вино, винодел, шато, люртон, шеваль блан,  д'ИкемНа днях Харьков посетил Пьер Люртон - известный французский винодел, в управлении которого находятся сразу два легендарных винных хозяйства - Château d'Yquem (Шато д'Икем) и Château Cheval Blanc (Шато Шеваль Блан). Эти элитные вина считаются одними из лучших в мире, а самого Пьера за его винодельческий талант называют человеком-легендой, хотя он это всячески отрицает. Француз посетил Украину впервые, по приглашению руководства "Superior Golf & Spa Resort, но сразу же отметил неисчерпаемый энтузиазм местных винных коллекционеров, а также любовь харьковчан к хорошему качественному вину. В ресторане "Albatross" Люртон провел дегустацию вин шести сортов, в том числе презентовал Шато Шеваль Блан 1967 года, также познакомился с новыми людьми и сам для себя открыл украинскую винную культуру.

Нам удалось пообщаться с месье Люртоном в этот же день перед дегустацией. Но перед тем как передать выдержки из нашей беседы, хотелось бы сказать несколько слов о самом энологе.

Внук Франсуа Люртона, основателя огромной династии виноделов (ее представителям принадлежат сейчас 30 шато) Пьер Люртон родился в Бордо в 1956 г. В детстве Пьер мечтал стать врачом. Поэтому, как ни манила парня винодельческая слава предков, он все-таки отправился в Бордо изучать медицину. Однако в какой-то момент Люртон все же увлекся винной тематикой и устроился на стажировку в Шато Кло Фурте. В итоге остался там на 10 лет. Затем по собственной инициативе пришел работать уже в статусное на тот момент Шато Шеваль Блан. В 1998 г. один из богатейших людей планеты - владелец контрольного пакета французской компании "LVMH" (Louis Vuitton Moët Hennessy) Бернар Арно и барон Альбер Фрер выкупают доли у 40 совладельцев шато Шеваль Блан. С новым руководством Пьер быстро достиг новых вершин и оказался в индустрии эксклюзивного виноделия. Позже работы для энолога прибавилось - он стал управляющим еще одного, приобретенного Арно, винного хозяйства д'Икем. При этом Люртон не забывает и о своем собственном владении - Шато Маржос, где живет с женой и шестью детьми.

Сейчас Пьер, помимо работы в нескольких шато, разъезжает по всему миру. У него имеются крупные винодельческие проекты в Аргентине, ЮАР и Китае. Однако у француза помимо вина есть еще одна страсть - парусный спорт. При первой возможности Пьер на старом корабле ходит под парусом в Атлантике.

вино, винодел, шато, люртон, шеваль блан,  д'Икем вино, винодел, шато, люртон, шеваль блан,  д'Икем

"Массандра" в подарок или новый конкурент Шато д'Икем

Ожидание встречи с Люртоном было немного волнительным. Но когда Пьер появился в пресс-центре, на лицах журналистов засияла улыбка. Элегантный, стильный, подтянутый, и в то же время открытый и чем-то воодушевленный француз прошелся по залу, лично поздоровался с каждым участником встречи и, сделав несколько комплиментов присутствующим дамам, расположился в кресле. Жесты и взгляды его были настолько дружелюбными, что момент волнения испарился сам собой.

- Месье Пьер, Вы только прибыли в Украину. Уже успели пообщаться со знатоками, которые так же страстно интересуются винной тематикой?

- Да, я буквально несколько часов в Харькове, но уже познакомился с двумя сомелье, а также посетил два винных погреба, совершенно исключительных. Я увидел, что в Украине, и, в  частности, в Харькове, развита культура вина и любовь к французских винам, в том числе к винам Бордо. И что интересно, в винных погребах ваших коллекционеров все сделано с умом: вина правильно хранятся, при этом имеется достаточно большой винный ассортимент. Я уже давно не видел такого энтузиазма относительно вина.

- А довелось ли вам пробовать украинские вина?

