STATUS QUO

Что нужно знать о чип-тюнинге двигателя?

Что такое чип-тюнинг?

Прежде чем углубиться в сам процесс программной модификации двигателей внутреннего сгорания, обратимся к истории. Чип-тюнинг стал возможен благодаря появлению электронного блока управления (ЭБУ), который начали использовать еще в далеком 1939 году. Его создатели — немецкие инженеры концерна BMW, и именно они попытались повлиять на работу системы подачи топливной смеси, в результате чего в двигателе повысилось количество оборотов, улучшился крутящий момент. Этот удачный эксперимент положил начало чип-тюнингу.

Настоящий же переворот в этой области произошел в девяностых годах, когда за дело взялись программисты, которые пытались изменить заводские настройки электронных блоков. С тех пор корректировка работы программного обеспечения ЭБУ становилась все более востребованной, а сам тюнинг в большинстве случаев проводился путем перезаписи программного кода в чипах (микросхемах памяти), в результате чего и появилось понятие чип-тюнинга.

Содержание

  1. Что такое чип-тюнинг
  2. Что дает чип-тюнинг
  3. Что нужно для чип-тюнинга
  4. Что следует учитывать при чип-тюнинге
  5. Чип-тюнинг атмосферных двигателей
  6. Заключение

Что такое чип-тюнинг

Итак, что делает чип-тюнинг? Процесс тюнинга подразумевает изменение настроек в программном обеспечении ЭБУ, которое способно повлиять на режим работы двигателя и других систем автомобиля. Для этого прошивка скачивается из контроллера на компьютер и модифицируется с помощью специального программного обеспечения. В некоторых случаях может понадобиться демонтаж блока управления. Последние версии блоков управления поставляются без отдельного блока флеш-памяти, а сам программный код записывается непосредственно в память контроллера.

Сервисное программное обеспечение состоит из бутлоадера (загрузчика), который управляет процессом запуска и обновления прошивки, калибровочных программ. Бутлоадер позволяет обновить ПО всех компонентов блока управления. Существуют программаторы, которые выполняют обновление кода без участия человека с возможностью его редактирования через дополнительный программный модуль. Выбор программного обеспечения осуществляется в зависимости от типа ЭБУ.

Что нужно для чип-тюнинга?

Для проведения процедуры перепрограммирования ЭБУ потребуется:

  • ноутбук;
  • кабель K-Line для подключения к блоку управления (для каждой модели ЭБУ используется свой тип кабеля);
  • инструменты для демонтажа панели;
  • софт для перепрошивки;
  • прошивка.

Что дает чип-тюнинг

Водителям с опытом хорошо известно, что производители автомобилей при настройке ЭБУ выбирают золотую середину между производительностью и экономией топлива. Из-за этого характеристики большей части автомобилей усреднены, что не позволяет полностью раскрыть потенциал двигателя. Чип-тюнинг обеспечивает прирост мощности, что и является целью многих владельцев автомобилей даже несмотря на повышение расхода топлива.

В целом можно выделить следующие основные причины, из-за которых автомобилисты прибегают к чиповке двигателя:

  • Низкая динамика. Недостаточное ускорение авто при разгоне или резкие обрывы при максимальных скоростях. Детальная настройка ЭБУ позволяет решить эту проблему.
  • Большой расход топлива. Правильная настройка позволяет оптимизировать расход топлива.
  • Адаптация к определенному виду топлива. В этом случае настройка поможет добиться максимально эффективной работы двигателя и оптимального расхода топлива.
  • Доработка механической части двигателя. После любых изменений конструкции силового агрегата должна производиться настройка ЭБУ.

Кроме этого, тюнинг может понадобиться, если выбросы двигателя не соответствуют существующим экологическим нормам, для адаптации автомобиля под стиль вождения владельца.

Что следует учитывать при чип-тюнинге

Перед проведением тюнинга обратите внимание на то, что (об этом вас должны предупредить до начала процедуры):

  • самых высоких результатов от тюнинга можно добиться на новых машинах;
  • чип-тюнинг возможен не на всех ЭБУ (на некоторых моделях модернизация невозможна по причине наличия защиты, установленной производителем);
  • на некоторых моделях автомобилей программное обеспечение настроено на оптимальный тягово-скоростной режим работы двигателя, поэтому тюнинг может не принести ожидаемых результатов.

Рассчитывать на максимальный прирост мощности могут только владельцы автомобилей с турбомоторами — здесь он может достигать 20-30%. В случае с атмосферными силовыми агрегатами реальное увеличение мощности составляет 10% (более высоких показателей можно добиться при модернизации технической части автомобиля).

Тюнинг должен осуществляться с учетом запаса трансмиссии по прочности. Особенно это касается турбодвигателей, в которых возможен прирост мощности до 30% и более.

Владелец автомобиля, решившийся на тюнинг, должен понимать, что после перепрограммирования высока вероятность проблем с гарантийным обслуживанием. У каждой прошивки существует идентификатор, который в свою очередь связан с VIN автомобиля. Если он не сохраняется, при диагностике в дилерском центре будет невозможна его сверка по сети.

Чип-тюнинг атмосферных двигателей

Чип-тюнинг атмосферников возможен только на моделях, оснащенных встроенным ЭБУ. В этом случае, как мы уже писали выше, можно рассчитывать на прирост мощности в диапазоне от 8 до 10%. Тем, кто желает более ощутимых результатов, необходимо подумать о модернизации «железа». На некоторых автомобилях с атмосферными двигателями возможен и более высокий прирост, но это касается только дефорсированных производителем моторов.

Заключение

Данная статья подготовлена при участии специалистов компании «Атлас-Тюнинг», которая оказывает услуги в области чип-тюнинга. В штате фирмы — инженеры, квалификация которых позволяет подготовить ПО исходя из конфигурации автомобиля, что дает возможность не только повысить производительность двигателя, но и уменьшить расход топлива. Чтобы узнать больше о чип-тюнинге и получить бесплатную консультацию, оставьте заявку или позвоните по телефонам, указанным на сайте.