STATUS QUO

газ, газодобыча, ХПИ, Группа Нафтогаз, дуальное обучение

Дуальное образование: как газодобывающие компании помогают обучать высококвалифицированных сотрудников

Сотрудничество с вузами - непременная составляющая работы социально ответственных предприятий. Дуальное образование помогает повысить уровень подготовки студентов и закрепить теоретическую базу практикой. Компании, в свою очередь, получают возможность восполнить дефицит высококвалифицированных специалистов.

Дуальное образование - это совмещение теоретической базы в вузах с практикой в профильных организациях. В результате сотрудничества предприятия получают потенциальных квалифицированных сотрудников, учебные заведения - престиж и повышение уровня подготовки студентов в реальных условиях.

Педагоги отмечают, что симбиоз с бизнесом также открывает доступ к профессиональным инновациям и прогрессивным методикам.

Преподавательница ХПИ Алена Тульская.jpg

Преподавательница ХПИ Алена Тульская

За нововведениями энергетического сектора не может уследить даже интернет. Создаются современные программные комплексы, доступ к которым имеют крупные предприятия вроде газодобывающих. В рамках партнерства компании предоставляют студентам актуальную информацию, - рассказывает преподавательница ХПИ Алена Тульская.

Обучение происходит на основе договора между работодателем, вузом и студентом. Дуальная система обучения наиболее актуальна для производственной, аграрной и ИТ-сфер.

Дуальное обучение - уникальные перспективы для будущих инженеров

Дуальную систему обучения успешно внедряют в Харьковском политехническом институте. На кафедре "Добычи нефти, газа и конденсата" обучают специалистов нефтегазовой инженерии. Практическая подготовка в этой отрасли является ключевой.

Социально ответственные предприятия всячески способствуют обучению потенциальных сотрудников. Компании ДТЭК Нефтегаз, САРС "Ликво" и УкрНИИгаз (Группа Нафтогаз) взаимодействуют с вузами уже не первый год. С третьего курса студентов приглашают на производственную практику. С первого и второго - на ознакомительную.

Студенты ХПИ на экскурсии в начале производственной практики.jpg

Студенты ХПИ на экскурсии в начале производственной практики

Старший инженер производственного отделения по добыче газа Группы Нафтогаз Вячеслав Шендрик неоднократно был руководителем студенческой практики. Компания очень ответственно подходит к организации производственной практики.

Студент приходит на предприятие с направлением от вуза. В отделе кадров ему выбирают руководителя практики и оформляют договор о неразглашении конфиденциальной информации. Куратор знакомит студента со структурой предприятия. Далее - собеседование с руководителем. Подбирают месторождение, на котором будет работать практикант. И он отправляется на производственные объекты с руководителем практики после прохождения инструктажа по охране труда, - рассказывает Вячеслав Шендрик.

Старший инженер производственного отделения по добыче газа Группы Нафтогаз Вячеслав Шендрик.jpg

Старший инженер производственного отделения по добыче газа Группы Нафтогаз Вячеслав Шендрик

Инженер убежден, что усвоение теоретических знаний невозможно без практики. Партнерство вузов и предприятий позволяет уберечь молодых специалистов от "подводных камней".

Без симбиоза методов обучения студенты получают профессиональное образование низкого качества. Зачастую приемы, описанные в университетских учебниках, не работают на деле, - отмечает он.

Студенты Харьковского политехнического института на практике.jpg

Студенты Харьковского политехнического института на практике

По словам преподавательницы ХПИ и сотрудницы компании УкрНИИгаз (Группа Нафтогаз) Виктории Романовой, большинству выпускников удалось найти работу именно благодаря дуальному обучению.

Я - куратор группы магистров. В этом году студенты проходили практику в онлайн-режиме. Работодатели не могли рассмотреть потенциал и амбиции потенциальных сотрудников. Только по этой причине в 2020-м никто не трудоустроился. А вот большинство выпускников прошлых лет работают на предприятиях, которые посещали в рамках программ производственной практики. В частности, в компании УкрНИИгаз, - говорит Виктория Романова.

В Украине есть запрос на дуальное обучение

В ноябре прошлого года Министерство образования Украины изучило осведомленность работодателей о дуальном обучении и их готовность присоединяться к подготовке студентов.

Yes

За первый год проекта из 300 стажировок зафиксировали лишь шесть случаев разрыва договоренностей между вузом и предприятием по инициативе работодателей. Причины - карантин, кризис или прогулы практикантов. Однако большинство предприятий - участников пилотного проекта видят будущее в дуальном образовании.

Для повышения эффективности сотрудничества с вузами предприниматели используют мотивационные инструменты - оплачивают студентам отработанные часы, покрывают расходы на питание или назначают стипендии. Большинство опрошенных руководителей предприятий считают дуальное обучение очень эффективным инструментом.

Yes

Это одна из причин, почему МОН оставляет дуальное обучение в приоритетах на 2021 год:

Дуальное обучение в Украине внедряется уже третий год. Оно ведет к увеличению практической подготовки студентов. В 2019/2020 учебном году по программе дуального обучения подготовили почти 12,5 тысячи выпускников в кооперации с промышленными предприятиями, - отмечает министр образования и науки Украины Сергей Шкарлет.

Внедрение дуальной формы обучения в Украине набирает обороты. Новые методики сопутствуют совершенствованию уровня образования и сферы бизнеса. Вузы получают престиж и возможность развиваться. Предприниматели - высококвалифицированных сотрудников.

Воодушевление участников процесса показывает, что в обществе есть запрос на дуальное обучение. Единственный фактор, который может помешать, - экономический. Дуальная форма обучения будет работать только в том случае, если будет развиваться экономика.

Иванна Андрущенко