Ректор Харьковского университета им. В.Каразина: В этом году льготников принимали за счет других студентов

В вузах начался новый учебный год. Каков уровень знаний нынешних первокурсников и сколько сейчас стоит высшее образование в программе "STATUS QUO" рассказал ректор Харьковского национального университета им. В.Каразина Виль Бакиров.

- Начался новый учебный год. Как Вы оцениваете уровень знаний тех студентов, которые поступили в университет в этом году?

- Пока мы можем оценить их уровень только по формальным критериям: это средний балл школьного аттестата, количество медалистов, количество победителей олимпиад и конкурсов Малой академии наук. По этим критериям новый набор в ХНУ мало отличается от предыдущих. Мы уже сделали предварительный анализ и видим, что приняли на первый курс абитуриентов с очень неплохим баллом аттестата - 9.47 по 12-балльной шкале, у нас немало победителей конкурсов, медалистов. Но окончательно уровень первокурсников, конечно, будем оценивать после первой или второй сессии, когда мы увидим, как юноши и девушки, которые пришли в высшую школу по новым правилам приема, справляются с университетскими программами. Пока трудно об этом говорить.

- В последние годы выпускники зачисляются в вузы по результатам внешнего независимого тестирования. Напомню, как Вы оценивали эту систему в прошлом году: "Почему-то принято считать, что ректоры - это заклятые враги независимого оценивания. Это не так. Я общался со многими ректорами. Большинство из них поддерживает каждый шаг, направленный на то, чтобы сделать процедуру поступления в вузы более прозрачной и доступной для талантливых детей. Возможно, необходимо контролировать поступающих путем введения более или менее сложных тестов на разные специальности. Если говорить об административном контроле, то от него как раз хотелось бы избавиться. Честно говоря, надоело выключать на период приемной кампании телефон и прятаться от родителей, которые осаждают ректорат и рассказывают, какие у них одаренные дети. Одаренные – пусть демонстрируют это в ходе тестов". Если не секрет, этим летом часто приходилось выключать мобильный телефон?

- Не чаще, чем обычно. Но если вернуться к этой цитате, я скажу, что новая система действительно облегчила жизнь ректорам. Внимание родителей и абитуриентов переключалось на другие объекты, а ректоры просто выполняли свою функцию - обеспечить своевременный прием документов, оценить качество сертификатов и построить рейтинг абитуриентов для того, чтобы имеющие более высокий балл могли быть зачислены в вуз. В этом отношении, я полагаю, ректоры испытали огромное облегчение.

- Итак, как Вы оцениваете тестовую систему в нынешнем году? Она действительно дает более объективную оценку знаний по сравнению с экзаменами?

- К самой системе внешнего оценивания претензий нет. Она сложилась, она запущена, она работает. Кстати, это признак цивилизованного государства - предоставить центру внешнего оценивания возможность измерить уровень подготовки студентов. Но все равно есть несколько проблем, которые высветила эта вступительная кампания. В первую очередь, это проблема льготников, которые переполняли престижные направления и специальности. Также возникли сложности из-за того, что абитуриент мог подавать документы в неограниченное количество вузов (есть рекордсмены, которые одновременно поступали в 40-60 вузов). Все это вылилось в колоссальную перезагрузку приемных комиссий, которые еле справлялись с потоком документов. Мы подадим предложения в правительство и Министерство образования с тем, чтобы эти недочеты были в следующем году устранены. А в целом мы приветствуем систему, которая позволяет более объективно оценить уровень подготовки абитуриента. Еще одна проблема заключается в том, что теперь в школе ученики могут концентрироваться только на двух-трех предметах, которые им будут нужны. Я считаю, что оценка, на основании которой любой абитуриент поступает в вуз, должна складываться из трех элементов: средний балл школьного аттестата, итоги внешнего независимого оценивания и оценка на профильном экзамене в вузе. Тогда получится объективная картина подготовки абитуриента. 

- Может ли нынешний выпускник харьковского вуза спокойно устроиться на работу за границей?

