Очевидно, что работа местных советов Харькова и области играет немаловажную роль в жизни региона, поскольку именно от ее своевременности и качественности в значительной степени зависит уровень жизни простых граждан региона. После проведения внеочередных парламентских выборов 30 сентября и подведения их итогов в СМИ все чаще поднимается вопрос о перевыборах в местные советы.
По словам различных политических деятелей и экспертов-политологов, дата проведения этих выборов, то есть быть ли в 2008 г. внеочередным выборам в местные советы или же они состоятся по закону в 2011 г., вопрос чисто технологический.

Еще одна дилемма, которая возникнет при организации и проведении местных выборов, связана с использованием той или иной избирательной системы. Опыт внедрения на уровне региона пропорциональной системы красноречиво продемонстрировал, что ее использование не гарантирует учета всех интересов как избирателей, так и самих партий. Безусловно, центральные органы партий через ставленников на местах обеспечили себе достаточно серьезный контроль за кадровым составом местных органов власти и принятием им решений. Ставленники же эти, в свою очередь, собственную признательность и благодарность выражали внесением определенных взносов в казну партии – деньгами или влиянием.

Однако более актуальны, пожалуй, вопросы не об использовании избирательной системы или сроках проведения выборов, поскольку рано или поздно, так или иначе, но выборы состоятся. Гораздо интереснее, изменится ли в их результате личностный состав местных советов? Кто будет принимать решения и курировать формирование депутатских корпусов на уровне Харькова и области? И как эти изменения повлияют на политическую и социально-экономическую ситуацию в регионе?


Говоря об основных тенденциях при формировании списков кандидатов в депутаты местных советов, начать хотелось бы, безусловно, с Партии регионов (ПР). Несмотря на то что регионалы, скорее всего, значительно снизят свое представительство в местных советах, их фракции все равно будут довольно серьезно влиять на принятие решений на местах. По предварительным оценкам, где-то на треть изменится не только количественный, но и качественный состав фракций.

В первую очередь, это произойдет из-за снижения влияния семейных связей на попадание в списки кандидатов. Молодые избранники из известных в Харькове и Украине семей за полтора года депутатской деятельности успели убедиться, что статус депутата не только социально престижен, но и требует известного напряжения сил, затрат времени, а иногда и денег. В то же время отдача от депутатской деятельности, по оценкам некоторых из представителей местных советов, оказалась отнюдь не так высока, как было обещано старшими товарищами. По некоторой информации, серьезные сомнения в необходимости дальнейшей работы депутатами высказывают члены семей высокопоставленных чиновников и депутатов. Скорее всего, покинут ряды кандидатов в депутаты люди, которые стали депутатами советов различного уровня исключительно благодаря тому, что сами регионалы недооценили свои возможности, набрав на выборах почти на 20% голосов более запланированного.

Безусловно, за полтора года своей работы некоторые из внезапно ставших депутатами смогли зарекомендовать себя крайне полезными партии и могут сохранить свои места, а некоторые - даже значительно улучшить положение. Но это будет скорее исключение, только подтверждающее общее правило. Судя по ряду тенденций и информации, которая все же просачивается из закрытых партийных кабинетов, планируется серьезно усилить контроль за формированием списков на местном уровне со стороны центрального руководства партии. Недовольство партийных бонз отчасти можно понять: ситуации, аналогичные случаю с "остановкой самолета по требованию", стали слишком известны по всей Украине. А ведь фигурантами этих скандалов были именно депутаты местных советов, которые нисколько не скрывали, по чьей протекции они стали государственными мужами.

И падение рейтинга регионалов в Харькове, по мнению центрального руководства партии, стало "заслугой" не только руководства города. Конфликты по линиям "Самусев - Салыгин" и "Кернес - Картавых" отлично иллюстрируют, как разворачиваются события, если список кандидатов в депутаты от одной политической силы становится похож на лоскутное одеяло, где за отдельные куски отвечают люди с различными интересами и взглядами на жизнь. К сожалению, наша политическая жизнь еще не настолько развита, чтобы можно было отличить внутрипартийную дискуссию от разборок между однопартийцами.

Возвращаясь к уже поднятой на этом сайте теме о харьковском лобби в лице нардепов, хотелось бы высказать предположение, что несильным это лобби будет и в плане расстановки "своих" ставленников в местных советах, в первую очередь - из-за физической нехватки людей, достаточно адекватных для лоббирования интересов своих шефов. В настоящее время вообще трудно предположить, кто именно возглавит борьбу регионалов за места в советах Харьковского региона. Все упорнее ходят слухи о том, что именно формальное руководство областной и городской организации ПР будет сделано виноватым в фактическом провале выборов 2007 г. А следовательно, ведущую в области партию ждут большие перемены, в первую очередь, кадровые. Активизация в последнее время ряда "старых" партийцев, совершенно однозначно не попадающих в парламент VI созыва, но сохранивших интерес к политической жизни, может стать катализатором этих перемен. Сложно сказать, в каком формате выйдет региональная организация ПР из этих внутрипартийных смут и передряг, но уже сейчас ясно, что в будущих советах мы увидим совершенно иное лицо регионалов.

