8 августа в Украине отмечают День строителя. Харьков в этом отношении – особенный город. Именно здесь зарождалось строительное образование Восточной Украины, росли первые заводы и фабрики. А начиналось все в конце XIX века с Национального технического университета «ХПИ» (тогда — Харьковский практический технологический институт). Подготовка выпускников инженеров харьковского Политеха позволяла им самостоятельно проектировать машиностроительные и сахарные заводы, мосты, жилые дома. Поэтому, кроме специальных предметов, они изучали рисование, строительное искусство и архитектуру. Лекции читали высококлассные преподаватели. Среди них — создатели культовых сооружений Харькова: Михаил Ловцов (Благовещенский собор, Гольдберовская церковь, Ректорский и Технический корпус ХПИ), Владимир Немкин (Епархиальное управление, Дом настоятеля в Свято-Покровском монастыре, Озерянская церковь), Алексей Бекетов, сформировавший архитектурный облик Харькова, особенно Нагорного района, Пушкинской, Дарвина, автор более 40 зданий.

В 1920 году при участии архитектора Бекетова в харьковском Политехе организовывают инженерно-строительный факультет, который впоследствии станет основой для создания Харьковского инженерно-строительного института (1930 г.). И здесь начинается новая история развития строительного образования Украины. За эти годы ХИСИ, который сейчас называется Харьковский национальный университет строительства и архитектуры (ХНУСА) подготовил более 65000 высококвалифицированных специалистов. Его выпускники строили харьковское метро, заводы, кинотеатры, мосты, жилые микрорайоны. Строили и продолжают строить. Однако сегодня в вузе сложилась непростая ситуация, которая не позволяет ему эффективно развиваться. Поэтому Ученый совет вуза принял решение о присоединении ХНУСА к НТУ «ХПИ», и харьковский Политех поддержал эту инициативу. Преподаватели называют акцию не присоединением, а воссоединением. Ведь именно ХПИ был и остается базовым университетом, который дает фундаментальное инженерное образование и обеспечивает высокий уровень научных исследований.

Об этом и многом другом беседуем с членами Ученого совета, профессорами ХНУСА: заведующим кафедры физико-химической механики и технологии строительных материалов и изделий, доктором технических наук Виктором Петровичем Соповым и заведующим кафедры основ архитектуры, доктором архитектуры Александром Петровичем Буряком.

Чем, на ваш взгляд, было обусловлено разделение харьковского Политеха на другие вузы?

Виктор Сопов: В 30-е годы в СССР начинается широкомасштабная индустриализация, ведется глобальное строительство, поэтому возникает потребность в инженерах-строителях. Для этих целей одного факультета, который был сформирован в ХТИ, явно не достаточно. Видимо, поэтому принимается решение о создании отдельного Инженерно-строительного института. По сути, изначально в вузе существовало три факультета: строительный, архитектурный и санитарно-технический. Четвертый – механико-технологический, на котором я работаю уже более тридцати лет, образовался 50 лет назад. Это произошло в 1971 году, когда широкое распространение получил сборный железобетон и возникла необходимость обеспечения заводского производства соответствующими специалистами. Факультет объединяет три направления подготовки: инженеров-механиков, инженеров-технологов и инженеров автоматизированных систем управления. И уже в 1994 году на пике популярности специальностей экономического профиля создается факультет экономики и менеджмента.

Александр Буряк: Это была сталинская идея реорганизации, которая состояла в том, чтобы уподобить структуру высшего образования отраслевой структуре «народного хозяйства». И каждая из крупных отраслей должна была получить свою собственную систему проектирования и систему образования. Отсюда: «Гипроград», «Гипросталь», «Гипрококс», вплоть до «Гипросахара». Это все осталось в далеком социалистическом прошлом. В той действительности архитектура была частью стройиндустрии, поэтому самым крупным факультетом ХИСИ был ПГС – промышленного и гражданского строительства, в три раза больший архитектурного. Теперь соотношение обратное, правда, стал ощущаться дефицит квалифицированных инженеров-строителей.

ХНУСА, по праву, считается кузницей строительных кадров и центром строительной науки страны. Чем может гордиться вуз, что сделано за эти годы?

