Харьковский национальный автодорожный университет (ХНАДУ) планирует создать автомобиль, который будет расходовать рекордно мало топлива. Об этом сообщил ректор вуза Анатолий Туренко. Он отметил, что Лаборатория скоростных автомобилей вуза разработала свой первый суперэкономичный автомобиль (ХАДИ-34), который уже три раза выступал на соревнованиях. В последний раз автомобиль показал 26-й результат при более трехстах участниках.
Как отметил Туренко, второй автомобиль, который задумали сделать в институте, будет экономичнее первого. "В вузе создан совет по его конструированию, в него входят и двигателисты, и электроники, и специалисты по теоретической механике. Идут исследования прочности будущей конструкции, работают над формой, чтобы уменьшить сопротивление воздуха", - сообщил Туренко.
"Проблема в том, что на создание автомобиля в нашем вузе нет средств. Нам нужно не более 3 млн.грн., и мы создадим машину, которая удивит всех своими характеристиками. Вот и занимаемся поиском инвесторов. В Украине пока не нашли, поэтому рассматривается вариант совместного с Иорданией проекта", - сообщил Туренко.
Он проинформировал, что у ХНАДУ налажено сотрудничество с одним из технических вузов Иордании, а король этой страны "прогрессивный человек и увлекается автомобилями". "Мы рассчитываем, что король Иордани поддержит сотрудничающий с нами вуз, и таким образом проект будет осуществлен. Мы готовы направить в Иорданию наших специалистов, чтобы они помогли создать там автомобиль. Мы готовы и на такие условия", - сообщил Туренко.
Справка "SQ". Харьковская лаборатория скоростных автомобилей - единственная лаборатория такого профиля в СНГ. В рамках работы лаборатории с 1953 г. были созданы 34 рекордно-гоночных автомобиля, на которых было установлено 42 рекорда скорости. В частности, были созданы автомобиль "ХАДИ-3", внесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький гоночный автомобиль (его ширина - 650 мм, высота – 500 мм), "ХАДИ-7", который был первым в Восточной Европе газотурбинным рекордно-гоночным автомобилем, развивавшим в 1966 г. скорость 400 км/час. Автомобиль установил три рекорда, которые на то время превышали мировые достижения.
В 1969 г. был спроектирован автомобиль на реактивной тяге (двигатель РД-9БФ). Расчетная скорость автомобиля составила 1 тыс. 200 км/час.
В мае 2010 г. команда университета стала участником соревнований "Shell Eco-marathon". Для этого было создан суперэкономичный автомобиль "ХАДИ-43". На соревнованиях в 2010 г. автомобиль смог преодолеть на одном литре топлива расстояние в 570 км, в 2011 г. - 575 км.
"Хади-34" занесен в книгу рекордов Украины как наиболее энергетически эффективный автомобиль. Его снаряженная масса – 43 кг, размеры – 2900 на 900 на 700 мм, двигатель – Honda GX, максимальная скорость – 60 км/час, расход топлива – 0,174 л на 100 км.