алексей рубинский, театр кукол21 марта мир отметил День кукольника, а 27 марта - День театра. Алексей Рубинский имеет непосредственное отношение к обоим праздникам. Он и непревзойденный кукольник, способный вдохнуть жизнь в любой предмет, и прекрасный артист. Фактически, Рубинский - символ харьковского театра.

Кто знает Мастера – умного, тонкого, ироничного, - тому, я думаю, будет интересно прочесть это интервью. Но если вы до сих пор еще не открыли для себя наш театр кукол – лучший в Украине, самобытный, глубокий, с большими традициями, - обязательно сходите и посмотрите что-то из вечернего репертуара. И вы полюбите его навсегда. А с ним и Алексея Рубинского – народного артиста, Мастера, Учителя, художника-графика, писателя и философа.

Вот уже четыре года Алексей совершенно ничего не слышит, однако выходит на сцену и играет спектакли. Это потрясающая интуиция и невероятный талант! Некоторые называют Алексея гением… Не знаю. Во всяком случае на жизнь он смотрит с другого ракурса…

- Вы всегда хотели работать в театре кукол или так получилось?

- В детстве я как-то смотрел спектакли театра кукол, и никакого впечатления они на меня не произвели. Немного позже по телевизору увидел фрагмент "Божественной комедии" Образцова. Это впечатлило. Тогда. А когда уже взрослым посмотрел – разочарование!

Все получилось случайно, но закономерно. Я подавал документы в институт на драматическое отделение, а заниматься именно куклами меня убедил Борис Алексеевич Хижняк, мой будущий педагог. Потом Виктор Андреевич Афанасьев, руководитель театра кукол и кафедры театра кукол, меня спросил: "А почему бы вам, молодой человек, не заняться куклами? У вас это непременно получится!" Я согласился и начал учиться. Поначалу ничего не понимал. Учеба была несистемной, часто менялись руководители курса. Понимать, что к чему, я стал только тогда, когда пришел в театр и увидел прекрасную работу наших мастеров, корифеев. На фестивале в Москве увидел работу Альбрехта Розера. Он показал первоклассный спектакль с марионетками. И тогда я окончательно убедился, что в этом искусстве что-то есть.

-  Тогда кукла для вас стала живой?

 - Она стала живой… (задумывается), пожалуй, во время репетиции с Георгием Евгеньевичем Стефановым, как только я пришел в театр. Стефанов  преподал мне настоящие уроки, показал, что такое процесс создания образа. Благодаря ему я понял, что такое Кукла, мастерство проживания с ней. Все процессы, связанные с куклой, – это от него. А когда я начал работать в спектакле "Чертова мельница", пошли настоящие открытия. Потому что только практика может показать, чего ты по-настоящему стоишь. Хотя первые выходы на публику, конечно, не могли ничего дать, кроме пота и мокрой рубашки… (улыбается) Но от контакта с залом, со зрителем начался настоящий процесс познания.

-  Евгений Гимельфарб говорил, что вы уникально чувствуете предмет, куклу. Это и есть талант или это все-таки труд?

-  Скажем так, это талант, раскрытый через труд. Потому что не через труд, по-моему, ничего не бывает. Талант – как полезное ископаемое, которое может лежать в земле, и никто о нем не знает. Пришел геолог и нашел. В моем случае таким геологом был Стефанов, который что-то во мне и открыл.

алексей рубинский, театр кукол

- У вас есть книга о театре кукол…

- Да. Она называется "Харьковский театр кукол:  история, анализ традиций и школы". Это не только мой опыт. Я постарался взять опыт всего театра. Это большая научная работа, монография.

Есть еще "Теория деформации". Это философский труд. Его тема – сознание как отражение объективной реальности (уж простите за научную терминологию). А искусство - это одна из форм отражательной функции сознания. Я рассматриваю искусство как часть религиозного мировоззрения…

- Если оно от Бога…

- Да!  Смотря куда искусство ведет! Сейчас далеко не всякое искусство можно назвать духовным.

Но модель мира, на мой взгляд, - это христианская модель. Либо ты отходишь от этой модели, либо ты к ней приближаешься. А искусство – это искусственно создаваемая мастерами-драматургами и писателями модель мира, призванная обучать через развлечение.

Играющая кукла возникла неслучайно. Это не только забава. Ей определена какая-то еще очень важная и намного более высокая функция, чем человеческому театру. Потому что человеческий театр существует в определенных пределах, ограниченных возможностями человеческого тела. Предметный театр (предметное тело) – это изображение человека, то, что дает возможность показать человека как бы со стороны в той степени экзистенции, в какой человеческий театр показать не в состоянии. Возможности живого тела ограничены: это мои эмоции, мое тело, моя жестикуляция, моя форма.

А предметная форма имеет более широкую амплитуду воплощений, когда есть возможность, наделив предмет человеческими чертами, тем самым, вывести его на другую степень экзистенции. Предметный театр ломает стереотипы. Это философский театр, несмотря на то, что сейчас он находится, условно, говоря, у подножия горы. Нам еще предстоит взобраться на ее вершину, чтобы обрести свой истинный статус.

- С Оксаной (Оксана Дмитриева, главный режиссер театра кукол - SQ) театр поднимается на эту гору?

