Пресс-конференция кандидата в президенты Украины Сергея Тигипко в пресс-центре информагентства "STATUS QUO", 12.01.10.

- Рассматриваете ли вы свое будущее президентство как бизнес-проект? За время независимости в Украине умерли 6 млн. человек, 7 млн. выехали за границу. Над концлагерем Аушвиц висела надпись: "Труд делает свободным". Какой лозунг вы бы разместили над этим проектом?

- Лозунг у меня один: "Украина будет сильной". Абсолютно уверен, что так и будет. Я работал вице-премьером, министром экономики и главой Нацбанка. Для меня это не бизнес-проект по одной простой причине: воровать у пенсионера, врача, учителя я никогда себе не позволю и все сделаю, чтобы и другие не смогли. Способны заработать - идите в бизнес, а кто хочет на государственной службе работать - тот должен работать честно за те деньги, которые государство сегодня платит. Придет время - будет больше. Но, с другой стороны, однозначно это проект, что для меня означает стратегию. Потому что сегодня государство живет без стратегии, и это самое страшное. А стране нужны приоритеты, понимание того, куда мы идем и что делаем.

- Вы сегодня побывали на кладбище и отдали дань памяти бывшему губернатору Харьковской области Евгению Кушнареву. По-вашему, точка в расследовании его гибели уже поставлена? Ведь родственники безуспешно пытаются возобновить следствие и не согласны с его выводами.

- Да, сегодня заехал на кладбище... Мне вспомнился съезд его партии "Новая демократия". Он проходил в стесненных обстоятельствах, и я там был одним из политиков, кого пригласили выступить... Я думаю, пока не удовлетворены родственники, точку в расследовании ставить нельзя. Они должны понять, что там все честно, правильно. Если у них такого ощущения нет, то не грех вернуться к расследованию.

- Какую ответственность должен нести президент, если в конце первого года правления он не выполнил большую часть обещаний?

- Считаю, что первый год правления - это срок, после которого президент обязан отвечать и отчитываться. А чтобы была конкретная ответственность, нужно принять закон об импичменте президента. Принятие такого закона усилит ответственность президента перед людьми и сделает его ориентированным на их нужды и проблемы.

- Почему вы отдаете предпочтение президентской модели управления, а не парламентско-президентской?

- Во-первых, сильная экономика (а это нормальные зарплаты, нормальные пенсии) возможна только при системе, когда есть сильная власть. Вы не найдете ни одной страны в мире, где была бы слабая власть и сильная экономика. Я четко понимаю, что сильная власть может быть и при президентской модели управления, и при парламентской. Но парламентская власть появляется только в той стране, где есть сильные, ответственные партии. Посмотрите, что делается у нас в стране: она насквозь пропитана коррупцией - от рождения ребенка до самой смерти, за все надо платить. Партии расставили своих представителей во все государственные органы. А чиновники должны быть вне политики! Пока у нас будут такие безответственные партии, у нас не будет ответственного парламента, ответственного большинства в нем. Поверить, что парламент возьмет на себя ответственность, даже теоретически я не могу. Вот сегодня кризис, а вы почувствовали, увидели целенаправленную работу парламента по преодолению кризиса?

Большинство избрало премьер-министра, и этот премьер должен активно с большинством работать. Не получается - развалите большинство, сформируйте из других партий. Нет большинства - уходите в отставку всем правительством. Если говорить о парламентско-президентской республике, то тандем "Кабмин-большинство" должен работать четко, а этого сейчас нет. Я вижу, что при таких партиях мы не получим ответственной власти. Вариант один - усиление президентской власти, но чтобы не было узурпации, нужен простой, понятный закон об импичменте.

- У потенциального президента Украины своего большинства сейчас в парламенте нет. С кем собираетесь сотрудничать?

