Протесты льготников, новый главный адвокат и неразбериха в школахОдним из центральных событий прошлой недели стали массовые протесты льготников, прокатившиеся по всей Украине. Костяком митингующих стали чернобыльцы и афганцы. В Харьковской области акции неповиновения начались еще на позапрошлой неделе: сначала требующие полагающихся им денег чернобыльцы ворвались в отделение Пенсионного фонда в Лозовой, потом заявили о блокировании работы фонда в Харькове. Правда, акция, анонсированная как бессрочная, закончилась на следующий же день: видимо, вняв объяснениям и обещаниям местной власти и здраво рассудив, что на региональном уровне такие вопросы не решаются, чернобыльцы переместились в Киев. Протесты стали более векторными: их объектами стали не исполнители, а инициаторы решений - Верховная Рада и Кабмин.

В чем суть проблемы? Суть проблемы - в законопроекте №9127 "О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений". В сентябре парламент принял его в первом чтении, и именно чтобы не допустить его окончательного утверждения чернобыльцы заявили едва ли не о своей готовности штурмовать центральные органы власти. Этот законопроект можно условно разделить на две части. Первая часть, которая поменьше, действительно касается исполнения судебных решений. По этому документу погашение задолженности на основании решений судов будет осуществляться в порядке и в сроки, установленные Кабинетом министров Украины, и исходя из финансовых ресурсов государства, то есть предусмотренных на это денег в госбюджете. Последнее - ключевое. Если этот законопроект станет законом, то, к примеру, чернобыльцы могут сколько угодно отстаивать в судах свои права на какие-либо выплаты и даже дожидаться положительных решений. Это никак не гарантирует получения реальных денег, потому что все будет упираться не в решения судов, а в наличие необходимого бюджетного финансирования. Чем руководствовался законодатель, прописывая эту норму, в принципе, понятно. По некоторым данным, льготники, которые недополучили полагающиеся им деньги, уже отсудили через суды всех инстанций около 10 миллиардов гривен, и еще на рассмотрении в судах находятся дела на общую сумму еще в 15 миллиардов. Государство закономерно проигрывает такие иски и, по идее, должно платить. Невыплаты могут стать поводом для обращения в международные суды, и вообще это бесконечный процесс. Именно поэтому государству нужно каким-то образом сдержать этот лавинообразный рост своих финансовых обязательств. Ну а льготникам нужно, чтобы полагающиеся им льготы платились. И это тоже понятно.

Вторая часть законопроекта не имеет никакого отношения к судебным решениям, зато имеет отношение к целому ряду категорий льготников. Согласно документу, социальные выплаты и льготы чернобыльцев, афганцев, ветеранов и инвалидов войны, милиционеров, шахтеров, медиков, учителей и других категорий льготников будут "вручную" регулироваться Кабинетом министров. То есть чиновники из правительства, грубо говоря, будут ежегодно решать, кому и сколько дать. Опасения протестующих очевидны: фактически, все законы, гарантирующие льготы, действовать перестанут, а в будущее бескорыстное милосердие правительства верится с трудом.

Вся эта ситуация в целом оставила ощущение дежавю. В начале года страна уже пережила серию протестов льготников - тогда по поводу законопроекта под номером 7562, который в итоге был снят с рассмотрения.

Самое интересное, что законопроекты № 7562 и № 9127 - это фактически одно и то же. По крайней мере, в той части, которая вызывает такую негативную реакцию общественности.

То есть получается так. Государство хочет изменить действующую систему льгот, что, в общем-то, объяснимо. С одной стороны, льготы и выплаты регламентируются у нас в стране несколькими десятками законов и больше чем сотней нормативно-правовых актов. С другой стороны, по данным Минис­терства труда и социальной политики, в Украине - 13 миллионов разнообразных льготников, что составляет 27% населения страны. По словам вице-премьера Сергея Тигипко, льготников еще больше: 18 миллионов человек, или 40% населения. Причем около половины из них имеют какие-либо льготы не по социальному признаку, как это принято в большинстве стран мира, а по профессиональному. Государство банально не тянет все эти выплаты и хочет изменить ситуацию. Пожалуй, было бы целесообразно, во-первых, наконец-то создать реестр граждан льготных категорий и упорядочить его. Во-вторых, подготовить единый закон, который будет регламентировать вообще все льготы, причем так, чтобы их выплаты были под силу истерзанному госбюджету: прежде всего, помощь должна быть адресной и выделяться тем, кто в ней действительно нуждается, то есть не в состоянии содержать себя сам. Причем выделяться не в ручном режиме, в зависимости от наличия денег в бюджете иди желания мобилизовать какую-то категорию населения в преддверии выборов, а всегда одинаково. А потом нужно найти политическую волю и принять этот закон, хотя бы потому, что системное реформирование этой отрасли действительно необходимо.

