Леонид Куравлев был одним из самых снимаемых актеров советского и постсоветского кинематографа. В его фильмографии – больше 200 работ: и главных, и второго плана, и совсем небольших, эпизодических. Однако кино - это такое производство, в котором вал не является показателем успеха. Можно сыграть десятки ролей - и остаться примелькавшимся актером без фамилии: “вот этот из вот этого фильма, ну, вы знаете…”

Среди киноработ Леонида Куравлева с десяток могли бы стать актерской визитной карточкой. И это очень немало.

SQ предлагает свою версию десяти лучших ролей Леонида Куравлева.

Шоферюга Пашка Колокольников

scale-1200

Первой большой работой актера стала роль в экранизации произведения без преувеличения гениального мастера рассказов Василия Шукшина. Картина под названием “Живет такой парень” вышла в 1964 году.

Шукшин написал рассказ, сценарий картины, сам же ее снял, но тянуть одеяло на себя до конца не стал, взял на главную роль Пашки Колокольникова не самого себя, а иного актера. И стоит отметить, попадание было стопроцентное: Куравлев максимально органично вписывался и в поэтику шукшинского рассказа, и в особенности шукшинской режиссуры. К тому времени в фильмографии Куравлева было уже с десяток работ. Правда, не столь блестящих.

Хома Брут

Николай Гоголь – с одной стороны чрезвычайно кинематографичен, с другой, его персонажи настолько уникальны и колоритны, что найти подходящего актера – задача не из простых. Создателям картины “Вий” (1967 год) удалось подобрать идеального Хому Брута. Экранизация Гоголя стала едва ли не единственным фильмом ужасов в совкино, где  этот жанр не культивировался.

Мелкий аферист и карманник Шура Балаганов

Вряд ли удалось бы найти лучшую кандидатуру на роль Шуры Балаганова. Простоватый, не особо изобретательный, совершенно неизящный и, не смотря на сложную профессию афериста, глубоко наивный персонаж был исполнен в высшей степени мастерски в картине Швейцера “Золотой теленок”. А дуэт Куравлев - Гердт вполне можно считать одним из лучших кинодуэтов ХХ столетия.

Ухажер Аркадий

scale-1200

“Начало” – и комедия, и мелодрама, и историческая драма в одном – второй полнометражный фильм известного в свое время режиссера Глеба Панфилова. В комичной и немного грустной истории Паши Строгановой, проделавшей путь по синусоиде от актрисы самодеятельного театра до кинозвезды и обратно к безвестности, была параллельная линия от одиночества к личному счастью и разбитым иллюзиям. “Тянуть” вторую линию выпало Куравлеву, оказавшемуся просто незаменимым в роли ухажера Саши – Аркадия.

Лучший Робинзон

Актер обязан перевоплощаться. Можно прославиться, играя полвека самого себя – такие случаи довольно не редки. Но особый восторг у ценителей кино это вряд ли вызывает.  

Куравлеву удавалось одинаково неплохо исполнять и абсолютно комедийные роли, и роли драматические. В 1972 году он снялся в картине “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо” и создал одно из лучших воплощений героя Дефо в мировом кино. Подобный трюк, к слову, проделал Пьер Ришар, сыграв в 2003-м году того же Робинзона.

Вор-домушник Жорж Милославский

128045-ivan-vasilevich-menyaet-professiyu

Вряд ли Куравлев был незаменим в роли эстетского жулика и вора-домушника Жоржа Милославского из экранизации пьесы Михаила Булгакова. Картина Гайдая под названием “Иван Васильевич меняет профессию” вышла на экраны в 1973 году, стала мегахитом и собрав в прокате более 60 миллионов зрителей (при такой посещаемости в Штатах начала XXI столетия лента может собрать 1,5 - 2 миллиарда долларов).

На месте Милославского неплохо бы смотрелись и Миронов, и Даль, и Золотухин. Это – навскидку. Но Куравлев общую картину не испортил, особенно органично вписавшись в локации и атмосферу XVI столетия.