- Работать надо с парламентом, который есть, если он работает в законодательном поле. В противном случае президент должен сделать все, чтобы распустить парламент. Сегодня многие депутаты уже на меня выходят, говорят: "Давайте создадим группу". Многие хотят уже в следующий парламент попасть, ведь есть фракции, которые уменьшатся количественно, и люди станут непроходными. Поэтому создать в парламенте группу несложно. Только надо работать с теми людьми, которые будут в состоянии создать большинство и работать на базе каких-то программ. У президента много влияния, чтобы работать с разными фракциями. Думаю, сейчас предпочтительнее работать с Партией регионов, потому что БЮТ находится у власти, и нужна определенная смена. Если регионы смогут собрать большинство, то на данном этапе с ними нужно работать.

- Один из классиков политологии сказал, что коррупцию нельзя побороть, ее можно только возглавить. Какие реальные шаги надо предпринять, чтобы если не победить коррупцию, то хотя бы ограничить ее до разумного минимума?

- Прежде всего, это экономические методы борьбы. Нет регулирования экономики - нет взяток. А сейчас везде лицензии, разрешения... В среднем лицензия выдается 54 дня, выдают их 57 организаций. В Украине существует 2365 видов работ, которые требуют получения такой лицензии. Но рыночная экономика работает тем лучше, чем меньше ее регулируют. Регулировать необходимо государственные монополии, крупных производителей. А что касается малого и среднего бизнеса, там нужна дерегуляция. Надо упростить налогообложение, посмотрите, сколько коррупции связано с НДС! Предприниматели платят за то, чтобы им вернули их законный налог на добавленную стоимость! От НДС надо отказаться, чем быстрее, тем лучше, а вместо него необходимо ввести налог с продаж. К этому налогу можно добавить отчисления на страховую медицину и на второй уровень пенсионного обеспечения. При этом налоговая нагрузка не возрастет. Также нужно упорядочить проверки. В Украине 85 проверяющих организаций! Уже все, кому не лень, могут прийти на предприятие и начать проверку. Они выбрали для себя  постановление Кабмина или изменение закона, которые позволяют прийти на предприятие и заблокировать его работу. И таком образом за счет проверок занимаются мздоимством! Думаю, из 85 проверяющих организаций надо оставить 20-25.

Второй рычаг борьбы с коррупцией - это ужесточение ответственности. Раз уровень коррупции растет, значит, прокуратура должна заводить больше уголовных дел. Раз этого нет, значит, плохо работает прокуратура, надо менять генерального прокурора. Вор должен сидеть в тюрьме.

- И кого вы первого посадите?

- Кто под руку попадется. "Любих друзів", обещаю, при мне не будет. Все, кто со мной работали, знают - чем ближе ко мне, тем жестче требования и спрос.

- Какие ошибки действующего президента вы бы не хотели повторить?

- Мы увидели явные просчеты в кадровой политике, ведь когда они пришли к власти, то поменяли тысячи управленцев, а вместо них поставили людей, которые профессионально не подготовлены. Также было мало инициатив. Президент много критиковал, но мало инициировал. Есть же стратегические моменты, давайте по ним законодательные предложения! Кроме того, президент работает на разъединение страны. Во внейшней политике мы видим, насколько ухудшились отношения с Россией, и это моментально почувствовали наши промышленные предприятия и даже целые отрасли.

- На каждых выборах политики разыгрывают карту "русского языка"...

- Я не разыгрываю эту карту. Понимаю, что мог бы на юго-востоке набрать много голосов, но не буду этого делать по одной простой причине. Этот вопрос можно решить, не разъединяя страну. Надо всего лишь отработать механизм, который заложен в Европейской хартии региональных языков, которая ратифицирована нашим парламентом. Если местная власть принимает решение что вторым региональным языком будет русский, то местные телеканалы могут вещать на русском, чиновники и судьи должны говорить на двух языках, кинотеатры могут показывать фильмы на русском языке, то есть, практически во всех сферах русский язык должен получить соответствующий статус. Но, с другой стороны, в школе украинского языка тоже должно быть достаточно, чтобы дети были двуязычными. Вот такими методами, не разъединяя страну, через 10 лет мы этот вопрос безболезненно снимем.