- На этот вопрос трудно ответить однозначно. Все зависит от того, как этот выпускник успевал в университете. Но еще задолго до того, как мы что-то узнали о Болонском процессе, наши выпускники прекрасно устраивались на работу в западные фирмы, серьезные межправительственные общественные организации, европейские университеты. Наших студентов брали на различные докторские программы, потому что они, помимо диплома, имели высокий уровень подготовки. Поэтому для меня не очень важна форма диплома, главное - чтобы человек смог подтвердить уровень своих знаний. Наши студенты многих специальностей (математика, физика, технологии, биотехнологии) всегда могли трудоустроиться. Очень много наших выпускников работает в Америке, Европе. В связи с тем, что мы присоединились к Болонскому процессу, в 2010 г. выпускники будут получать дополнения к дипломам европейского образца, поэтому они смогут претендовать на работу в любом из государств, которое является членом Болонского клуба. Но это только формальное право. А реально любой работодатель будет смотреть не на диплом, а на уровень подготовки, знаний и профессионализма.

- Давайте еще раз вернемся к сегодняшним первокурсникам. Скажите, какие специальности Вашего вуза этим летом оказались наиболее востребованы?

- К огромному сожалению, в этом году, как и в прошлом, мы наблюдаем перевес в сторону гуманитарных специальностей, а также экономики, правоведения, менеджмента, медицины, психологии. На некоторые специальности было по 25 заявлений на место, но это ни о чем не говорит потому, что было подано много копий документов. А реальный конкурс в среднем составил где-то 3-4 человека на место. К огромному сожалению, выпускники школ не мотивированы на получение образования в области точных наук, обладание фундаментальными знаниями, а от этого зависит технологическое будущее страны. Это общая картина для всех вузов Украины: не только наш университет, но и Львовский, Киевский, Донецкий национальные университеты тоже ощущают низкий интерес к тем специальностям, которые ранее были востребованы, благодаря которым мы вышли в космос, сохранили авторитет в области ядерного оружия, были технологической державой. А сегодня все в стадии стагнации. И безусловно, надо что-то делать. Украина может превратиться в страну, которая будет иметь большое количество первоклассных экономистов, финансистов, менеджеров, юристов, но  которая не будет иметь людей, способных работать на производстве, в реальной экономике, с высокими технологиями.  

- Вы сказали, что Вы и Ваши коллеги выступаете за ограничение приема льготников. Скажите, как изменилось соотношение льготников, принятых в Ваш вуз в этом и прошлом году?

- Я бы не сказал, что выступаю за ограничение количества льготников. В стране есть категория школьников, которые, безусловно, нуждаются в поддержке, - это и инвалиды, сироты и т.д. У нас, по-моему, около десяти категорий, претендующих на льготы. Мы с ректорами не против, чтобы льготники обучались в вузах, но мы выступаем за то, чтобы эти льготы предоставлялись не за счет других студентов, единственная вина которых в том, что они не инвалиды и не чернобыльцы. В этом году льготников принимали за счет других студентов. Льготники шли на более престижные специальности, вне конкурса, с низким баллом сертификата и вытесняли людей, у которых нет этих льгот. Ведь есть другие варианты для этой категории людей: давать им кредиты, дополнительные госбюджетные места и т.п. Возможно, следует пересмотреть методологию: не просто помогать льготникам поступить в институт, имея слабую подготовку, а развивать какие-то формы работы с ними, чтобы еще на стадии обучения в средней школе эту категорию учеников можно было подтянуть, лучше подготовить. Чтобы они пришли в вуз не просто с правом поступить вне конкурса, но и с хорошей базой знаний, что поможет освоить университетские программы.

- Случались ли злоупотребления статусом льготника? Вы сталкивались со случаями подделки документов?

- Мы не в состоянии провести экспертизу подлинности того или иного документа. Мы не зафиксировали в нашем университете таких случаев. Возможно, они были в других вузах, у меня нет информации, но, думаю, постепенно это будет проверяться. Но это не наши полномочия: вуз не имеет ни возможности, ни людей этого делать. Наша задача - принять документы, посмотреть, насколько они внешне соответствуют всем критериям, и зачислить человека.

- Как глава совета ректоров Харьковской области Вы на ближайшем заседании совета собирались рассмотреть ситуацию с завкафедрой анатомии медуниверситета. Напомним эту историю. Как заявил председатель Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков, на его имя поступило письмо от студентов Харьковского медуниверситета, в котором они обвиняют завкафедрой анатомии человека во взяточничестве. В частности, студенты из Иордании пишут: "Просим Вас разобраться с проблемой на кафедре анатомии с завкафедрой Светланой Калашниковой, наладить и установить расценки сдачи модулей в 2009 г., стоимость которых сейчас составляет от 50 долл., а также по договоренности со студентом. Принудительная покупка "Атласа анатомии человека", автором которого является С.Калашникова, составляет 50 долл., а стоимость сдачи модулей – от 100 долл. до 350 долл. или по договору со студентом". Готовится ли такой вопрос? Когда будет заседание? Не планируете ли Вы провести проверки преподавателей, в частности, в Вашем университете?

