы у «Мегабанка» появилась серьезная обязанность перед харьковчанами. И заслуга руководства банка состоит в том, что банк не стал строить систему с помощью банковских работников, а привлек лучшие силы, которые были в Харькове на тот момент: математиков, программистов, финансистов... То есть благодаря большому коллективу харьковчан система была построена. Финансировал этот проект «Мегабанк».

- Сколько времени ушло на построение системы и сколько инвестиций вложил банк?

- В само построение системы вложено два года непрерывного труда. На первом этапе банк вложил 2 млн.долл., чтобы в 1999 г. система была запущена. Дальнейшие вложения составляют около 5 млн.долл. Эти средства мы потратили, чтобы запустить систему в Украине.

- Власть оказывала поддержку при становлении ЕРЦ?

- Сказать, что не поддерживала, нельзя. Конечно, поддерживали, но поддерживали как ноу-хау. Что из этого получится, никто не понимал и не знал. Все понимали, что это что-то новое, что это городу нужно. Но что из этого получится, было сложно предположить.

- Получается, Харьков был пилотным проектом: в нашем городе была отработана технология, потом она начала распространяться на другие регионы. Сколько регионов сейчас освоило технологию ЕРЦ? И какие дальнейшие планы в этом направлении?

- Когда мы начинали строить ЕРЦ, мы, конечно, планировали его в рамках Харькова и Харьковской области. Когда у нас получился замечательный продукт, мы не постеснялись представить его на всеукраинском форуме, который проводился в Харькове под эгидой Евгения Кушнарева. И наш продукт был признан лучшим. После этого к нам массово посыпались заявки, чтобы внедрить систему в других городах. На тот момент «Мегабанк» был локальным харьковским банком. Мы понимали, что без расширения самого банка построить и внедрить систему невозможно. Параллельно с построением системы мы строили банк. Почти во всех регионах, где сегодня представлен «Мегабанк», работает и система ЕРЦ - это 25 городов и областей Украины. Сначала мы построили систему у наших соседей - в Полтаве. Потом пошли на север – в Чернигов, Кировоград. Кроме того, ЕРЦ работают в Черкассах, Львове, Херсоне, Донецке, Николаеве... У нас есть предложение из Сум. Это крупные города. Есть и более мелкие - Новая Каховка, Славянск, Славяногорск. Сейчас нас зовут в Феодосию, Ялту, Ровно, Ивано-Франковск, то есть мы везде востребованы.

- Неужели у вас нет конкурентов?

- С одной стороны, реальных конкурентов у нас на самом деле нет. Другое дело, что есть мнимые конкуренты, которые иногда мешают работать. Мы сталкиваемся с такими непорядочными конкурентами, но жизнь расставляет все на свои места.

- А в чем заключается непорядочность? Они обещают то, что не могут сделать?

- Наша система работает очень давно. Она очень публична. И когда какой-либо из регионов Украины объявляет свое видение создания Единого расчетного центра, публикуются конкурсные материалы. Конкурсанты, набравшись общих тезисов, приходят и рассказывают буквально нашими словами, что они могут сделать. Мы иногда уступаем им право попробовать выстроить систему. И время показывает, что кроме нас этого сделать пока никто не может.

- Скажите, пожалуйста, для банка в принципе любой проект должен приносить прибыль. А в чем заключается прибыль банка от приема коммунальных платежей?

- Этот вопрос часто витает в средствах массовой информации. И сегодня мы еще раз говорим: это социальный проект! "Мегабанк" никогда не ставил задачу зарабатывать деньги на системе ЕРЦ. Мы должны найти иной источник зарабатывания денег. А основной источник - это то население, которое приходит в "Мегабанк", доверяет этому банку, приносит свои вклады, берет здесь кредиты. Наша узнаваемость является источником зарабатывания денег. А то, что зарабатывает ЕРЦ, соответствует тем затратам, которые он несет. Эти затраты сегодня возмещают все коммунальные предприятия Харькова в виде комиссионного вознаграждения - примерно 2% за каждого плательщика. Лица, которые оплачивают коммунальные услуги по системе Единого расчетного центра, дополнительные деньги в банк за прием платежей не платят, это заложено в тарифе.

