валентин, день, любовь, подвиг

Совершать подвиги или экстраординарные, вплоть до легких безумств, поступки ради любимых людей – одна из старейших традиций, выработанных человечеством. При чем далеко не только 14 февраля. в День всех влюбленных.

В краткие периоды приступов романтизма, поражавшие некоторые срезы человечества, наиболее хитрые влюбленные пытались отделаться дарением далеких звезд, закатов и рассветов. Но особой славы на данном поприще не снискали.

В одной из самых ярких пьес ХХ столетия "Обыкновенное чудо" есть реплика, ставшая и своеобразным гимном любви, причем во многих ее проявлениях, и намеком на то, что любовь - не для ленивых.

Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты подпирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад -  из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному. А ты что сделал из любви к девушке?

Итак, не всегда получалось отделаться валентинкой. В разные времена любовь требовала решительных поступков, а иногда, как высокое искусство, - даже жертв.

Как Иаков стал двоеженцем

Экстраординарные поступки ради любви описываются даже в Ветхом завете. Иакову, который с первого взгляда влюбился в прекрасную Рахиль, предстояло пройти через некоторые испытания. Отец девушки в обмен на благословение потребовал, чтобы Иаков бесплатно работал на него семь лет. Иаков тут же согласился.

Иаков проявил излишнюю доверчивость и, спустя семь лет, получил в жены старшую сестру Рахиль. Чтобы добиться возлюбленной, ему пришлось бесплатно батрачить на тестя еще семь лет. Через две семилетки у него было целых две жены. Правда, прекрасная Рахиль к тому времени повзрослела на 14 лет. Но для настоящей любви годы не есть проблемой.

Просто попробуем перенести данную ситуацию в наши дни. Многие ли способны на жертвы, принесенные Иаковом?

Подарил жене "чудо света"

Yes

Не в фигуральном, а что называется, буквальном смысле слова.

Вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 до н. э.) решило породниться с мидийским царем Киаксаром. Дело в те времена было нехитрое. Вскоре состоялась свадьба Навуходоносора с прекрасной мидийской принцессой Амитис.

Однажды прекрасная Амитис – очевидно, одна из первых активисток в борьбе за зеленую планету, - пришла к супругу и сказала: "Мало зелени в нашем пыльном и шумном Вавилоне. Мне бы палисадничек хоть какой". Не ручаемся за точность реплики, но смысл был именно таков.

"Не вопрос", - ответил великий и ужасный Навуходоносор II и приказал построить гигантский Зиккурат с висячими садами, вошедший в список семи чудес света под названием "Висячие сады Семирамиды".

Почему Семирамиды? Потому что есть и иная легенда, которая приписывает создание садов царице Семирамиде, которая предположительно правила Вавилоном в IX веке до н. э., за два с лишним века до Навуходоносора. Она тоже имеет право на существование, но менее романтична.

Платок и лев

На дворе стоял XVI век. Первая половина.

Жорж де Лорж мирно служил капитаном шотландских гвардейцев при дворе Франциска I, практически ничем не омрачая своего благородного существования. Как вдруг…

В доинтернетовские эпохи продвинутым людям втыкать было некуда, поэтому они развлекали себя, как могли. При дворе короля Франциска, например, забавлялись стравливанием львов.

Любовница капитана, наверняка получившая впоследствии прозвище "Криворукая красавица", уронила в яму со львами свою перчатку. Поскольку одна перчатка – не комплект, ветреная женщина попросила друга сердца перчатку достать.

Давать заднюю в среде шотландских гвардейцев было не комильфо, поэтому де Лорж, выхватив шпагу и подобрав полу килта, ринулся в неизвестность. Сила характера взяла верх над физической мощью. Львы проявили нерешительность и сочли более разумным не нарываться.

Де Лорж сорвал аплодисменты, но говорят, прекратил общение с прекрасной, но непредсказуемой дамой. Мало ли куда она еще уронит предмет туалета.

Эта история оказалась настолько впечатляющей, что даже попала в стихи Фридриха Шиллера, известные нам в переводах Лермонтова и Жуковского.

Его приветствуют красавицыны взгляды…
Но, холодно приняв привет ее очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: "Не требую награды".

(Жуковский, "Перчатка")

Крепостная актриса и граф

Переступить через сословные преграды в прежние времена было зачастую сложнее, чем отправиться в яму со львами.

Начало XIX век – расцвет крепостного театра в Российской империи. Граф Николай Шереметев полюбил крепостную актрису Прасковью Жемчугову. Полюбил и полюбил, как говаривали в те времена, дело житейское.

Но граф вздумал сочетаться с девицей законным браком, что вызвало непонимание в свете, да и могло послужить примером для предерзостного поведения среди молодежи и юношества. Граф изворачивался, как мог. По его указанию писцы с ловким пером создали историю о происхождении девушки из польского дворянского рода. Венчались тайно. Свидетелями обряда стали лишь самые близкие друзья.

Правда, счастье продлилось недолго. Еще до замужества врачи обнаружили у Прасковьи чахотку. При отсутствии антибиотиков шансы женщины на спасение были рулевыми. Роды ослабили организм. Крепостная графиня скончалась.

