В 2010 г. должны состояться выборы президента и харьковского городского головы. О том, как будут строить свою избирательную кампанию основные претенденты на пост президента, что изменится в стране при правлении каждого из них, а также о партийных конфликтах и шансах М.Добкина повторно занять должность мэра Харькова, в программе "STATUS QUO" рассказал харьковский политолог Александр Романюк.

 

- Для начала - прогноз специалистов Киевского международного института социологии: "34,7% опрощенных украинцев, намеренных принять участие в выборах президента, готовы проголосовать за Виктора Януковича, 21,5 % - за Юлию Тимошенко, 17,6% - за Арсения Яценюка, 5,7% - за Петра Симоненко, 3,8% - за Владимира Литвина, 3,5% - за Виктора Ющенко". Александр Иванович, дайте, пожалуйста, Ваш личный прогноз: какова будет тройка лидеров в первом туре голосования, кто выйдет во второй тур и кто станет президентом?

- Для того чтобы давать точный прогноз, необходимо знать всех участников президентской гонки, просчитать электоральные поля. Но сейчас по данным социологических исследований лидирует Виктор Янукович, второе место занимает Юлия Тимошенко, третье - лидер организации "Фронт перемен" Арсений Яценюк.

- Вы согласны с таким прогнозом?

- Дело в том, что кампания только началась. Еще многие люди, которые имеют шансы, ресурсы, не выдвинули свои кандидатуры, например, Сергей Тигипко, который может собрать довольно большое число голосов. Сейчас еще сложно делать прогноз.

- А как Вы считаете, как будет строить свою избирательную кампанию каждый из троих упомянутых претендентов?

- В.Янукович будет строить свою кампанию  на критике как правительства, так и вообще "помаранчевой" власти. Он будет использовать трудности кризисного времени, делать акценты на проблеме языка, внешней ориентации. Его месседж будет рассчитан на пророссийских избирателей. Ю.Тимошенко, наоборот, будет делать упор на достижениях правительства, на том, что даже в такой кризисной тяжелой ситуации идет стабильная выплата пенсий и зарплат бюджетникам. Будет, наверно, проводиться сравнение с другими странами, например, с Исландией, где рухнула вся банковская система и уровень инфляции - более 40%. А.Яценюк для меня пока не понятен, он еще не сформулировал четкого месседжа для избирателей. Мне кажется, он хочет пройти между полями "помаранчевых" и бело-синих и захватить как можно больший сегмент обоих полей. Но это тоже опасная стратегия.

- Александр Иванович, Верховная Рада в первом чтении  приняла изменения к закону о выборах президента Украины. Кроме всего прочего они предполагают, что приоритетное право предлагать представителей в избирательные комиссии будут иметь фракции, представленные в парламенте. Представители кандидатов в президенты будут составлять в комиссиях меньшинство. Будущий кандидат в президенты А.Яценюк расценил эти изменения как "продолжение конституционного переворота": "Народный депутат Украины, лидер "Фронта перемен" Арсений Яценюк считает изменение к закону о выборах президента "продолжением конституционного переворота" в стране и намерен просить ряд международных организаций помочь остановить "недемократические процессы" в Украине. "Конституционная хунта активно ускорила процесс захвата власти в Украине. Мы должны этот заговор остановить", - заявил А.Яценюк. Он отметил, что нынешняя инициатива является "неприкрытой формой очень утонченной фальсификации выборов" ("Корреспондент", 2 июля 2009 г.).

Вы согласны с А.Яценюком?

- Не совсем. Эта практика, когда каждый претендент на пост президента должен иметь своего представителя в комиссии, нерациональна в определенном смысле. Мы же не знаем, сколько будет кандидатов в президенты. Уже говорилось, что будет до 100 претендентов. Представляете, если любая комиссия будет состоять из 100 человек? Она просто не сможет работать! Поэтому надо было как-то ограничить количество членов комиссии. Выбрали такой метод, когда основную массу представляют те партии или блоки, которые прошли в парламент. Кстати, это калька с закона о выборах народных депутатов Украины в сфере формирования комиссий.

- То есть Вы считаете это вполне целесообразным?

- Я считаю, что целесообразным является ограничение численности избирательных комиссий. Другое дело, какие методы используются для этого ограничения.

- Однако изменения к закону о выборах президента Украины касаются также отмены открепительных талонов и запрета голосования на дому. Если это произойдет, какова будет роль избирательных комиссий? Получается, что она значительно уменьшается...