- Вы сказали, что для банка ЕРЦ, в основном, социальная задача. Насколько я знаю, через пункты приема платежей «Мегабанка» можно оформлять и субсидии. Так ли это и как это вообще делается?

- Это не совсем так. «Мегабанк» ни в коем случае не может подменить отделы субсидий. Просто сегодня система Единого расчетного центра распространена и в отделы субсидий. Это единственная организация, которая имеет прямой доступ к базе данных ЕРЦ.

- Приведу заявление вице-губернатора Александра Колесникова от 2004 г., которая характеризует ЕРЦ еще с одной стороны: «Создание в Харьковской области Единого расчетного центра на базе ОАО «Мегабанк» способствовало повышению уровня оплаты энергоносителей и жилищно-коммунальных услуг. В отопительный сезон 2003-2004 гг. уровень оплаты возрос до 89%». Такая тенденция была в Харькове в 2004 г. Можно ли сказать, что сейчас, когда ЕРЦ начинает работать в каком-либо городе Украины, это как-то влияет на уровень платежей населения?

- С приходом Единого расчетного центра система оплаты жилищно-коммунальных услуг становится прозрачной для всех. И поэтому человек видит, что о нем помнят, человек знает, что ему напомнят своевременно заплатить за эти услуги. Со временем людей это дисциплинирует. И сегодня, даже в кризисный момент, харьковчане, львовяне, полтавчане платят за жилищно-коммунальные услуги больше, чем платили в прошлом году. Хотя наступил кризис.

- Кстати, о кризисе. Неужели уровень платежей не снизился в последнее время?

- Нет, не снизился. В этом году в Харькове уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги возрос на 14% по сравнению с прошлым. Хотя кризиса тогда еще не было.

- Юрий Евгеньевич, получается, что ЕРЦ – это система, содержащая очень много информации о состоянии платежей, плательщике и его начислениях. Часто ли к вам обращаются различные службы с информационными запросами и предоставляете ли вы им информацию? Если да, то какую?

- Я не раз говорил и сегодня опять подчеркиваю, что ЕРЦ – это структурное подразделение «Мегабанка». На банк, согласно Закону о банковской деятельности, возложены определенные ограничения для доступа к информации посторонним лицам - и юридическим, и физическим. Поэтому никакой информации о каждом из плательщиков, который находится в системе, без разрешения соответствующих органов и его лично предоставлено не будет. Информация предоставляется только укрупненно для аналитических служб, городской и областной власти.

- И даже коммунальные службы не могут сделать запрос по конкретному человеку?

- Коммунальные службы имеют прямой доступ к базе данных ЕРЦ, но только по своей составляющей. То есть если услугу предоставляет «Харьковоблэнерго», то оно может заглянуть в позицию, принадлежащую «Харьковоблэнерго».

- А какие новые виды услуг предлагает ЕРЦ?

- С каждым годом количество услуг, которые предоставляются харьковчанам и жителям нашей страны, только возрастает. Десять лет назад мы планировали, что будет 8-10 основных видов услуг и этого будет достаточно. Хочу напомнить, что сегодня система принимает 60 видов услуг. Это много, но система безгранична. Если мы придумаем и предложим новые услуги, система в состоянии их обрабатывать и принимать платежи.

- Какие самые популярные из новых услуг?

- Конечно, кабельное телевидение, интернет, цифровое телевидение.

- А вы принимаете оплату за услуги всех кабельных операторов?

- В Харькове - всех.

- Если захочу заплатить за кабельное телевидение, что нужно сделать? Сообщить какие-то данные?

- Вам ничего не нужно сообщать. У вас под руками имеется платежный документ. Вы вписываете слова «кабельное телевидение» в единую квитанцию, проставляете ту сумму, которую по тарифу положено заплатить. Этого достаточно, чтобы «Мегабанк» определил по вашему адресу, какой из провайдеров вам эту услугу предоставляет. Денежные средства будут перечислены этому провайдеру.