- К сожалению, я еще не пробовал ваших вин. Но я только что получил в подарок достаточно большую и интересную коллекцию украинских вин, изготовленных на старейшем винном заводе "Массандра". Мне подарили очень редкие бутылки, старых годов выпуска, это эксклюзивные экземпляры. По словам людей, которые мне их подарили, эти вина являются украинским конкурентом великому Шато д'Икем. И, попробовав эти вина, я постараюсь понять и ощутить украинскую винную культуру.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о своем визите в Харьков. В целом это первый ваш визит в Украину. Чем будете удивлять харьковчан, возможно, у вас есть планы сотрудничества? Или просто желаете пообщаться со своими единомышленниками?

- Да, я действительно впервые на вашей земле. Меня очень приятно удивило то, что к моему визиту отнеслись как к серьезному событию. А я хочу сказать, что для меня серьезное событие - это быть здесь, в Украине, в Харькове, познакомиться с людьми, которые имеют такую высокую культуру вина. Я был рад, когда узнал, что у вас есть любители и коллекционеры вина со значительным опытом и большими знаниями. У меня перевернулось сознание. И вместо того, чтобы где-то появляться в Китае, я бы посоветовал своим коллегам почаще приезжать в Украину, где культура вина возрождается. В принципе в Украине всегда была эта культура, у вас издревле налажено виноделие. Кроме того, проезжая по вашим землям, я видел большие поля, значит, места для виноградников у вас есть. Кроме того, климат и почва Украины позволяют выращивать хороший виноград. И теперь я с нетерпением жду момента, чтобы попробовать украинское вино, которое мне подарили.

А на дегустации я представлю вина Шато Шеваль Блан 1967, 1988, 2005 и 2006 годов, а также вина Шато д'Икем 1988 и 2011 годов. Эти вина - результат удачных миллезимов (миллезим - год урожая винограда, из которого изготовлено вино – "SQ"). Попробовав то же Шато Шеваль Блан урожая 1967 года, участники дегустации смогут ощутить нежнейший вишневый букет, играющий оттенками ванили и меда. Это вино густого, кроваво-красного цвета, почти фиолетового у краев.

- Вы пробовали вина разных стран мира. Возможно, есть вина не французского производства, которые вам нравятся?

- У меня есть особая любовь к мальбеку Аргентины (мальбек - самый популярный в Аргентине сорт красного винограда,  происходит из Франции, из местности Кагор – "SQ"). Что касается европейских вин, то, конечно же, есть хорошие итальянские и испанские вина. Я должен вам сказать, что все время пытаюсь пробовать вина других стран. В Италии и Испании есть великие виноделы, прекрасная почва, соответственно там производится прекрасное вино. Но я больше предпочитаю то вино, в котором отражается весь терруар (совокупность почвенно-климатических факторов и особенных характеристик местности – "SQ")  тех мест, где было произведено вино, его натуральность. Это вино может быть не таким сложным, как бы мне хотелось, но, тем не менее, его соответствие родному климату и природному местоположению мне импонирует.

- Тогда хотелось бы расспросить о преимуществах месторасположений Ваших виноградников и о том, как эта местность влияет на производимый вами сорт вина. Мы знаем, что от прочих вин Сент-Эмильона (французская винодельческая коммуна - "SQ") ваши вина отличает то, что основным сортом винограда для Шеваль Блан является каберне фран, а не мерло. Почему выбор сделали именно на этом сорте?

- Это не я выбрал каберне фран для Шеваль Блан, это действительно природа, а именно почва  сделала такой выбор. И таким образом, получается, что каберне фран - это не тенденция Сент-Эмильона, а особенность Шеваль Блан. Дело в том, что виноградники Шеваль Блан находятся рядом с рекой. И несколько десятков тысячелетий тому назад в этой почве образовались соль и камень, что нехарактерно для почвы Сент-Эмильона. В итоге наша почва сегодня представляет собой целую мозаику каменистых, песчаных, глинистых, известняковых почв. Такое сочетание способствует быстрому созреванию винограда. Это не хорошо для мерло, поскольку такая почва делает его перезрелым, но замечательно подходит для каберне фран. Поэтому мы  сочетаем мерло и каберне фран, который созревает позже.

