Такси в современном варианте появилось в начале двадцатого столетия. Первой страной, в которой была открыта эта служба, была Великобритания. Датой появления первой службы такси принято считать двадцать второе марта 1907 года. В этот день на улицах Лондона выехали первые машины, оснащенные таксометром. Это изобретение позволило избавиться от постоянных споров шофера и пассажиров о стоимости проезда.

Первые таксометры

Бытует мнение, что впервые устройство по своим функциям схожее с таксометром появилось еще во времена Древнего Рима. Для расчета проезда применяли своеобразную «каменную» меру. На ось колесниц прикрепляли маленькую емкость. Во время движения через определенное расстояние в сосуд падал камушек. По приезду в пункт назначения древнеримский «таксист» подсчитывал число камней и выставлял своему пассажиру счет за свои услуги.

В Великобритании в семнадцатом столетии предшественники такси были обязаны приобретать у государства лицензию на оказание услуг извоза. Впервые разрешительные документы начали требовать английских извозчиков в 1639 году. Спустя год это «ноу-хау» было внедрено и в столице Франции.

Первые открытие двухколесные повозки (кэбы) появились примерно в середине девятнадцатого столетия. По сути это были предшественники современных такси. Европейцы, в отличие от древних римлян, долгое время не использовали четких тарифов за услуги извоза. В результате это вылилось в серьезный кризис. Богатые люди не пользовались услугами извозчиков, поскольку имели собственные экипажи. Средний класс использовал этот вид транспорта только в крайней необходимости. А для бедняков услуги извозчиков были слишком дорогими.

Первый таксометр в современном понимании этого слова появился в конце девятнадцатого столетия. Его изобрел известный немецкий изобретатель Вильгельм Брюн. Его устройство массово начали использовать лишь в 1907 году с появлением первой службы такси в Лондоне. Это кардинально изменило рынок пассажирских перевозок. Услуги такси стали доступны для большинства людей.

Как появились «шашечки»?

Все мы привыкли к тому, что такси имеют определенный знак — «шашечки». Достоверно неизвестно кто и когда начал использовать эту символику. Но большинство исследователей склонны утверждать, что «шашечки» возникли в тридцатые годы двадцатого века.

Бытует мнение, что родоначальником знака является американская службы такси «Checker Taxi of Chicago». В компании полагали, что для такси главное добраться как можно быстрее к месту назначения. Поэтому в качестве знака была выбрана символика автомобильных гонок. По легенде именно тогда и появились первые такси с «шашечками».

Существует и другое мнение. Некоторые исследователи считают, что впервые эта символика появилась на немецких такси, которые имели соответствующую маркировку вдоль кузова автомобилей.

Первые такси в Украине

Известно, что первая служба такси в нашей стране была открыта в столице. Первые автомобили выехали на улицы Киева в 1913 году. Ранее для извоза использовались, как и в других странах Европы конные экипажи.

Именно благодаря извозчикам возникло знаменитое выражение — «чаевые». Предтечи таксистов брали плату за оказание дополнительных услуг. К их числу относилось использование крыши или зонтика, а также провоз багажа. Дело в том, что плата за дополнительные услуги была стабильной. Она равнялась стоимости чашки чая в придорожных трактирах и составляла пять копеек. Если пассажир отказывался оплачивать дополнительные услуги, например зонтик, приходилось ехать под проливным дождем без укрытия.

Интересно, что надбавок за оказание услуг ночью не было. Точнее, они были под строжайшим запретом. Извозчик обязан был оказывать свои услуги по одной цене в любое время дня и ночи. Это в равной степени относилось и к праздничным дням. Плата за извоз считалась не по километражу, а почасово. Поэтому цена поездки сильно зависела от категории повозки и числа запряженных коней. При этом эта цифра была фиксированной. Она могла равняться от сорока копеек до одного рубля двадцати копеек.

У извозчиков присутствовала плата за простой. Она равнялась, как и все прочие дополнительные услуги, пяти копейкам. Вероятнее всего монета этого достоинства в те времена была наиболее распространенной.

Стоимость проезда на экипаже была довольно значительной. Пользоваться городским транспортом было значительно выгоднее. Стоимость услуг извозчика была в несколько раз дороже. К примеру, на городском трамвае можно было добраться до нужного пункта назначения всего за двадцать копеек. Стоимость такой же поездки на экипаже была в три раза дороже. При этом трамвай зачастую доезжал к пункту назначения быстрее. У киевлян того времени средняя заработная плата составляла тридцать семь рублей. Поэтому оплачивать услуги извозчиков для большинства жителей столицы было слишком дорого.

Появление автомобилей

Первая машина появилась в Киеве еще в конце девятнадцатого столетия. Но в качестве средства частного извоза автомобили начали использоваться лишь в 1913 году. Первые машины для службы такси завезли из-за границы. Это были автомобили таких марок Рено, Мерседес, Додж, Лорен-Дитрих и Форд. Принято считать, что благодаря последним на киевских такси появились первые «шашечки».

Форды были приобретены в Америке. Причем эти машины изначально производили для чикагской службы такси, о которой мы упоминали в начале статьи. Именно благодаря им, на первых таксомоторах в столице появились всем известные «шашечки».

Первыми клиентами такси были представители дворянства, купцы и просто богатые горожане. Только они могли позволить себе платить один рубль двадцать копеек за десять километров езды. Причем такси это расстояние проезжали за один час.

В те далекие времена действовали специальные ограничения. Автомобильному транспорту, включая таксомоторы, было запрещено ездить со скоростью свыше десяти километров в час. Машин на улицах Киева практически не было. Как и не было внятных правил дорожного движения. Скорость перемещения автомобильного транспорта не должна была быть больше, скорости движения конных экипажей.

