Лидер рынка фармдистрибуции Украины – днепропетровская компания "БаДМ" – выставлен на продажу. Об этом "Forbes" сообщил источник, знакомый с ходом переговоров. Информацию подтвердили еще два источника, в том числе – один из конкурентов "БаДМ". Основатели компании – днепропетровские бизнесмены Александр Дитятковский, Александр Суходольский и Владимир Басс. В приемной Суходольского сообщили, что он в отпуске, и никто в компании, кроме него, не возьмется комментировать вопрос продажи бизнеса. Басс сказал "Forbes", что ничего не знает о намечающейся сделке. «Я не имею отношения к этой компании», – заявил он. В 2008 году совладельцем ООО "БаДМ" стал один из фондов "Citigroup" – CVCI ("Citigroup Venture Capital International"), выкупив около 25% компании. По 37,5% принадлежит Суходольскому и Дитятковскому.

Как отмечает издание, поглощение днепропетровской компании конкурентам вряд ли по силам. "Отечественным дистрибьюторам покупка "БаДМ" была бы интересна, имей они свободные деньги на такое приобретение. Но, как правило, они работают на заемные средства, пополняя оборотный капитал кредитами", – отмечает Иван Глушков, директор департамента внешних связей международного фармацевтического холдинга "STADA CIS".  Наталья Иванова, руководитель "Оптима-Фарм", второго по величине дистрибьютора лекарств в стране, отказалась комментировать интерес к покупке конкурента. Из перечня претендентов на поглощение "БаДМ" с высокой вероятностью можно исключить производителей лекарств – интерес к активу со стороны фармацевтических компаний маловероятен, говорит Глушков.

Во всем мире производство и дистрибуция лекарств – это обособленные виды бизнеса, к тому же неравнозначные по рентабельности: норма чистой прибыли публичных российских и европейских фармдистрибьюторов не превышает 5%. «У производителей генериков норма прибыли – 10-15%, у инновационных компаний – доходит до 50%. Консолидировать себе в отчетность бизнес с большими оборотами, но низкой нормой прибыли фармкомпаниям нецелесообразно», – уверен он. "БаДМ" в первую очередь может заинтересовать профильных европейских дистрибьюторов – таких как "Alliance Healthcare", "Phoenix Healthcare Distribution", "Polska Grupa Farmaceutyczna S.A." (польская компания неоднократно официально заявляла о намерении выйти на украинский рынок), а также портфельных инвесторов.

Ежегодные темпы роста украинского фармрынка: 4,5% в натуральном выражении и 17% – в денежном. "Замедление темпов роста рынка может быть одной из причин продажи – сейчас "БаДМ" находится на пике, но в дальнейшем позиции компании могут ухудшаться вместе с рынком. С этой точки зрения продажа актива – хорошее решение. Но с точки зрения общей ситуации на рынке – условия не идеальные", – считает Глушков.

По консервативной оценке "Forbes", стоимость 100% компании –66,32 млн.долл. (с учетом долга в 20,6 млн.долл.).