12 апреля в селе Нескучное Харьковского района открывается музей Зинаиды Серебряковой.
Именно в этом селе в сорока верстах от Харькова в 1884 году родилась художница, которая стала одной из первых женщин, вошедших в историю мировой живописи.
В Харькове на улице Конторской художница провела самые тяжелые времена – период Гражданской войны.
В Нескучном и Харькове Серебрякова написала работы, которые считаются лучшими в ее творческой копилке: "Автопортрет", "Жатва", "Беление полотна", "На террасе в Харькове", "Карточный домик".
Половину жизни художница прожила в Париже. На родине она стала широко известна лишь в 60-х годах. Работы Серебряковой сразу завоевали популярность среди любителей живописи. Выставки прошли в нескольких городах СССР, альбомы издавались миллионными тиражами. Полотна, уходившие практически за бесценок при жизни мастера, сегодня стоят сотни тысяч и миллионы долларов. Так, написанная в 1923 году картина "Спящая девочка" в 2015-м была продана на русских торгах Sotheby’s в Лондоне за рекордную для произведений Зинаиды Серебряковой цену 3,845 миллионов фунтов стерлингов (или 5,9 миллиона долларов). После десятиминутного упорного торга картина досталась анониму, покупавшему по телефону. Полотно входило в серию картин Серебряковой, проданных в 1923 году на выставке в Нью-Йорке за 500 долларов.
"Бульвар в Париже"
1900 год
Первые пробы кисти. В 1901 году Зинаида Лансере (девичья фамилия) поступает в Художественную школу Марии Тенишевой, которую оставляет после ухода из школы Ильи Репина. Год спустя едет на Капри, где создает каприйские пейзажные этюды. Еще через год - в Рим, где изучает искусство эпохи Возрождения.
Портрет Б. А. Серебрякова
1908 год
В 1905 году выходит замуж за двоюродного брата Бориса Серебрякова. Их длительное время отказывались венчать, но 300 рублей сделали свое дело. Погибший в годы Гражданской войны Серебряков остался единственным мужем художницы.
"За туалетом. Автопортрет"
1909 год
Одна из самых знаменитых картины художницы. Лето и осень Серебрякова проводила в имении Нескучном, писала этюды крестьянок. На зиму уезжала в Петербург. Но в 1909 году решила подольше задержаться в селе. "Зима наступила ранняя и снежная, – вспоминала художница, – весь наш сад, и поля, и дороги занесло снегом, модели из крестьянок нельзя уже было получить..." Тогда и родился на свет знаменитый автопортрет. На первой же выставке картина была приобретена Третьяковской галереей.
Автопортрет в костюме Пьеро
1911 год
В Нескучном создается серия работ - портрет Е. К. Лансере, "Купальщица", "Пьеро", "Девушка в шарфе", "Перед грозой". В декабре Серебрякова приняла участие в выставке "Мира искусства" в Москве и была избрана членом объединения.
"Жатва"
1915 год
Лето 1914 года Зинаида Серебрякова провела в Италии, но в связи с началом Первой мировой войны была вынуждена вернуться в семейное имение Нескучное. Период с 1914 по 1917 год считается одним из лучших в творчестве Серебряковой. Она создает ряд полотен на сельскую тематику: "Жатва", "Крестьяне", "Спящая крестьянка".
"Беление холста"
1917 год
Одна из лучших работ художницы, ставшая ее последним большим полотном (142 на 174 см)
"Карточный домик"
1919 год
В начале 1918-го Серебрякова с матерью и детьми переезжает в Харьков, где остается почти до конца Гражданской войны. В 1919-м от тифа погибает ее муж Борис Серебряков. Художница пишет "Карточный домик" как символ зыбкости мира.
"Две балерины"
1922-1924 годы
В конце 1920 года Зинаида Серебрякова возвращается в Петроград. Питерскую квартиру уплотнили, но соседями оказались артисты. Художница работает в Хореографическом училище и Мариинском театре над зарисовками.
"На кухне. Портрет Кати"
1923 год
На картине – младшая дочь Екатерина, ставшая впоследствии известной французской художницей. После смерти матери в 1967 году она основала Фонд Зинаиды Серебряковой и заняла пост почетного президента. Екатерина Борисовна прожила чрезвычайно долгую жизнь. Скончалась в 2014 году в возрасте 101 года.
Портрет А. А. Черкесовой-Бенуа с сыном Татаном
1924 год
В 1924 году работы Серебряковой были представлены на выставке русского изобразительного искусства в США. Все ее картины были проданы. На вырученные деньги она едет в Париж на заработки. Пишет ряд портретных работ. Но отсутствие коммерческих талантов перечеркивает надежду на достаток. Полотна уходят за гроши, а то и раздаются даром за обещания составить протекцию.
"Женщина, открывающая чадру"
1928 год
Марокканский период считается лучшим в творчестве Серебряковой. Два путешествия в Марокко – в 1928-1929 и в 1932 годах - состоялись благодаря спонсорству барона Жана-Анри Броуэра из Брюгге – владельца плантаций в Марокко. Барон был впечатлен работами художницы. В декабре 1928 года он устроил ей полуторамесячную поездку в Марокко с условием выбора из ее "этюдов" всего, что ему понравится. В декабре 1928 года художница писала из Марракеша своему брату Евгению Лансере, обосновавшемуся в Тифлисе: "Он хотел, чтобы я сделала "ню" с туземок прекрасных, но об этой фантазии и говорить не приходится – никто даже в покрывалах, когда видна только щелка глаз, не хочет позировать".
"Марракеш. Стены и башни города"
1929 год
Зинаида Серебрякова о первом путешествии в Марокко (из письма брату): "Меня поразило все здесь до крайности, и костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь: негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Жизнь в Марракеше тоже фантастическая – все делается кустарным образом, как, должно быть, было и 1000 лет тому назад. Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать".
Портрет Б. Е. Поповой
1941 год
Военные годы Серебрякова проводит в Париже. Продолжает работать в жанре портрет.
Элен де Руа, княгиня Жан де Мерод
1954 год
Проводит девятидневную выставку работ вместе с детьми Александром и Екатериной Серебряковыми в мастерской на улице Кампань-Премьер. Создает портрет княгини де Мерод.
Портрет Мюриель Бельмондо
1962
Серебрякова выставляет работы на вечере в пользу русских инвалидов Первой мировой войны. Пишет портреты балерин Мюриель Бельмондо и Иветт Шовире. В 1965 году работы художницы экспонировались в выставочном зале Союза художников в Москве и в Киевском государственном музее русского искусства.