С началом Первой Мировой войны спрос на услуги таксомоторов упал. Впоследствии приобретенные автомобили были проданы обратно в Америку. Последующие пятнадцать лет в Киеве не работала ни одна служба такси. Таксомоторы появились снова на улицах столицы лишь в тридцатые годы. Такси возродились в рамках государственного предприятия.

На тот момент численность киевского таксопарка составляла всего лишь четыре машины марки «АМО». На предприятии работало восемь водителей. Они посменно управляли машинами. Спустя короткое время в киевском таксопарке появились первые ГАЗы. Примечательно, что таксометры у этих машин находились снаружи, а не в салоне.

Работа диспетчерской службы выглядела совсем иначе, чем в наши дни. Диспетчер мог только принять заказ. В его полномочия не входило построение маршрута движения, и даже перенаправление заказа на конкретную машину. Вызвать такси было практически невозможно. Заказ мог быть принят только в случае, если на момент звонка в таксопарке находился свободный автомобиль. А это было достаточно редким явлением.

В те времена на такси могли разъезжать только представители советской элиты. В некоторых случаях таксомоторами пользовались и простые граждане. Люди пользовались услугами такси лишь в самых крайних случаях. При этом заказывать машину нужно было заранее. Зачастую за сутки, и даже более длительный срок.

Во время Второй Мировой Войны в столице вместо обычных таксомоторов по Киеву курсировали так называемые «маршрутные такси». Для этой цели использовались автомобили марки «ЗиС». На весь город ездило не более десяти машин. Связано это было с острой нехваткой горючего в военное время.

Лишь в пятидесятые годы на улицах столицы появились всем знакомые «Москвичи» с привычными «шашечками». В скором времени их заменили на «Победы». Выяснилось, что малолитражки неудобно использовать в службе такси. Поэтому было принято решение закупить в машины среднего класса. «Победы» намного лучше переносили длительные поездки, и не были настолько подвержены износу, как их предшественники. Цвет машин такси не был фиксированным. Автомобили были разного окраса. Их объединяло только наличие «шашечек» на кузове.

Прошло еще совсем немного времени, и наравне с «Победами» в качестве таксомоторов стали использовать «Волги». У них таксометр размещался на панели приборов. При этом в машинах отсутствовали радиоприемники. Поэтому принять вызов таксисту было по-прежнему практически невозможно.

Во второй половине двадцатого века в киевской службе такси начали появляться первые «Волги» модели ГАЗ-21. Эти машины специально производили в качестве будущих таксомоторов. Они отличались упрощенным салоном, который был отделан более дешевыми материалами. Но при этом кузовы машин имели заводскую маркировку в виде «шашечек».

Такси со всем известным советским логотипом в виде буквы «Т» на улицах Киева появились лишь в начале шестидесятых годов. Символом маркировалась только передние двери машины. В то же время появляются первые «Волги» со складными пассажирскими сиденьями. Это нововведение позволяло перевозить крупногабаритный багаж пассажиров.

Цвет такси стал стандартизировать лишь во второй половине шестидесятых. Машины начали красить в белый цвет. При этом крышу автомобиля делали оранжевой. Передние двери по-прежнему маркировались буквой «Т» и «шашечками».

Следующее обновление автопарка киевских такси началось в семидесятых годах. Тогда на улицы столицы впервые выехали на работу ГАЗ-24-01 и его «коллега» ГАЗ-24-04. Последняя модель была оснащена несколькими дополнительными сиденьями, которые предназначались для перевозки большего числа пассажиров. Автомобили заправлялись семьдесят шестой маркой бензина. Задняя дверь машины была оборудована небольшим светильником зеленого света. Если он горел, это было свидетельством того, что такси свободно.

С обретением независимости Украиной служба такси в Киеве на какое-то время прекратило свое существование. Извозом занимались лишь небольшие частные таксопарки. По привычки многие частники закупали традиционную «Волгу-31029». Но впоследствии стали использоваться разные машины. Сегодня на улицах Киева можно увидеть среди такси самые разнообразные марки автомобилей. На смену символу на передних дверях пришел отличительный маячок, который устанавливают на крышу.

Современные такси

На сегодняшний день в столице и по всей Украине действует огромное количество служб такси. При этом в большинстве случаев таксисты выступают не в роли наемного работника, а в качестве индивидуального предпринимателя, которые сотрудничает на определенных условиях с диспетчерской службой. Именно она обеспечивает таксиста заказами.

Чтобы узнать какое самое дешевое такси, необходимо зайти на специализированный онлайн сервис. Такие сайты содержат в себе много информации относительно различных таксомоторных служб. На онлайн сервисе вы сможете узнать не только цены тех или иных такси, но и ознакомится с отзывами клиентов. А также узнать много другой актуальной информации.

Ежедневно в стране появляются и закрываются различные службы такси. Если вам необходимо часто пользоваться этим видом транспорта, нужно «держать руку на пульсе», внимательно мониторить рынок этих услуг. Это позволит вам подобрать для себя службу такси с оптимальными ценами и качественным сервисом.

Некоторые консервативные люди стабильно пользуются услугами одной и той же компании. Зачастую они сильно переплачивают. В некоторых случаях консервативные потребители еще и терпят хамство недобросовестных таксистов. Пользуясь специализированным онлайн сервисом (taxi.poputka.ua), вы сможете избежать этого.

Из года в год растет популярность сервиса перевозки пассажиров. Улучшаются показатели быстроты и комфорта за счет обновления парков автомобилей современыми моделями. История такси показывает свое стремительное развитие и востребованность.