Александр Буряк: Университет был создан в период, когда Харьков был столицей, а потому — крупнейшей в стране лабораторией современного строительства и архитектуры. В городе велось небывалое по масштабам строительство! Строился гигантский правительственный комплекс на площади Свободы с огромными зданиями Госпрома, Дома проектов, Дома кооперации, крупнейшей в стране гостиницей «Интернационал» (теперь «Харьков»). За Госпромом вырос суперсовеременный жилой район с комплексами «Красный промышленник», «Дом специалистов», «Новый быт» и десятками других. Ударными темпами возводились огромные заводы и их жилые поселки, целый «линейный город» на Московском проспекте. Самый крупным и самым современным был поселок ХТЗ – тогда жилкомбинат «Новый Харьков».

Кстати, ХНУСА начинал с проектирования и строительства комплекса зданий для себя – там, где сейчас находится ХНУРЭ. Когда немцы в годы Второй мировой войны разбомбили комплекс нашего университета, ему досталось нынешнее здание на Сумской, бывший Госстрах УССР.

Виктор Сопов: Завод им. Малышева, «Электротяжмаш», стадион «Металлист», Дворец спорта «Локомотив», Харьковский метрополитен, Диканевские очистные сооружения, кинотеатры: «Киев», «Салют», завод «Кондиционер», харьковский пивзавод и т.д. В строительстве этих объектов принимали участие, как наши преподаватели, которые выступали в качестве консультантов, так и выпускники, которые, в основном, занимали руководящие должности в строительных организациях. Чем я лично горжусь, как заведующий кафедрой, что мои сотрудники принимали участие в создании, наверное, самого большого движущегося бетонного сооружения в мире ‒ конфайнмента саркофага над 4-м энергоблоком Чернобыльской АЭС.

Насколько прочны связи ХНУСА и НТУ «ХПИ», какие совместные работы ведете?

Виктор Сопов: На нашей кафедре мы готовим специалистов по технологиям строительных конструкций, изделий и материалов, и не можем развиваться без тех фундаментальных знаний (в частности, в области материаловедения), которыми обладают специалисты НТУ «ХПИ». Уже десятки лет мы активно сотрудничаем с учеными кафедры огнеупоров, стекла и керамики харьковского Политеха. Нас связывают совместные научные интересы, а также конференции, защиты диссертаций, оппонирование, статьи, поездки, и все это закономерно. Мы обмениваемся знаниями, и эта дружба между кафедрами длится уже более 35 лет. Кроме того, неразрывными узами с ХПИ связаны кафедры автоматизации и механизации строительного производства. Подобных точек соприкосновения и векторов сотрудничества — достаточно много. Кстати говоря, самый высокий в харьковском Политехе корпус У1 также строили выпускники ХНУСА.

Александр Буряк: Насчет пересечения и совместных работ, с архитекторами этого не происходит. Но есть другая сторона ‒ во всей Европе это происходит. Европейская модель предполагает, что архитектурные факультеты находятся в технологических университетах. Это стандартная практика! Поэтому для развития междисциплинарных исследований и проектов надо вернуться к европейской системе. Мы развиваем сотрудничество с архитектурным факультетом Тенологического института Карлсруэ (Германия), у нас прекрасные связи с архитектурным факультетом Вены, опять-таки в Венском техническом университете! Во всей Польше ‒ в Люблине, Кракове, Лодзи, Гданьске, Познани, во Вроцлве и в Гливицах, – архитекторы учатся в политехнических вузах. Один из самых рейтинговых в Европе факультет строительного искусства находится опять-таки в Делфтском техническом университете в Голландии!

Как вы думаете, чем обусловлено то, что строительство и архитектура «вписаны» в образовательную систему технических университетов?