Из сочувствия к драме император Александр I, сам, к слову, не знававший уз брака, повелел признать сочетание Шереметьева со своей бывшей крепостной. Любовь и милосердие оказались выше закона и сословных ограничений.

Миллион алых роз

У иной выдумки есть историческая подложка. Прототипом персонажа некогда гиперпопулярной песни "Миллион алых роз" стал знаменитый грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани. Он был самоучкой, в ранние годы жил в бедности и часто работал за еду. Затем немного приподнялся и завел харчевню. То есть занялся малым бизнесом.

В 1905 году в Тифлис с гастролями приехала певица-шансонье парижского театра миниатюр "Бель Вю" Маргарита де Севр.

Увидев Маргариту на афише, Пиросмани, естественно, был поражен ее красотой. Он продал свою харчевню и все имущество. На вырученные деньги скупил все цветы в городе. Собрав девять повозок с розами, сиренью, маргаритками, лилиями и так далее, он направился к дому Маргариты. Согласно легенде, актриса, увидев море цветов, выбежала на улицу и поцеловала своего поклонника. Но не более того. Так гласит легенда.

Yes

Возможно, кому-то поступок Нико покажется примитивным. Заваливать дам цветами – не бином Ньютона, были бы деньги. Но не стоит забывать (см. выше), что Пиросмани был художником-примитивистом.

Артефактом, указывавшим на преклонение живописца перед актрисой, является знаменитая картина Пиросмани "Актриса Маргарита". Финал упомянутой песни близко по смыслу передает дальнейшую жизнь Пиросмани: он жил в бедности, умер в безвестности, его картины приобрели широчайшую популярность только после окончания его бренного пути.

Отдал корону за любовь

Yes

В знаменитой пьесе "нашего батеньки Шекспира" король Ричард в разгар решающего сражения при Босворте кричал: "Коня, коня, полцарства за коня".

А вот за прекрасную даму и всего царства не жалко. Король Эдуарда VIII в 1936 году отрекся от престола Великобритании – самой обширной и могучей на тот момент империи мира, – чтобы сочетаться браком с простой нетитулованной американкой Уоллис Симпсон.

Великий князь и польская красавица

Столетием ранее российский Великий князь Константин предпочел отречься от полагавшегося ему престола империи ради полячки Жанетты Грудзинской. Впрочем, не исключено, что Константин Павлович и сам не очень-то тяготел к бремени царствования. В истории империи, например, в XVIII веке был случай, когда Божьему помазаннику позволялось игнорировать сословные условности. Царь Петр женился на простолюдинке Марте Скавронской – ему слова никто поперек не сказал. Нрав у герр Питера был суровый, мог и зашибить на месте.

Пару раз на троне вообще оказывались с формальной точки зрения не пойми кто – сначала та же фрау Марта, затем уроженка крохотного немецкого княжества Анхальт-Цербстского, которое на карте было видно лишь в увеличительное стекло, – Софья-Ульрика. Но это несколько иные истории.

Ухо в подарок от всего сердца

Yes

Следующий трюк не повторяйте в домашних условиях. История не столько о подвиге ради любви, сколько о подарке прекрасной даме.

Только ленивый не знает про знаменитое "ухо Ван Гога". Но, как утверждают искусствоведы, мало кто знает, кому живописец его подарил.

Дел было так. Стоял суровый декабрь 1888 года. Ван Гог прогуливался по улицам французского местечка Арль под ручку с Гогеном. На почве внезапно возникшей неприязни (как пишут в современных криминальных сводках) Ван Гог схватился за бритву. Но не стал полосовать приятеля (что сегодня является более популярным продолжением бытовых драм), а отправился в гостиницу и отрезал себе ухо.

Продолжит переставший быть томным вечер гений решил, посетив человеческое дно, и отправился в бордель на улице Бу Д’Арль. Там он встретил знакомую проститутку Рашель, которая так приглянулась гению, что он решил подарить ей частицу себя - и вручил пакет с ухом. Так гласит легенда.

Глупое создание такого подарка судьбы, конечно же, не оценило. Несколько франков обрадовали бы ее намного больше. Возможно, потомки ничего не смыслившей в высоком искусстве Рашель нет-нет, да и помянут ее крепким словом, прикинув на калькуляторе, за сколько сегодня на аукционе Сотбис ушло бы мумифицированное ухо самого Ван Гога, если только его "Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой" был продан в конце 1990-х годов за 90 миллионов долларов.

Прославить даму сердца в веках

Отличным поступком может стать стихотворение в честь дамы или даже живописное полотно. Разумеется, не абы какое с рифмой "палка-селедка", а исключительно гениальное.

Например, Пушкин посвятил свое знаменитейшее

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

- своей подруге Анне Петровне Керн, благодаря чему последняя и стала относительно знаменитой. Правда, у него есть не менее знаменитые стихи к Чаадаеву. Но это совсем иная история.

Yes

Мало кто акцентировал внимание на том, что у Сальвадора Дали была супруга Гала, если бы художник не обессмертил ее образ в одной из самых знаменитых картин в истории мировой живописи "Атомная Леда".

В общем, данное направление не стоит отвергать. Пусть даже вы пока не гениальный поэт и не мастеровитый живописец. А что? А вдруг? Признание может подкрасться незаметно.