- Больше скажу. С Оксаной мы начали совершенно иной качественный путь. Оксана  –  это наше чудо. Ее появление обусловлено, если можно так сказать, некими духовно-кармическими процессами, которые таятся в недрах истории нашего театра, ее появление неслучайно, а очень даже закономерно. Она по своей природе  –  плоть от плоти харьковской школы кукольников. Оксана   –  модернист. Что это значит? Если кратко: она  –  от серебряного века русской культуры. Эпоха модернизма – это уникальное явление, великие модернисты обладали способностью цельного восприятия жизни. Это способность сознания. Любой спектакль Оксаны производит впечатление цельности, когда все компоненты и детали работают на общую конструкцию, идею. Модернизм Оксаны  –  это не голый авангард, свойственный многим современным художникам в широком понимании этого термина. Явление голого авангарда означает дробность мышления (сознания), самовыпячивание "художника", самолюбование своей значимостью, "идеей".

Творчество Оксаны  –  это абсолютная способность раскрывать замысел драматурга, писателя, придавая ему живые, конкретные характеристики современного прочтения. Таковы у нее Чехов, Гоголь, Шекспир, Платонов и так далее.

Оксана создает сценические модели на основе мировой классики, что во многом отличает ее творчество от творчества ее современников. За короткий срок работы главным режиссером Оксана осуществила невообразимое  – подняла театр на такой уровень, что об этом страшно говорить. Причем сделала это легко, как бы без напряжения. Работа с актерами  –  так же, без напряжения. Все знают свои обязанности и их выполняют. Все рационально и подчинено здравому смыслу. То же  самое –  со студентами. Да еще и ребята попались уникальные. Активное задействование их в репертуаре театра  –  совершенно новое направление в методике работы со студентами. И способность раскрывать в актере-студенте заложенный в нем потенциал - это профессиональный и педагогический талант. Вот что такое Оксана.

алексей рубинский, театр кукол

- Говорят, Господь посылает болезни как расплату за талант. Вы не думали об этом?

- Думал… Это, наверное, из-за Воланда (Алексей Рубинский играл роль Воланда в спектакле театра кукол "Мастер и Маргарита" - SQ). Видимо, либо я заглянул куда-то, либо это было рано, преждевременно. Может быть, это было как-то "нахально" с моей стороны, необдуманно и несогласованно (улыбается). Я мало общался с Богом. Он мне раз дал предупреждение, второй раз… А я - как пацан… "Ну, раз ты не слышишь, значит, я у тебя заберу слух", –  сказал Он.

Подсознательно я был склонен к Богу, но не выходил на контакт с Ним. Не слышал. Он давал знаки, а я их не распознавал… А сейчас, отматывая все назад, я думаю – может, вот это было знаком, может, это… А я пропустил.

- Болезнь изменила вас?

- Конечно, изменила, но еще не до конца. Я стал сильнее. И, наверное, это и есть Путь. (Показывает в ироничной манере) "Ну, пацан! Ну куда ты лезешь?.. Полез… Так! Архангел Гавриил, ну-ка, забери у него слух. Я не могу смотреть, как он дурака валяет!" 

И я стараюсь выйти из болезни, но, как назло, большинство врачей  –  беспомощны. Мое мнение: 90% врачей – от слова "врать". Я узнал систему и понял, какой это ужас! Пока мы здоровы, мы этого не понимаем. Я вижу, как система вытравливает даже у умного врача его талант, интуицию, все, что заложено природой. Все вытравлено и чем заменено? Знаниями! Лечить не умеют, но все знают. Врач тебе все расскажет про твою болезнь. Назначит то, другое. Не помогло?  Давай, значит, по-другому попробуем! Понятие консилиума отсутствует напрочь! Вообще! Жаль, что в созданной медицинской системе страдают толковые люди. Убежден, что по-настоящему талантливые врачи страдают от пороков системы, пытаются бороться, уходят в частные клиники, может, еще что-то предпринимают. Им хочется пожелать, чтобы они выжили и победили.

- А в Израиле?

- В Израиле меня обследовали, насколько позволили спонсорские деньги. Оборудование, мягко говоря, более совершенное. Профессор подтвердила: надо делать операцию. Причины глухоты я так и не узнал. Но чтобы по-настоящему вылечиться, нужно либо Родину продать, либо какого-нибудь олигарха раскулачить, прости, Господи!

- Есть что-то, что вас вдохновляет?

- Религия. Несколько лет назад я наконец-то прочел всю Библию. Год читал. И ее надо перечитывать.

Сегодня в искусстве все меньше и меньше вижу такого, что вдохновляет. Понятно, что идут поиски… Но мне кажется, что очень много поисков идет от головы поисков, а не от души. Если театр не цепляет, а просто дает форму,  - это не театр, а что-то другое. Экспериментальная лаборатория.

Что меня с детства вдохновляло? Чарли Чаплин, Игорь Ильинский, Аркадий Райкин, а потом Луи де Фюнес. Это как путеводные звезды. Были мастера МХАТа, Малого театра, Товстоногов, Смоктуновский… Когда я видел их, я вдохновлялся на жизнь. Если бы не они… Да и сейчас тоже они вдохновляют! (смеется)

- Что вас беспокоит сегодня?

- С молодым поколением нужно работать, разговаривать, приучать к ответственности за свое будущее. Предшествующие поколения были безответственны, в том числе мое. Надежда на молодежь, они светлые. Знаешь, что случилось с Европой?  Мне кажется, что когда-то не один – два человека, а все общество прозрело. Германия на Гитлере, Франция - на Французской революции, Англия - на чем-то своем. И они объединились. Наше общество ни в чем не покаялось и не прозрело. Переступили и пошли дальше. И стали наступать на грабли…

Ребята, у вас сил пока еще много. Если вы хотите жить в ничтожной, убогой стране  –  нет вопросов, но если вы хотите построить новую страну, тогда надо менять в корне позицию. Вы уж нас, недоумков, простите, что оставили вам такое "наследство". Но что поделаешь. Вам придется теперь заниматься страной, манны небесной не будет, само на голову не упадет. Нужно бороться. Иначе круг не разомкнуть.