Виктор Сопов: Мы живем в технологическом мире. Поэтому самыми лучшими вузами мира являются технологические, ведь именно технологии определяют будущее. В названии «Политех», «Политехнический» уже заложены мультитехнологии, которые охватывают широкий спектр инженерных знаний. А для эффективного развития технологии должны находиться вместе! Ведь если архитектор не получит знаний о новейших строительных материалах, то едва ли сможет создать проект, соответствующий современным требованиям. Он не будет понимать, что, вместо бетона, для возведения ограждающей конструкции здания можно использовать, к примеру, этилентетрафторэтилен. Поэтому подобное объединение в техническом университете дает возможность черпать знания, не уходя в сторону, а находясь там, где всегда можно получить квалифицированную помощь и консультацию. Мне кажется, это главный аргумент в пользу объединения строительных и архитектурных специальностей в общую систему политехнического университета.

Почему именно сегодня возникла небходимость объединения ХНУСА и НТУ «ХПИ»?

Александр Буряк: Совсем не сегодня, понимание этой необходимости пришло довольно давно, по мере вхождения в рыночную систему хозяйства. Это не просто возвращение к историческим корням, это переход к той форме организации архитектурно-строительного образования, которая, как мы уже сказали, принята практически во всей Европе. Разделение инженерно-технического образования на множество отраслевых школ произошло в ситуации ускоренной социалистической индустриализации. Сегодня оно явно анахронично. На переходе от советской модели высшего образования к европейской существенно меняется смысл архитектурной подготовки. Архитектура ХХІ века занята построением будущего для всех видов человеческой деятельности и реализует на практике достижения едва ли не всех технических и социальных наук. Мы пока еще по инерции готовим ребят для работы в некой крупной отраслевой проектной организации. А реально они по окончании университета должны быть готовы, во-первых, основать свое собственное дело и, во-вторых, быть открытыми к взаимодействию с предельно широким диапазоном заказчиков. Поэтому уже на стадии обучения им необходимы контакты с максимально широким кругом специалистов – ученых и технологов, экономистов и социологов, менеджеров и маркетологов.

Крупный современный технический университет создает для этого несравненно лучшие условия, чем небольшая специализированная школа. НТУ «ХПИ» имеет огромный опыт в подготовке широкого спектра специалистов практически для всех сфер народного хозяйства. Словом, объединиться – значит для нас получить доступ к богатым преимуществам большого и разнообразного хозяйства, поскольку у харьковского Политеха ‒ это огромный ресурс и высокий рейтинг.

Сегодня на архитектурном факультете ХНУСА нам удалось добиться уникального среди архитектурных школ страны соотношения между украинскими и иностранными студентами: 50/50. Но мы, конечно же, понимаем, что ХПИ имеет несравненно более мощную службу международного сотрудничества, и от объединения ожидаем помощи в повышении качества и в расширении контингента иностранцев.

Виктор Сопов: Еще одна из причин необходимости объединения с ХПИ ‒ экономическая. Хотим мы этого или нет, но с точки зрения экономики, маленький, камерный вуз, которым, по сути, стал наш университет, является экономически невыгодным. Содержание помещений, коммунальные услуги ложатся тяжелым бременем на любой вуз и в процентном соотношении «съедают» львиную долю университетских денег. Кроме того, крупные высшие учебные заведения все-таки обладают большей автономией в организации учебного процесса, привлекательнее для абитуриентов, имеют значительно шире возможностей в получении международных исследовательских грантов.

Какие планы и проекты ХНУСА планирует реализовать в составе Харьковского Политеха?

Виктор Сопов: На сегодня у нас имеется достаточное количество проектов, которые могут представлять интерес не только на отечественном, но и международном строительном рынке. Но для их реализации нам не хватает определенных знаний, научных и инструментально-производственных ресурсов, которые имеются в НТУ «ХПИ». Находясь в одной организации, это будет сделать значительно проще, быстрее и эффективнее. Кроме того, мы сейчас пытаемся реализовать идею создания Учебно-научно-производственного центра для практических занятий студентов, который бы решал конкретные задачи производства. У нас уже есть договоренность с предприятиями, которые готовы оказать финансовую помощь в реализации этого проекта. Кстати, такая практика существует почти во всех ведущих технических вузах мира. Также в ХНУСА есть уникальный калориметрический центр строительного материаловедения, в котором сосредоточены практически все виды калориметрии (совокупность методов измерения теплоты). Поэтому объединение с ХПИ вселяет надежду, что этот комплекс научных исследований сможет существенно расширить области своего применения и станет приносить ощутимую пользу уже объединенному университету.

