Закон "О всеукраинском референдуме" содержит нормы, потенциально способные изменить порядок принятия важнейших для страны решений. В частности, закон наделяет народ правом изменения как Конституции, так и всей остальной законодательной базы страны. Об этом 5 декабря рассказала "SQ" кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Харьковского национального университета им.Каразина Юлия Биденко.

"С одной стороны, закон должен восприниматься позитивно, так как он расширяет степень влияния граждан на политический процесс. С другой стороны – закон несет в себе колоссальные риски и противоречия", - заявила Биденко.  В частности, согласно Конституции, Верховная Рада является единственным законодательным органом государства. Однако принятый закон позволяет президенту или большинству народа принимать законы в обход парламента, отменять принятые законы, вносить изменения в действующие (кроме вопросов налогообложения, бюджета и амнистии). При этом закон не содержит никаких указаний относительно решения противоречий и коллизий между действующими законами и теми, что будут приняты на референдуме. "Фактически, существует риск разрушения Конституции или законодательства страны как слаженной, согласованной системы норм", - заявила Биденко.

Согласно принятому закону, субъектами назначения референдума выступают Верховная Рада и президент, однако правом такой инициативы наделен также и народ Украины. Политолог отметила, что реализовать данное право народу будет значительно сложнее, чем субъектам власти. Для этого нужно общее собрание как минимум в 2 тыс. граждан, которое изберет инициативную группу в 500 человек и соберет 3 млн. подписей в 2/3 областей Украины (не менее 100 тыс. в каждой области). Согласно закону, Центральная избирательная комиссия может привлекать другие органы государственной власти для того, чтобы установить соответствие "народного" предложения Конституции и законодательным нормам. Если предложение не будет признано таковым, ЦИК может отказать инициативной группе в проведении референдума.

"Вероятность реального проведения в Украине референдумов по народной инициативе крайне мала. Учитывая возможности агитации, распоряжения бюджетными средствами, зависимость от власти членов избирательных комиссий, гораздо больше возможностей для назначения референдума у субъектов власти – президента и Верховной Рады", - отметила Биденко.

По ее словам, закон выгоден президенту – документ позволит ему, используя народную волю, изменить Конституцию, отменить неудобные законы или принять новые. "Уходящая Верховная Рада сделала президенту  подарок, предоставив ему способы принятия и легитимации стратегических решений – на случай, если следующий состав Верховной Рады будет неуправляемым", - отметила Биденко.

Справка "SQ". Верховная Рада приняла закон "О всеукраинском референдуме" 6 ноября. Президент Украины подписал этот закон 27 ноября. Документ предусматривает четыре вида всеукраинских референдумов: законодательный (принятие или изменения закона), конституционный (внесение изменений в Конституцию страны или отмена таких изменений), ратификационный (изменение территории Украины), общий (по любому вопросу, кроме налогов, бюджета и амнистии). Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме являются обязательными для выполнения. На всеукраинский референдум по народной инициативе не может быть вынесен (инициирован) вопрос об изменении территории Украины.