Таким образом, каберне фран позволяет держать уровень свежести мерло на долгие годы. Благодаря каберне фран, мерло может путешествовать в вечность, потому что за счет его преобладания наши вина можно хранить десятками, сотнями лет. Если бы доминировало мерло, то жизнь вина была бы куда короче. В этом секрет величия Шеваль Блан.

- Занимаетесь ли вы сейчас выращиванием новых сортов винограда и изготовлением новых сортов вина?

- Мы могли бы добавлять в наше вино сорт каберне совиньон. Например, мой сосед-винодел так и делает. Но это бы изменило стиль Шеваль Блан. Мы часто, бывает, находимся под влиянием моды, людей, в том числе одного из ведущих мировых винных критиков Роберта Паркера, а он любит вино, в котором доминирует мерло. И когда вы открываете бутылку молодого мерло, оно действительно очень приятное. Но в этом вине нет потенциала для долгого хранения. Мы же, не зависимо от моды, тенденций, остаемся верными нашему стилю - стилю Шеваль Блан, где есть сочетание каберне фран и мерло. И открывая бутылку вина спустя много лет после ее хранения, мы понимаем, насколько наше решение было правильным.

- Как вы оцениваете урожай винограда 2011 и 2012 годов? Министр сельского хозяйства Франции заявил, что такого неблагоприятного урожая в Бордо, как в прошлом году, не было с 1991 г.

- Что касается 2011 года, это был очень хороший год для белого вина. Мы изготовили прекрасное белое вино Шато д'Икем. Тем не менее, 2011-й год был неудачным для красного вина, в том числе для Шато Шеваль Блан. Но в чем заключается разница между великими винами и просто винами? Во время великих миллезимов, как, например, в 2010 году, хорошее вино могут сделать все, в том числе и Шато Шеваль Блан. А вот сделать хорошее вино в тяжелый миллезим дано не каждому. В этом и заключается сила великого Шато, которая, естественно, зависит от почвы, от знаний и компетенции сотрудников, которые работают в винном хозяйстве.

Что касается 2012 года, мы не нашли в  винограднике Шато д'Икем ни одного участка плодов, из которых можно было бы сделать хорошее вино. Поэтому совместно с нашей дирекцией было принято коллегиальное решение не делать в 2012 г. вино Шато д'Икем. Мы не можем себе позволить делать вино плохого качества. Такие ситуации повторяются в истории д'Икем практически каждые 20 лет. Неудачные миллезимы для урожая этого вина были в 1972-м году, в 1992-м году и вот теперь в 2012-м году.

С другой стороны, 2012 год выдался очень хорошим для каберне фран в Шеваль Блан. В прошлом году мы сделали очень интересное вино Шеваль Блан, в составе которого каберне фран занимает 68%. Не смотря на то, что вино пока еще не обрело свою структуру, мы чувствуем во вкусе этого вина мягкие округлые танины (танины - группа фенольных соединений растительного происхождения, обладают дубящими свойствами и характерным вяжущим вкусом – "SQ"). Это удачное вино для Шеваль Блан.

- Не так давно вы возвели в Шато Шеваль Блан сверхсовременный винный погреб. В чем его уникальность? Применяются ли в этом погребе какие-то особые технологии для хранения вин?

- Моя философия и моя личная позиция заключаются в том, что великое вино делается на винограднике, а не в погребах. И мы продолжаем бороться за то, чтобы доводить созревание винограда до максимальной точки. Однако погреба играют немаловажную роль.