Вместо этого был подготовлен законопроект с завуалированным названием, который системно не меняет ни перечень льгот, ни принципы их начисления, зато вызывает страх и агрессию у людей. Увидев эти страх и агрессию, власть пытается что-то вразнобой объяснить и пообещать, а потом законопроект снимается с рассмотрения. Вроде бы все - делу конец. Однако буквально через пару дней появляется очень похожий документ, но под другим номером. И опять все сначала: с одной стороны - оправдательные объяснения, с другой - обвинения в предательстве народа, а с третьей - бессильная злоба и как результат - например, снесенный забор возле парламента. В итоге власть, которая вполне обоснованно хотела что-то реформировать, но не сделала этого максимально логично, выглядит недальновидной и несет имиджевые потери. Реформы, особенно непопулярные, - это всегда тяжело. Они требуют смелости, политической воли, а главное - сосредоточенности исключительно на них самих. А до тех пор, пока власть будет использовать полумеры - например, пытаясь как-то замаскировать непопулярное преобразование ради политических дивидендов, - такой же полумерой будет и результат.

На прошлой неделе заместитель харьковского городского головы по правовым вопросам Марина Стаматина со второй попытки была избрана председателем Харьковской областной квалификационно-дисциплинарной комиссии (КДК) адвокатуры. Такие комиссии действуют во всех областях Украины и подчинены высшей квалификационной комиссии адвокатуры при Кабмине. Каждая такая комиссия состоит из двух палат: аттестационной и дисциплинарной. Аттестационная палата принимает квалификационные экзамены и решения о выдаче свидетельства на занятия адвокатской деятельностью. Дисциплинарная палата рассматривает разного рода жалобы на действия адвокатов и принимает решения о возможном их привлечении к дисциплинарной ответственности. То есть, грубо говоря, в руках любой региональной КДК адвокатуры – и кнут, и пряник: комиссия имеет монопольное право решить, кому из юристов предоставить статус адвоката, кому – не предоставить, а кого можно его лишить. Понятное дело, что должность руководителя КДК адвокатуры – хлебная и влиятельная. Поэтому как только стало известно о возможном назначении Стаматиной, противники власти заговорили о злоупотреблениях и грядущем влиянии мэра "на судьбу каждого адвоката Харькова".

Однако ситуация с областной КДК адвокатуры не так проста. До Стаматиной ее возглавлял Ефим Голянд. Однако полномочия КДК предыдущего созыва закончились еще в начале 2009 г. В марте того же года прошло соответствующее заседание, на котором был избран новый состав КДК. Через некоторое время два адвоката оспорили принятые на заседании решения в судах. Эти иски очень долго не рассматривались, однако в их обеспечение сформировать новый состав КДК было запрещено. Потом один из исков был удовлетворен, избрание в марте 2009 г. членов КДК признано неправомерным, но на это решение суда была подана апелляция... Начиная с весны 2010 года решением ВККА непосредственные обязанности харьковской КДК выполняли аналогичные структуры в других областях Украины. Только в апреле этого года несколько избранных тогда членов харьковской КДК заявили о готовности сложить полномочия, что позволило Высшей квалификационной комиссии адвокатуры запустить достаточно длительную процедуру формирования нового состава Харьковской КДК.

Когда деятельность какого-то органа парализована в течение двух с половиной лет, а его функции вынуждены выполнять другие структуры, - это ненормально. Еще более ненормально, если такая ситуация возникает из-за неких внутренних противоречий членов одного коллектива, и руководитель этого коллектива так долго не в состоянии ее разрешить. Логично, что к такому руководителю возникают вопросы у вышестоящего начальства. В середине 2009 г. Высшая квалификационная комиссия адвокатуры решила провести проверку деятельности Харьковской КДК адвокатуры за период 2006 – 2009 гг. В итоге были найдены нарушения аж на 66 тысяч гривен, ВККА назвала неудовлетворительным исполнение возложенных на Харьковскую КДК задач, что объяснила ненадлежащим исполнением Голяндом своих руководящих функций, и даже заявила о его возможном привлечении к дисциплинарной ответственности. Потом председатель ВККА Владимир Высоцкий и Ефим Голянд обменялись открытыми письмами – как это обычно бывает в таких случаях, не очень содержательными, зато очень эмоциональными. Все это – лишнее свидетельство того, что проблема стояла достаточно остро.