- Очень неприятно было слышать об этом письме студентов на августовском совещании по проблемам образования. Если эта информация подтвердится (сейчас проводится служебное расследование, СБУ передало документы в прокуратуру), то это будет очень прискорбно и позорно. На ближайшем заседании совета ректоров мы попросим ректора медуниверситета прокомментировать сложившуюся ситуацию, попытаемся выяснить, как это могло произойти, что нужно делать, чтобы подобных случаев в системе харьковской высшей школы не было. Совет ректоров не обойдет вниманием эту ситуацию.

- Скажите, а Вам известен только этот случай?

- Иногда кто-то говорит в частном разговоре, что у вас там что-то есть в университете или где-то еще. Я прошу: дайте мне конкретные фамилии, факты, и мы немедленно примем самые жесткие меры. Я думаю, что и в медицинском университете, и в нашем, и в других харьковских вузах ректоры делают все возможное, чтобы такие позорные случаи не происходили, чтобы со студентов не вымогали деньги, не развивали культуру таких махинаций. К сожалению, к каждому преподавателю нельзя приставить надзирателя. В случае злоупотребления служебным положением студенты могут прийти к ректору или декану и рассказать о происходящем. Если у студентов вымогают деньги, нужно обращаться в студенческий профком, студсовет, органы самоуправления. И мы вместе будем такие явления искоренять.

- Если у Вас появится информация о том, что какой-то преподаватель берет взятки, что Вы сделаете?

- Мы, безусловно, расторгнем с ним контракт и передадим материалы в милицию или прокуратуру.

- В последнее время в СМИ активно обсуждается тема законности повышения стоимости обучения в вузах. В ситуацию вмешались Антимонопольный комитет и Госкомиссия по контролю за ценами. Какие вопросы у них возникли? Ваш вуз повышал стоимость обучения?

- Я слышал об этом и видел интервью с представителем Антимонопольного комитета. Наверное, В АМК поступали жалобы, или же комитет обнаружил, что есть такая проблема. Но это не совсем простая проблема. Есть приказ Министерства образования и науки, есть совместный приказ с Минфином и Минэкономики 1997 г., в котором очень конкретно расписано, как формируется цена на платные услуги, которые оказывают высшие учебные заведения. Там предусмотрены такие затраты, как зарплата, ремонт, коммунальные платежи и многое другое. Поэтому каждый вуз тщательно формирует цену обучения на том или ином факультете. Возможно, многим цена обучения кажется высокой. Она не может быть одинакова везде, ведь вузы обеспечивают разное качество подготовки. В ХНУ работает 325 докторов наук, около 1000 кандидатов наук и доцентов, а есть вузы, где 30-40 докторов наук. Это разная квалификация преподавателей, разная зарплата, что также влияет на цену. Я вообще противник платного обучения. Будь моя воля, я бы вообще отменил эту систему и внедрил итальянскую. Там плата за обучение чисто символическая: поступают практически все, кто хочет, кто хотел бы попробовать себя в качестве студента. Другое дело, что остается учиться около 10%, но на первом курсе все имеют возможность попробовать себя. Это была бы более справедливая модель. Но пока мы в такой ситуации, что многие вузы не смогут обойтись без студентов-контрактников, иначе они просто закроются, потому что государство не финансирует ничего, кроме зарплаты, стипендий и коммунальных платежей. А расходы университета включают в себя огромное количество статей, которые частично покрываются за счет платных услуг, в том числе и за счет контрактного обучения.

- Ваш вуз в этом году повышал стоимость обучения?

- Да. приблизительно на 20% по сравнению с прошлым годом.

- Какие из специальностей самые дешевые, если можно так сказать, а какие наиболее дорогие?

- Сейчас у нас трудно назвать какой-то вуз техническим, потому что все вузы готовят и экономистов, и социологов, и психологов. Общая тенденция такова, что на престижные профессии цена выше. 15-18 тыс.грн. в год - это максимальная цена, 3-5 тыс.грн. - это нижний уровень. Эта цена колеблется в зависимости от стоимости обучения в данном вузе и от того, насколько вуз готов понизить стоимость для некоторых специальностей.

- По Вашему мнению, интерес к высшему образованию будет сохранен и далее?

- В обозримом будущем - совершенно точно.