Александр Буряк: ХПИ—один из немногих в стране вуз, который имеет статус автономного исследовательского университета. В Европе, если в названии высшего учебного заведения не написано, что это исследовательский университет, он —второго сорта. Организовывать исследования, в том числе в области архитектуры и градостроительства, в маленьком университете оказывается затруднительно, если вообще возможно. Увы, в последние десятилетия динамика здесь была скорее отрицательная. Когда в середине 80-х я стал заведовать кафедрой, в ее составе была научно-исследовательская группа из двадцати человек, которая зарабатывала больше 100 тысяч советских рублей в год, ‒ это примерно 120-130 тысяч долларов. Сегодня мы не можем и мечтать об этом! А научный потенциал факультета весьма значителен: у нас 14 докторов и около 50 кандидатов архитектуры, в Украине это один из самых крупных отрядов ученых-архитекторов.

Поэтому с объединением мы связываем надежды на то, чтобы органично соединить учебный процесс с современными исследованиями. Более того, в наших планах —надстроить над существующей системой бакалавриата-магистратуры-докторантуры структуру последипломного образования для подготовки специалистов экстракласса (на Западе такие стуктуры называют супершколами). В нынешнем ХНУСА, при весьма ограниченных материальных реурсах и существующей инфраструктуре, это нереально. Войдя в состав Харьковского Политеха, эти планы можно реализовать.

Что могут предложить специалисты ХНУСА для развития строительного и архитектурного образования Харьковского региона?

Александр Буряк: По качеству подготовки специалистов-архитекторов, ХНУСА— один из трех ведущих университетов в стране, наравне с Киевом и Львовом. Нас хорошо знают за рубежом, в первую очередь, в Европе. Путем сверхусилий коллектива университета, в первую очередь кафедры иностранных языков, нам удалось в последние 10-15 лет стать инициаторами нескольких крупных международных педагогических и исследовательских проектов в системе TEMPUS- TACIS и Erasmus. В каждом из этих проектов, участвовали университеты семи-восьми европейских стран – Австрии, Болгарии, Великобритании, Греции, Италии, Испании, Португалии, Словении, Франции, Хорватии, а также архитектурные факультеты вузов Одессы, Киева, Львова, Днепра. Поэтому, переходя в ХПИ, и включаясь в семью технических университетов, мы уже сейчас готовы поделиться сложившимися международными связями.

А если говорить о более глобальных вещах, задумайтесь: у второго по размеру и по значению города Украины— Харькова нет научно-исследовательского института, который бы систематически занимался проблемами его развития. Поэтому Институт Архитектуры и Строительства НТУ «ХПИ» вполне смог бы взять на себя функции такого мозгового центра. У нашего объединения блестящая перспектива – это решение того миллиона проблем, которые есть у Харькова, и которыми сегодня никто не занимается.

Виктор Сопов: Отношение к ХНУСА, как к лидирующему строительному вузу в бывшем СССР, сформировалось в 70-е - 80-е годы прошлого века. Уровень подготовки в университете, который существовал на тот момент, соответствовал, а в некоторых аспектах превышал, уровень столичных университетов. Практически все основные научно-исследовательские институты страны сотрудничали с ХНУСА для проведения научных исследований. За годы своего существования наш университет вырастил огромное число ведущих специалистов строительной отрасли и руководителей предприятий: «Харьковские тепловые сети», «Харьководоканал», «Жилстрой 1», «Жилстрой 2», «Гипрококс», «Гипросталь», «ПромстройНИИПроект». Этот перечень можно долго продолжать. На многих заводах стройиндустрии трудятся наши выпускники. К примеру, на Харьковском плиточном работают, в основном выпускники НТУ «ХПИ» и ХНУСА, и их уровень подготовки соответствует высокому уровню производства этого предприятия. Вот и получается, что есть две известные «кузницы» инженерных кадров Харьковского региона ‒ ХПИ и ХНУСА. И их консолидация – закономерный шаг на пути повышения эффективности инженерной и научной подготовки будущих строителей нашей страны.