[megag]Закон "Об осуществлении государственных закупок", который вступит в действие 30 июля, не предусматривает существенных изменений в процедуре проведения торгов и не способен серьезно повлиять на сложившийся механизм закупок. По сути, это формальное выполнение требований Конституции Украины. Об этом заявил "SQ" партнер юридической фирмы ILF ("Инюрполис"), кандидат юридических наук Сергей Сильченко.

"Действительно важные изменения касаются сферы государственного регулирования и контроля над осуществлением закупок. Согласно закону, функции уполномоченного органа в сфере госзакупок и органа обжалования теперь будут выполнять разные структуры. На Министерство экономики возложены задачи нормотворчества, установки правил, контроля, а задачи, связанные с рассмотрением жалоб, возлагаются на Антимонопольный комитет Украины. Такое решение является правильным, поскольку соединение нормотворчества и контроля в одном органе всегда дает основания для подозрений в непрозрачности", - отметил эксперт.

Тем не менее, по словам С.Сильченко, применение "коррупционных схем" остается возможным. Исходя из практики, наиболее вероятным здесь может быть неправомерное использование процедуры закупки у одного участника, а также злоупотребление правом обжалования действий заказчика. В первом случае выгоду может получить чиновник, который соглашается на неконкурсную закупку, а во втором – жалобщик, который будет стремиться получить "откат" за отзыв жалобы. По словам С.Сильченко, несмотря на новые ограничения, установленные законом относительно связанных лиц и недопущения сговора при проведении торгов, согласованные действия участников торгов полностью искоренить вряд ли удастся.

Как отметил юрист, закон не решил проблемы, связанные со сферой применения. Иными словами, пределы стоимостей для применения закона не изменились по сравнению с прежним положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства. Пороговая величина стоимости для товаров и услуг начинается от 100 тыс.грн., а для работ - от 300 тыс.грн. Небольшие закупки, особенно в сельской местности, будет очень сложно осуществлять в виду недостаточной конкуренции. То есть, по закону сделать закупку у одного участника можно лишь в том случае, если торги дважды не состоялись по причине отсутствия конкуренции, но это займет достаточно продолжительное время. Учитывая это, а также уровень инфляции в Украине, пороговые величины целесообразнее было бы увеличить, отметил юрист.

Как сообщил С.Сильченко, еще одним недостатком закона является сохранение нормы о том, что условия договора, заключенного по результатам закупки, не могут меняться. С одной стороны, это исключает недобросовестный сговор победителя торгов и заказчика, а с другой стороны, существуют товары, цена которых может существенно колебаться в зависимости от сезона, например, продукты питания. "На практике я сталкивался с примерами, когда цена на товар в течение года менялась 3-4 раза. В результате, приходится расторгать договор и проводить новую процедуру закупки или же работать по заниженным или завышенным ценам", - отметил С. Сильченко.

Эксперт подчеркнул важность принятия этого документа, существование которого предписано Конституцией, однако отметил, что закон содержит ряд недоработок, которые могут негативно отразиться на процедуре госзакупок.

Справка "SQ". Юридическая фирма ILF ("Инюрполис") основана в 1994 г. и предоставляет как юридические консультации, так и комплексную экспертизу в сфере бизнес-консалтинга. На протяжении многих лет ILF является одним из лидеров на рынке юридических услуг и входит в ТOP-50 юридических фирм Украины.