Система государственных закупок ProZorro функционирует больше двух лет, но претензии к ней не меняются. Многие участники сетуют, что она не позволяет приобретать сложные товары, а логика сервиса принуждает к выбору самого дешевого предложения, то есть некачественного. Со своей стороны разработчики утверждают, что заказчикам нужно правильно готовить тендеры, а поставщикам — подавать предложения, которые полностью отвечают заявленным требованиям. Детали вы сможете узнать на официальном портале ДЗО («ДЕРЖЗАКУПIВЛI.ОНЛАЙН»).

Прихоти заказчиков

Часто бывает, что тендерные документы нужно оформлять на украинском языке. Следовательно, даже банковская справка, написанная по-русски, не подойдет. Нужно переводить или изначально требовать ту форму, которая нужна. В противном случае, причина отклонения вашего предложения полностью правомерна. Нередко просят справки с определенным набором атрибутов. Где-то ошиблись – до свидания.

Был случай, когда победитель тендера не указал телефон предыдущего заказчика и реквизиты ответственного сотрудника. Один из участников торгов подал жалобу в Антимонопольный комитет, которая была удовлетворена – победителя дисквалифицировали.

Следует внимательно читать формулировки, которые заказчик использует для выражения своих требований. Скажем, они написаны в единственном или множественном числе. Компаниям не запрещают иметь штатные расписания, в которых значится только один сотрудник. Однако, если в тендере написано требуется справка «о сотрудниках», то это минимум два человека. Если претендент указывает только директора, то заказчик имеет полное право его проигнорировать.

Немало и дискриминационных требований. Был заказчик, который хотел, чтобы участники имели пять лет опыта работы в сфере медицинского страхования. Один из них получил лицензию лишь два года назад. Однако, именно лицензия подтверждает наличие права заниматься страхованием. Потому он потребовал исключить упомянутый пункт из заявки. Заказчику пришлось уступить.

Также незаконно требовать предоставления образцов продукции до начала аукциона. Если подобный пункт в документацию имеется, то необходимо требовать его изменения либо исключения. Данное правило не распространяется на закупки в интересах оборонного ведомства.

Вывод: тендерные документы не могут быть правильными на 99,9% - либо на 100%, либо неправильными вообще.