- Функции сужаются. Кстати, комиссии будут довольны, если им придется меньше работать.

Что касается этих норм, Вы знаете, что основные фальсификации на выборах происходили за счет открепительных талонов и за счет голосования на дому. Размер фальсификаций во втором туре президентских выборов 2004 г. составил 3 млн. голосов. Поэтому если брать то, что некоторые граждане будут лишены избирательного права и что существует угроза фальсификации, то я больше склоняюсь к тому, что изменения к закону рациональны. Результаты выборов, если не будет фальсификаций, будут отражать волеизъявление народа.

- Давайте вернемся к нашей тройке претендентов на пост президента. Как Вы считаете, как изменится наша страна, наш политикум, если президентом, к примеру, станет Виктор Янукович?

- Если на выборах победит Янукович, будут серьезные изменения во внешней политике: Украина начнет ориентироваться на Россию, вопросы евроатлантической интеграции, европейской интеграции будут заторможены. Партия регионов выступает за придание русскому языку статуса второго государственного. Это будет зависеть от Верховной Рады, потому что для придания русскому языку статуса второго государственного нужно менять Конституцию. Что касается экономической политики, то наверное будет сделан упор на преференции металлургическим предприятиям, будут поддерживаться предпринимательские структуры.

- Если президентом станет Юлия Тимошенко?

- Если победит Юлия Тимошенко, во внешней политике существенных изменений не произойдет, потому что она сможет стать президентом, если аккумулирует голоса "помаранчевого" электората. Внутренняя политика будет направлена на увеличение платежеспособности населения - то, что Тимошенко и делала. Ее критиковали за популизм, но этот популизм, когда количество денег у населения растет, способствует развитию экономики, потому что если нет денег, зачем же выпускать продукцию?

- Что сможет реализовать Яценюк?

- Арсений Яценюк еще не артикулировал свой месседж избирателям. Он хочет пройти между двумя полями, я не вижу четко его позиции.

- Вы не считаете, что отсутствие четкой позиции и программы свойственно большинству наших основных политических сил?

- Какие-то программы есть. Другое дело, что у нас партии не идеологические, а прагматические. Они исходят из ситуации, а ситуация часто меняется, поэтому иногда программы "плывут".

- Каковы могут быть особенности проведения президентской избирательной кампании в нашем регионе с учетом наших местных реалий?

- Недавно я читал интервью харьковского городского головы, председателя Харьковской горорганизации Партии регионов (ПР) Михаила Добкина. Он выступал от ПР и заявил, что Партия регионов в Харьковской области будет и может использовать административный ресурс. Учитывая то, что большинство советов и исполкомов в Харьковской области находятся в руках регионалов, этот фактор будет сильно влиять на ход избирательной кампании. Другое дело - что противники смогут противопоставить этой тактике? Партия регионов, хотя там есть противоречия и в центральном руководстве, и в местном руководстве, довольно цельная структура. А вот как раз в "помаранчевом" лагере очень большие противоречия: БЮТ и "Нашей Украины", противоречия в "Нашей Украине", которая сейчас фактически раскололась на три политические силы.

- А будет ли применять админресурс губернатор (Арсен Аваков является членом партии "Наша Украина" - "SQ")?

- Я не знаю ни одного примера из мирового опыта, чтобы человек, который обладает властью, не использовал эту власть для своей политической силы. Другое дело - формы применения власти. Вопрос в том, насколько будет соблюдена грань между законностью и незаконностью. 

- Каково может быть политическое будущее нашего губернатора?

- Губернатор у нас сейчас полностью зависит от президента, и президент в любой момент может издать указ и отставить губернатора. Поэтому судьба Арсена Авакова как губернатора зависит от того, кто будет президентом. Я считаю, что если к власти придет Янукович, то Аваков однозначно будет отставлен. Если придет Тимошенко, все зависит от поведения Авакова во втором туре президентских выборов. Если Аваков окажет ей содействие в победе над Януковичем во втором туре, то большая вероятность, что он останется губернатором. Я считаю, что в харьковском БЮТе кандидатуры на должность губернатора, равноценной Авакову, нет.

- А как же Александр Фельдман (председатель Харьковской облорганизации ВО "Батьківщина" - "SQ")?

