Потребность в региональных самолетах в России растет в связи со списанием самолетов устаревших моделей. Она достигнет сотен единиц. Об этом 19 сентября в ходе встречи представителей ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК - Россия) и госконцерна "Авиация Украины" (АУ) сообщил "SQ" директор программ транспортной авиации ОАК Юрий Грудинин. Встреча прошла на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ХГАПП).

По словам Ю.Грудинина, производители региональных самолетов в дальнем зарубежье загружены большим количеством заказов и не в состоянии поставлять технику в СНГ. Российские авиакомпании вынуждены приобретать бывшие в употреблении самолеты импортного производства и платить третьим странам деньги за их обслуживание. Чтобы исключить отток капитала, необходимо объединить усилия украинских и российских предприятий, а также освоить массовый выпуск региональных самолетов для потребностей СНГ.

По словам Ю.Грудинина, новый импульс идея развития сотрудничества получила в связи с подписанием 21 августа меморандума о взаимопонимании между ОАК и АУ (в рамках авиасалона "Макс-2007"). Меморандум предусматривает сотрудничество КБ в создании новых транспортных и пассажирских самолетов, а также - сотрудничество в рамках производства самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140 и Ан-148. Проведены консультации заинтересованных сторон (ОАК, Федеральное агентство промышленности и "Авиация Украины"), составлен первоначальный план мероприятий, которые позволят снизить стоимость комплектующих изделий для этих проектов. "На самом деле с подорожанием комплектующих все не так страшно, как кажется", - отметил Ю.Грудинин,  - "Многие их производители - частные предприятия, они скрывают свою рентабельность, увеличивают накладные расходы". По словам Ю.Грудинина, индивидуальная работа с каждым предприятием позволит привести эти показатели к норме.

Как подчеркнул директор департамента стратегического развития ХГАПП Сергей Арасланов, для покрытия потребности России в региональных самолетах за счет приобретения импортной авиатехники необходимо затратить 3,5 млрд.долл. При этом отток капитала из России в третьи страны на обслуживания авиатехники составит 18 млрд.долл. В случае организации совместного украинско-российского производства региональных самолетов эти средства останутся на 290 предприятиях России, занятых в производстве авиатехники.

С.Арасланов также сообщил, что прогнозируемая потребность России в самолетах Ан-140 на 2008 г. составляет 11 самолетов, на 2009 г. - 18, на 2010-й - 17. Планируется, что ХГАПП сможет поставить в 2008 г. - 7 самолетов, в 2009 г. - 10, в 2010 г. - 12.

Как сообщил журналистам гендиректор ХГАПП Сергей Задорожный, в 2003 -2006 г. произошел "невиданный" скачек цен на комплектующие российского производства (в ряде случаев - на 70%). Стоимость комплектующих составляет 60-70% в себестоимости самолета. Рост стоимости комплектующих, произведенных в дальнем зарубежье, прогнозируем и составляет 5-7% в год. Справка "SQ". Объем производства ХГАПП в 2006 г. составил 67,9% объема производства в 2005 г. ХГАПП производит самолеты АН-74, АН-140 и АН-148 (в кооперации с Россией). Объем производства за последние три года вырос вдвое. За это время предприятие ввело в эксплуатацию 13 самолетов.

На ХГАПП на разных стадиях производства находятся 55 самолетов, большинство из них – АН-74.  За 2002-2006 гг. завод получил от заказчиков по контрактам 1,2 млрд.грн. и 700 млн.грн. кредитов. На заводе работает около 6 тыс.чел. "Авиация Украины" и ОАК 20 сентября планируют провести презентации совместных проектов в Киеве.