Я был во Львове и говорил людям, что если мы не дадим возможность регионам общаться на русском, то будем стимулировать пятую колонну, которая будет этим питаться и с возжделением смотреть в сторону России. Как только они почувствуют себя комфортно - проблема снимется.

- Если вы не станете президентом, готовы занять нишу оппозиционера или пойдете во власть к Виктору Януковичу или Юлии Тимошенко?

- Если во второй тур пройдут Ю.Тимошенко и В.Янукович, я не буду поддерживать никого из них. Они для меня одинаковые, возглавляли правительства по два раза, у них было большинство в парламенте, и я не увидел ни их стратегий, ни позитивных изменений в стране. Кстати, за последние несколько дней по всей стране начали распространяться листовки и СМС-сообщения с информацией, что я являюсь техническим кандидатом. На западе Украины пишут, что Тигипко - это технический кандидат В.Януковича, на востоке - технический кандидат Ю.Тимошенко. В некотором смысле это даже радует, потому что в отношении других кандидатов такого нет. А это значит, что в штабах начали считать и увидели, что в Одессе Тигипко находится на первом-втором месте, в Днепропетровске - на первом, в Донецке, Луганске, Харькове, Крыму - на втором. На всем юго-востоке Тигипко на второй позиции. Это показывают все социсследования, и штабы это видят, беспокоятся. Беспокоятся, прежде всего, Партия регионов и господин Янукович. По их стратегии, если первый тур пройдет Тимошенко, то победить ее во втором будет легко, а вот победить Тигипко будет сложно. Практически все социологи показывают, что Тигипко побеждает Януковича во втором туре. После президентских выборов для нас первая задача - это участие в местных выборах, и вы нас там увидите. Но сейчас мы серьезно настроены на второй тур.

- К вопросу о разъединении нации. Прокомментируйте события в Ивано-Франковске по захвату церкви сторонниками Киевского патриархата.

- Считаю, что президент мало поработал на объединение, потому что войти в историю как объединитель - это сложно, это большая работа. А вот разъединить людей, получить сторонников, которые потом трансформируются в голоса во время парламентских выборов, - это прагматичная политика. Она не требует большой работы, ответственности, профессионализма. Абсолютно неверно, когда государство вмешивается в работу церкви с желанием объединить какие-то церкви. Чем больше государство будет туда влезать, тем больше проблем будет. Государство должно следить, чтобы работал закон. Очень легко разжечь конфликт на религиозной почве, но потом тяжело его гасить. Недавно столкнулся со случаем в Тернопольской области. Там захватили греко-католическую церковь, и одна женщина с тысячей долларов, которую она отложила на старость, решила восстановить церковь. Закончилось это тем, что в селе, где проживают 5 тысяч человек, все конфессии строили церковь, чтобы греко-католики могли ходить туда. Вот это подход для Украины!

- Как вы оцениваете возможность вашего выхода во второй тур?

- На Юго-Востоке есть регионы, где рейтинг наш чуть выше 20%, есть, где чуть ниже. Я ездил во Львов, чтобы понять, как там реагируют люди. На предпоследней встрече с предпринимателями меня раз 15 останавливали аплодисментами, то есть, отклик есть. Там понимают, что существует намного больше вещей, которые нас объединяют.

- Какую роль в своей команде вы отводите молодежи?

- Большую роль. На протяжении всей своей деятельности я брал молодых ребят на работу и давал им много полномочий. Если им уделить время, научить, простажировать, то они очень работоспособные. Я не приемлю нытья, что, мол, не та молодежь пошла. Как правило, это говорят люди, которые сами слабые руководители. Тот же "Приватбанк" кто строил? 24-27-летние ребята! А в госслужбе? Я не побоялся взять первым замом в Нацбанк 29-летнего Арсения Яценюка. И таких же 17 советников взял, которые отработали со мной стратегию развития банковской системы на 3 года, а потом посекторно ее контролировали. Очень эффективно работали. Стране нужны молодые мозги и плечи, я рассчитываю на эту поддержку.

- Какие непопулярные, но необходимые меры вы собираетесь реализовать в ближайшие месяцы и на протяжении всего срока своего президентства?