Наш комплекс новых погребов, который строился несколько лет, - это наше представление о том, каким должно быть шато в 21 веке. Безусловно, архитектура винных погребов должна прекрасно вписаться в местный пейзаж. А внутри эти погреба представляют собой некое ателье, нежели технологический комплекс для производства вин. Мы придумали для этих погребов сенсуальные линии отстойников, которые имеют возможность принять такое количество виноградного сока, которое соответствует количеству растущего у нас винограда. Наши новые погреба больше похожи на современный и одновременно старинный храм, где делают вино, а не просто на технологический зал. Архитектор, разрабатывая этот проект, принял во внимание все пожелания и мечты моих сотрудников.

Внешняя сторона погребов характеризует 21 век, а внутреннее содержание соответствует 19-му веку. У нас получилось продемонстрировать путешествие вина во времени: века сменяются, а вино остается все тем же. Таким образом, мы показываем бессмертие вина Шеваль Блан.

вино, винодел, шато, люртон, шеваль блан,  д'Икем вино, винодел, шато, люртон, шеваль блан,  д'Икем

Люртон - хранитель вина первых президентов США

- Месье Пьер, у вас есть свои проекты в Аргентине, ЮАР. Недавно вы решили наладить винное производство в Китае. Чем Вас заинтересовал Китай? Видите ли Вы перспективы в китайском виноделии?

- В Аргентине мы делаем вино уже 12 лет, оно называется Шеваль дез Андес. Это вино, в основе которого - великий сорт винограда мальбек. И моя задача состоит в  том, чтобы сделать элегантным аргентинское вино, которое будет долго храниться.  Мы имеем первые результаты. Так, вина 2001-2002 гг. имеют прекрасный вкус свежести и довольно серьезный потенциал выдержки. Но это, конечно, не Шеваль Блан. В ЮАР я также работаю винным консультантом на нескольких винных хозяйствах.

В прошлом году ко мне обратились с просьбой начать в Китае проект, подобный проекту в Аргентине. Мы уже сделали первые исследования терруара в одном из китайских районов. Там уже есть виноградники, делается вино. Но пока что качество китайских вин откровенно плохое, и свои вина здесь смешивают с материалом, привезенным из Аргентины. У китайцев нет своей "винной истории", но они хотят купить ее у известных  винных хозяйств. Мы бы хотели посадить новые виноградники в Китае и изучить возможности местных условий для производства хорошего вина. Но это только проект. Мы постараемся вложить в него все свои знания и умения, привнести технологии, и надеемся, что в итоге получим результат.

- Ваш земляк, известный актер Пьер Ришар также занимается виноделием. Пробовали ли Вы его вино?

- О, я знаком с Пьером Ришаром (смеется). Он бывал у нас в шато довольно часто. И я знаю, что у него есть собственное винное хозяйство в одном из регионов Франции (Chateau Bel Eveque), и он там делает вино. Но я, к сожалению, пока что не пробовал его вина.

- Французский теннисист Фабрис Санторо тоже занимается виноделием. Он был в Украине несколько раз. Вы знакомы?

- Да, я знаком с Фабрисом. Он недавно приезжал в Шато д'Икем, поскольку также большой любитель виноделия, мы с ним иногда общаемся. У этого человека есть великолепная способность быть простым. Поэтому с ним всегда комфортно проводить время.

- Мы слышали, что Вы пробовали вино 18-го века. Скажите, что это за вино и где Вам удалось его попробовать?

- На самом деле я не пробовал такого вина, но оно у меня действительно есть. Это та часть партии вина, которую когда-то купил Томас Джефферсон, чтобы поделиться с Джорджем Вашингтоном. Это очень хорошее вино, поскольку виноград собрали 28 августа, что очень рано. Эти бутылки у меня хранятся, вина я еще не пробовал.  Зато я пил вина 19 века.

- Сколько же еще может пролежать вино 18-го века?

- Сколько пролежит такое вино, сказать сложно. Поскольку, к примеру, 1861 год был удачным для созревания урожая винограда. И вино этого года, которое у меня также имеется, еще полно свежести. Поэтому и вино 18-го века может пролежать какое-то время. Вообще вина д'Икем - это настоящая машина времени. Вы можете попробовать вино, которому более двух столетий, и, тем не менее, оно сохраняет великолепный вкус.