Слесарь-сантехник Афанасий Борщов

scale-1200-1

Достаточно трудно представить, чтобы в голливудском или постсоветском кинематографе главным героем кинолетны был выбран сантехник. Роль маленького человека зачастую достается или мелким клеркам, или же вообще персонам, чью профессиональную принадлежность нельзя определить (исключений немного, но есть: герой Курта Рассела в комедии “Человек за бортом” имел четко определенную рабочую специальность - мебельщик). Поэтому главный герой одной из самых необъяснимых и одновременно лучших картин Георгия Данелии “Афоня” на века останется самым ярким и самобытным сантехником не киноэкране.

Леонид Куравлев вспоминал об одной из своих центральных ролей так:

“Афоню очень любят. И меня это удивляет. Ведь - подлец, отрицательный герой. Что он хорошего-то привнес в жизнь? Обманул хорошую, святую девочку. А потом вдруг понял... Одиночество. И заметался. Мне позвонил Данелия и спросил: “Я заканчиваю монтаж фильма. Как ты думаешь, должна вернуться Катя к нему и подарить себя, дать ему надежду на возрождение?“ Я сразу сказал ему: “Не надо. Не надо этого сказочного конца“. “Хорошо“, - сказал он и сделал наоборот. Стоит ли Афоня такого подарка в конце истории?”

Если главный герой подарков и не стоил, то картина определенно стала подарком и для актера, и для зрителей. Полуабсурдистская комедия в 1975 году стала лидером проката - 62,2 миллиона проданных билетов.

Жених Володя Завитушкин

Михаил Зощенко – идеальный автор для комедийных короткометражек. Полнометражную картину из его рассказов собрать достаточно трудно, а вот киноальманах из нескольких карапуль – самое оно. Гайдаевская лента “Не может быть” – стала классикой комедийного кинематографа. Куравлев в третьей части картины “Свадебное происшествие” исполнил роль Завитушкина – жениха, который женился на третий день знакомства, до свадьбы ни разу не видел невесту без пальто и не смог узнать возлюбленную за пиршественным столом. Комедийная составляющая, как можно заметить, совершенно незатейливая, поэтому все “шутки юмора” строились на гэгах и актерской игре.

Банщик Кашкин

“Ты - мне, я - тебе!” современному зрителю понятна мало (примерно так же, как и рязановский “Гараж”). В либерально-буржуазном сообществе банщик никак не может относиться к привилегированному классу, как в картине Александра Серого. Но во времена соцреализма общественные приоритеты были несколько иными.

Гиперболизированная социальная сатира в несмешной кинокомедии в свое время приводила кинозрителя просто в дичайший восторг. Фильм, выражаясь современным сленгом, "зашел". Почти 42 миллиона проданных билетов говорят сами за себя.

Вор-рецидивист “Копченый”

3534253
Большие актеры - такие, как, например, Басов, Крамаров, Ролан Быков, Брондуков - могли даже небольшую эпизодическую роль превратить в яркий, содержательный мини-спектакль. Роль вора-рецидивиста Бисяева по кличке “Копченый” наглядно продемонстрировала, что Леонид Куравлев - актер большой.

В пятисерийном культовом детективе “Место встречи изменить нельзя” Куравлев играет меньше десяти минут. Он появляется всего в одной сцене. Десять минут для одной сцены – это, конечно же, слишком. Но для зрителя сцена пролетает как одно мгновение, потому что Куравлев-Копченый и Высоцкий-Жеглов отыгрывают мини-пьесу максимально динамично и столь же содержательно и по подаче текстового материал, и по мимике, и по жестикуляции, и по включению необъяснимого механизма эмоционального воздействия на аудиторию, называемого харизмой. Именно поэтому второстепенный персонаж запомнился зрителям ничуть не меньше главных героев.

30 января 2022 года Леонида Куравлева не стало. Актер скончался на 86-м году жизни от остановки сердца.