- Есть много непопулярных вещей, которые нужно сделать. Но с них не стоит начинать, надо начинать с популярных, а это прежде всего поддержка малого и среднего бизнеса. Там большой объем в тени, не платятся налоги. Если помочь, мы получим реальную отдачу, люди почувствуют, что на них стали по-другому смотреть. Среди непопулярных - пенсионная реформа, коммунальная реформа, где 18 лет ничего не сделали, негладко пройдет и реформа здравоохранения. Теми же медиками будут сложно восприниматься некоторые вещи, напимер, если перейти к страховой медицине, то там есть возможность заработка, но и вводятся жесткие стандарты, появляется большая ответственность.

- Опишите вашего избирателя: какой он человек, его личностные качества, социальный статус.

- Умный. Это самое главное. Я пробую работать с непопулистскими вещами. Я нигде не обещал, что приду - и сразу в три раза вырастет пенсия или зарплата. Не вырастет! Но я говорю, что в этом году мы можем получить 7-8% роста ВВП, и на 7-8% можно будет поднять зарплату и пенсии. Я вижу, за счет чего мы можем в ближайшие 5-7 лет каждый год иметь 10% роста ВВП, это значит, что мы сможем на 10% повышать соцобеспечние бюджетников, пенсионеров. Я расчитываю на людей, которые могут думать. Это молодые люди, интеллигенция, бизнес. Они еще помнят, что в 1999 г. Тигипко инициировал фиксированные налоги, закон о проверках, дерегуляцию.

- Как вы будете бороться с фальсификакциями на выборах?

- Я дал указания своим штабам начать активное сотрудничество со штабами А.Яценюка и А.Гриценко , чтобы объединить свои усилия по борьбе с фальсификациями. Но, скажу откровенно, я не очень обращаю внимание на этот политический риск, потому что в данном случае сработает жесткая политическая конкуренция - все будут внимательно следить друг за другом. Мне кажется, что если в первом туре и будут попытки фальсификаций, их будет очень сложно реализовать.

- Закон о "детях войны" вступил в силу с 1 января 2006 г., люди отсудили свои крохи частично за 2007 и 2008 гг. Если вы станете президентом, можно ли будет решить вопрос о выплате "детям войны" того, что им положено, с 1 января 2006 г.?

- Действительно, суды завалены исками от "детей войны" по всей стране, люди борются за свои небольшие надбавки. Но надо сделать все, чтобы социальные выплаты были сначала заработаны, чтобы было за счет чего платить. Ведь закон принимался, не будучи подкрепленным финансовыми возможностями... Я вижу большие резервы в бюджете, чтобы выплатить "детям войны" все. Уверен, что мне удастся сделать так, чтобы это все работало. Ведь посмотрите, что делается на таможне, сколько денег проходит мимо бюджета Украины! А сколько воровства, сколько безнаказанности...

- Ваши первые шаги в гуманитарной сфере в качестве президента? Останется ли при вас Роман Шухевич героем Украины?

- Необходимо отменять 12-летнее образование. У нас в ближайшее время рабочей силы и так не будет хватать. Отказался бы от тестирования, оно некачественно подготовлено. Тестирование можно применять, но только если качество знаний будет совпадать с показателями по тестам. Вспоминаю свой визит в Харьковский университет радиоэлектроники, когда мне сказали, что 38% поступивших в этот вуз не имеют качественных знаний по физике и математике, но показали хорошие результаты по тестам. Сегодня вуз голову ломает, что с ними делать, как подтянуть... Необходимо отказаться от системы привилегий, которые есть у 12 категорий граждан, ведь они заняли места в вузах по льготе, зачастую не имея необходимого багажа знаний. Вместо этого надо финансовые льготы предоставлять, чтобы малоимущие могли получить образование за счет кредита. Также из учебного процесса необходимо убрать политизацию, потому что пересмотр истории Украины надо аккуратно делать, это плохо воспринимается на юго-востоке. Это нужно делать медленно, через исследования, конференции. Может, и не пришло время еще делать эти вещи...