Думаю, результаты выборов 2007 г. продемонстрировали, что Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) по результатам и местных выборов намерен серьезно увеличить свое представительство в советах всех уровней. В первую очередь, внимание руководства Блока будет приковано к городскому и областному советам, а также райсоветам города и ближайших к Харькову районов. Но если количественный состав фракций вырастет в среднем на 10%, то качественный изменится не столь радикально. Особо хотелось бы отметить относительную самостоятельность Харьковского региона при формировании местных списков, несмотря на достаточно жесткую централизацию управления в Блоке.

По-прежнему наибольшая квота сохранится за концерном "АВЭК и Ко" и лично Александром Фельдманом как формальным и неформальным руководителем Блока в области. Обращает на себя внимание тот факт, что Харьковская область крайне редко упоминается в критических выступлениях лидера БЮТ Юлии Тимошенко как на открытых, так и на закрытых мероприятиях. И это при том, что и по вопросу тарифов, и по вопросу организации земельных аукционов (основные камни преткновения для ряда облорганизаций БЮТ) не все в области и городе так идеально, как хотелось бы бютовцам.

Одновременно с А.Фельдманом свою квоту на представительство, безусловно, получат и вновь избранные нардепы, особенно те из них, которые были закреплены кураторами за городскими и близкими к городу округами. Хочется отметить, что практика работы нардепов непосредственно с избирателями на местах, использованная в ходе предвыборной кампании-2007, стала сильным ходом и дала Блоку серьезный прирост в процентном отношении. Хотя с другой стороны, местами это выглядело как попытка забивать гвозди микроскопом. Не стоит также забывать, что за отдельными нардепами стоят достаточно сильные оргструктуры, руководители которых на местах также намерены претендовать на должности в советах (яркий тому пример - Владимир Филенко и областная организация партии "Реформы и порядок" под руководством Ивана Варченко).

Одним из условий успешной местной кампании для БЮТ станет решение проблем несогласованности между областной организацией блока и "АВЭКом" как структурой лично г-на Фельдмана, а также формализация отношений со СМИ, учредителями или руководителями которых являются члены БЮТ.

Сложно предугадать, как будет представлена в местных советах партия "Наша Украина". Особенно любопытно было бы спрогнозировать, как сложатся на местном уровне взаимоотношения между "Нашей Украиной" и "Народной самообороной". Серьезные конфликты, возникавшие между Ярославом Ющенко и представителями Юрия Луценко при подготовке к парламентским выборам, свидетельствуют о том, что особой дружбы между ними не будет и в ходе местных выборов. Сейчас даже проблематично предсказать, пойдут ли эти партии на местные выборы единым блоком, а от этого будет серьезно зависеть качественный состав списков кандидатов. В случае раздельного участия в выборах шансы "Народной самообороны" на преодоление 3-процентного барьера невелики, при совместном участии стоит посчитать, сколько этот блок потеряет за счет организационной нерасторопности "Нашей Украины" и спорного восприятия "Народной самообороны" электоратом, а сколько наберет - за счет информационного и административного ресурса "Нашей Украины" и активной работы "Народной самообороны".

Крайне интересно будет также посмотреть, кого именно захотят выдвинуть в кандидаты в депутаты эти две столь разношерстные политические силы и удастся ли молодому поколению харьковской "Народной самообороны" вклиниться в плотные ряды выдвиженцев от "Нашей Украины", представляющих, в основном, крупный бизнес и государственные структуры.

Скорее всего, наибольшей интригой в ходе местных выборов будет распределение мест между т.н. малыми партиями, в т.ч. КПУ, СПУ, Блоком Литвина, "Вече" и прочими. Результаты этих политических сил, полученные на парламентских выборах 2007 г., отнюдь не станут определяющими на местах. И если КПУ, безусловно, сохранит свой результат образца 2006 г., то Соцпартия имеет все шансы его улучшить до проходного. Негативные факторы 2006 г., помешавшие СПУ сформировать фракции в горсовете и облсовете, как-то Гошовский и компания, сошли с политической арены, в то время как Виктор Субботин за истекший период сумел серьезно нарастить как свою узнаваемость и опыт борьбы с крупными и серьезными противниками, так и информационно-организационную структуру.

Серьезные шансы получить представительство в местных советах имеет и Блок Литвина, отработавший в ходе парламентских выборов ряд (как выяснилось) крайне эффективных методов борьбы за голоса избирателей. Не следует сбрасывать со счетов и общее позитивное мнение харьковчан о представителях Блока в регионе, в первую очередь, о Станиславе Косинове.

Любопытна будет дальнейшая судьба фракций "Вече" и блока "За Шумилкина". Возможно, большинство членов этих фракций уже давно определились со своей политической судьбой и предприняли ряд шагов для лоббирования своего будущего. Ярким тому примером является депутат облсовета от фракции "Вече" Евгений Мураев, который в ходе предвыборной кампании 2007 г. представлял в регионе интересы блока "КУЧМА".  

Таковыми, по мнению автора, могут быть результаты выборов в местные советы. Их итоги, возможно, будут во многом неожиданными и отличающимися от результатов парламентских выборов. Однако как бы ни сложилась ситуация и кто бы ни пришел к власти, поступки наших дорогих народных избранников всегда будут под пристальным вниманием и вдоволь дадут нам пищи для размышлений…