На прошлой неделе ситуация наконец-то разрешилась. Получит ли Марина Стаматина после избрания на должность возможность в какой-то степени влиять на работу харьковских адвокатов? Да, получит, хотя вряд ли ее или Геннадия Кернеса интересует "судьба каждого адвоката Харькова". Нужно ли было наконец-то разрубить узел противоречий и возобновить нормальную работу местной КДК адвокатуры? Да, нужно, потому что если какая-то структура есть, она должна функционировать, а для этого – еще и контролироваться. К тому же личный адвокат такого человека, как Геннадий Кернес, наверняка хороший специалист (кстати, все озвученные кем-либо претензии по поводу назначения Стаматиной лежат исключительно в политической плоскости и никак не касаются ее профессиональных качеств). Так что очень может быть, что затяжной конфликт в харьковской КДК адвокатуры разрешился не худшим образом.

На прошлой неделе в школах Харьковской области произошло два инцидента. В понедельник ученица 9-го класса лицея в Близнюках случайно распылила в кабинете газовый баллончик, из-за чего, само собой, ее одноклассники попали на осмотр к врачу. В четверг не пришли на занятия больше 25 учеников школы в Зачепиловском районе. Обе эти ситуации неприятны, но настороженность вызывают даже не сами эти случаи, а несогласованность в их оценке, продемонстрированная разными службами.

По поводу случая в Близнюках Министерство здравоохранения сообщило о госпитализации 14 школьников в связи с влиянием раздражающего вещества на верхние дыхательные пути. Замдиректора Близнюковского лицея по учебно-воспитательной работе в свою очередь рассказал, что после инцидента детей отвели к врачу, их осмотрели, но госпитализировать не стали, и на следующий день все эти подростки уже пришли на занятия. Можно было бы попенять на неполную осведомленность или некорректность формулировок Минздрава и забыть, но тут ситуацию прокомментировала еще и областная прокуратура. По ее информации, 15 лицеистов были помещены в дневной стационар. Восьмерых из них на следующий день выписали, и они пошли в школу, а еще семеро продолжают оставаться под наблюдением врачей.

По поводу ситуации в зачепиловской школе тоже прозвучал просто хор разных мнений. Сначала МЧС Украины проинформировало о том, что 26 учеников этой школы не вышли на занятия и у них якобы подозрение на отравление: в сообщении МЧС недомогание детей связывалось с употреблением капусты в школьной столовой. В свою очередь в облСЭС рассказали, что некоторые дети не пришли в школу по семейным обстоятельствам, у двоих - действительно признаки отравления, но у большинства - проявления респираторной инфекции. В санстанции отдельно отметили, что школьная столовая не имеет к этой ситуации никакого отношения. Однако в версии, озвученной директором школы, появились и санстанция, и столовая: по словам руководителя школы, у некоторых детей были тошнота и рвота, их осмотрели врачи и отправили по домам, а СЭС проверят столовую и работающие неподалеку от школы магазины. Начальник Главного управления здравоохранения Харьковской облгосадминистрации Александр Галацан предположил, что у детей не пищевое отравление, а ротавирусная инфекция ("кишечный грипп"), которая традиционно обостряется осенью. Окончательного вывода СЭС о том, что же все-таки произошло, еще нет, но столовая вроде бы исключена из списка причин, которые могли вызвать заболевание школьников.

То, что ситуации комментируются так вразнобой, может иметь два объяснения: либо по линии системы образования есть своего рода указание сверху, призывающее по возможности скрывать любого рода инциденты в школах, либо в некоторых официальных службах имеет место слишком поспешное обнародование непроверенной или неточной информации. И первое, и второе не может не огорчать. Замолчать что-то полностью получается далеко не всегда, а разного рода слухи порой принимают просто чудовищно далекие от реальности формы. А непроверенная информация, еще и противоречащая другой информации, пугает сильнее, чем неприятная правда, но сказанная в унисон. Не говоря уже о том, что любая официальная инстанция должна нести ответственность за достоверность распространяемых сведений. Случаи в Близнюках и Зачепиловке - сигнал о том, что разного рода службам стоит работать более слаженно. Хотя бы с целью не допустить паники и не подорвать остатки доверия к себе.