- А.Фельдман лоббировал создание коалиции между БЮТ и Партией регионов. Сейчас он пытается как-то дистанцироваться от правительства и, в частности, от премьер-министра Юлии Тимошенко. Он сейчас больше внимания уделяет харьковским проблемам и Евро-2012.

- Вы не исключаете его перехода в другую политическую силу?

- Не исключаю, что А.Фельдман может перейти в другую политическую силу. Во время выборов 2004 г. А.Фельдман четко был в команде Виктора Януковича, в его поддержку он даже провел конгресс национально-культурных обществ в Киеве. И пришел в БЮТ после поражения Януковича. Хотя ранее и была конфронтация между А.Фельдманом и местными регионалами, сейчас достигнут компромисс, они друг друга не трогают. Фельдман "сдал" метро: Вы помните, что его человек Геннадий Броншпак не так давно был начальником харьковского метрополитена, но затем эту должность снова занял Сергей Мусеев. В общем, позиция Фельдмана пока не ясна.

- 22 июня было принято решение о назначении Михаила Добкина руководителем избирательной кампании Партии регионов в Харьковской области, а Дмитрия Шенцева - руководителем избирательного штаба. А уже 1 июля Добкин был назначен руководителем штаба, а Шенцев - избирательной кампании. Поясните, чем отличаются функции начальника штаба от руководителя кампании и в чем, на Ваш взгляд, был смысл этой рокировки?

- Последнее решение более логично, потому что если Шенцев является главой Харьковской областной организации ПР, то он должен быть руководителем именно кампании. Руководитель кампании - это человек, который отвечает за стратегию и тактику. А избирательный штаб - это скорее исполнительная структура. Почему произошла рокировка: согласно первому варианту получалось, что Добкин в ходе кампании занимает положение над Шенцевым. Формально Добкин не только председатель городской организации ПР, он еще и заместитель председателя областной организации ПР. То есть получалось, что заместитель руководит председателем.

- В последнее время появилась информация о том, что между М.Добкиным и Д.Шенцевым назревает партийный конфликт. Вам что-либо известно об этом?

- Да. Дело в том, что Добкин в областной организации стал все больше и больше выдвигаться на первый план. По-видимому, сыграли роль его непосредственные связи с бизнесом. И Шенцев где-то ушел на второй план. И вот первое решение по назначениям в ходе избирательной кампании отражало эту ситуацию, когда Добкин стал выше Шенцева. Вероятно, был какой-то конфликт, и чтобы не углублять этот конфликт, было принято решение поставить все на свои места: Шенцев - руководитель кампании, а Добкин - начальник штаба.

- Давайте более подробно остановимся на выборах мэра Харькова, которые должны состоятся в 2010 г. Как Вы считаете, может ли появиться до выборов более-менее проходная альтернатива Добкину?

- Результаты выборов мэра будут зависеть от того, будет ли изменен избирательный закон и смогут ли развести парламентские и местные выборы. Если будет работать мажоритарная система абсолютного большинства, шансы  Михаила Добкина занять пост мэра Харькова сократятся.

- Процитирую норму закона, о которой Вы говорите: "Верховная Рада Украины 20 мая приняла за основу законопроект "О внесении изменений в закон "О выборах депутатов Верховной Рады автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов" (касательно избрания городских голов по мажоритарной системе абсолютного большинства)". Законопроектом предусматривается внедрение избрания городских голов городов по мажоритарной системе абсолютного большинства; введение нормы относительно проведения повторного голосования; а также исключение положений о голосовании избирателями, которые не поддержали ни одного из кандидатов.

Согласно законопроекту, предусматривается избрание городским головой того кандидата, который получил 50%+1 голос избирателей. Также из бюллетеня для голосования будет изъят пункт "Против всех".

Скажите, если будет принят этот закон, изменится ли все-таки ситуация для мэра?

- Да, изменится. Пока что в Харькове лидирует Партия регионов, на этом фоне Добкин получит относительное большинство голосов избирателей. Однако сейчас растет недовольство деятельностью горсовета. Это связано с проблемой вырубки деревьев в парке им.Артема, решением снятия трамвайных путей с ул.Пушкинской (даже общественное движение создается против этого), повышением коммунальных тарифов. Ведь Добкин на прошлых выборах получил голоса на основе критики бывшего мэра Владимира Шумилкина, который хотел повысить коммунальные платежи, но в результате повысил их сам. В итоге при  условии проведения второго тура люди, возможно, проголосуют за соперника М.Добкина.