После одобрения Минтрансом перевода метрополитена в коммунальную собственность казалось, что председателю наблюдательного совета концерна "АВЭК и Ко" Геннадию Броншпаку места начальника метрополитена не видать. Но он все же стал исполняющим обязанности начальника метрополитена.
Эскалация конфликта вокруг метрополитена началась 11 февраля, когда семь машинистов ГП "Харьковский метрополитен" объявили голодовку, разбив напротив здания Дома советов 2 палатки. Они требовали "увольнения с должности начальника ГП Сергея Мусеева, а также восстановления на работе незаконно уволенных машинистов" (21 человек). Шесть машинистов были уволены за то, что вступили в ряды "Вільної профспілки залізничників України харківського метрополітену", остальные 15 человек - за отказ принимать участие в так называемом "эксперименте с безопасностью": По словам протестующих, Мусеев издал внутренние распоряжения, ставящие под угрозу безопасность движения в метро.
Причина голодовки выглядела правдоподобно, если бы не другая версия, которую озвучил заместитель главного ревизора по безопасности движения харьковского метрополитена. По его словам, 29 августа 2007 г. была проведена внезапная проверка машинистов, в результате которой 12 машинистов получили замечания и были приглашены на внеочередную сдачу экзамена. Шестеро из них отказались сдавать экзамен, назвав его оценивание предвзятым по отношению к членам профсоюза метрополитена.
Версия эта не родилась "по следам" голодовки. Еще 29 ноября Объединенный профсоюз ГП "Харьковский метрополитен" направил председателю Харьковской облгосадминистрации (ХОГА) Арсену Авакову письмо, в котором осудил действия свободного профсоюза метрополитена. В письме было указано, что цель этого профсоюза - "поддерживать невыполнение требований нормативных документов по безопасности движения", его члены отказываются сдавать экзамены и проходить обучение в рамках повышения квалификации, а шесть человек были уволены за прогулы. Кроме того, тогда же была обнародована информация о том, что глава профсоюза Владимир Демиденко в 2004 г. был осужден на 1 год исправительных работ по ч.1 ст.376 УК (служебная халатность).
Можно, конечно, предположить, что на сотрудников свободного профсоюза действительно оказывалось давление, а Владимир Демиденко в 2004 г. просто пал жертвой работодателей, если бы не дата начала голодовки. Осенью прошлого года никто голодовок не объявлял, хотя о необходимости смены руководства метрополитена уже тогда заявлял и Аваков, и заместитель председателя ХОГА Сергей Стороженко.
Есть еще одна деталь. Председатель Харьковской территориальной профсоюзной организации Свободного профсоюза железнодорожников Украины ЮЖД Владимир Демиденко заявил, что машинисты только тогда прекратят бессрочную голодовку на пл.Свободы, когда будет уволен начальник метрополитена Сергей Мусеев. Т.е. протестующие требовали именно отставки Мусеева, а оспаривание своего увольнения и разговоры о нарушениях норм безопасности были лишь фоном для возгласов "Ату Мусеева!"
14 февраля Сергей Мусеев был отстранен от исполнения обязанностей начальника ГП "Харьковский метрополитен" на время работы на предприятии комиссии Министерства транспорта и связи Украины. И.о. начальника метрополитена назначен председатель наблюдательного совета АО "Концерн "АВЭК и Ко", депутат Харьковского облсовета (фракция БЮТ) Геннадий Броншпак.
Почетный президент АО "Концерн "АВЭК" и Ко", народный депутат - харьковчанин Александр Фельдман отказался комментировать свою причастность к отставке Мусеева и заявил по поводу обвинения С.Мусеева, что "тут нечего комментировать, это бред сумасшедшего". Неизвестно, в чем Александр Фельдман усмотрел бред, ведь нужно быть очень наивным, чтобы решить, что Фельдман к отставке Мусеева не причастен, учитывая место работы Броншпака.
Назначение Броншпака сопровождалось несколькими интересными деталями. Во-первых, по указанию Геннадия Броншпака сотрудники линейного отделения милиции ГП "Харьковский метрополитен" 14 февраля вечером обязали присутствующих на рабочих местах сотрудников управления метрополитена покинуть здание и не пускать никого в помещение. Утром 15 февраля доступ по пропускам в здание управления был возобновлен. Об этом заявил начальник контрольно-ревизионного отдела метрополитена Дмитрий Мандриков. Правда, позже сам Броншпак сообщил, что подобных распоряжений не отдавал.
Во-вторых, по словам Мусеева, комиссия, на время работы которой он отстранен от должности, работала на метрополитене к моменту появления приказа уже три недели, и никакой информации о том, что Мусеев каким-то образом мешал работе комиссии, не было.
В-третьих, в тот же день, 14 февраля, в отделе кадров Министерства транспорта и связи Украины заявили, что приказ об отстранении Сергея Мусеева от должности начальника ГП "Харьковский метрополитен" не зарегистрирован.
Ситуация с приказом выглядит особенно странной. На первый взгляд, регистрация приказа - вопрос формальный, но так может показаться только человеку, далекому от чиновничьих игр. Дело в том, что существует негласное правило: до тех пор пока кадровый приказ не пришел официально, по почте, и, соответственно, не прошел регистрацию не только там, где он был подписан, а и там, куда его направили, этого приказа как бы не существует и никаких кадровых перестановок не происходит. В этом правиле есть здравый смысл - крупные кадровые перестановки должны формально быть оформлены безупречно.
В случае с назначением и.о. начальника метрополитена Геннадия Броншпака спешка была очевидна. Авторы этого назначения не могли не понимать, что спорность подобного назначения с политической и экономической точек зрения должна быть хоть немного компенсирована формальной безупречностью этого шага. Однако этого не случилось. Почему?
Возможно, ответ следует искать в одном крупном для региона событии, которое должно было произойти, но не произошло. 15 февраля Харьков планировала посетить премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Возможно, те, кто стоял за назначением, рассчитывали на то, что Тимошенко своими заявлениями, сделанными в Харькове на следующий день, придаст вес отстранению Мусеева и объяснит общественности назначение Броншпака. Но Тимошенко не приехала, чем, очевидно, невольно подставила однопартийцев, ратующих за отстранение Мусеева.
Дело в том, что выскажись Тимошенко по ситуации вокруг метрополитена, ответный шаг городских властей мог бы и не сработать. А шаг этот заключался в следующем. Харьковский городской голова Михаил Добкин, презрев политические разногласия, помчался в Киев искать поддержки у президента. Виктор Ющенко Добкина принял и, по словам последнего, пообещал разобраться в ситуации с харьковским метрополитеном и "не допустить к руководству предприятием человека, способного вызвать конфликт между руководством подземки и трудовым коллективом".
Возможно, Добкин интерпретировал слова президента по-своему, но как бы то ни было, игра на опережение для городских властей в данном случае очень важна. Если бы о ситуации первой публично высказалась Тимошенко, то Добкин мог бы получить в администрации президента "от ворот поворот", так как позиция президента в этом случае явно бы шла вразрез с позицией премьера, и в администрации президента могли счесть это нежелательным, т.к. расхождений во взглядах между Ющенко и Тимошенко и без того достаточно. А так - позиции премьера по вопросу нет вообще, президент высказался, а Тимошенко, начни она защищать Броншпака, будет поставлена в очень неловкое положение. Сейчас Юлия Владимировна очень искусно уходит от открытой конфронтации с президентом, и не исключено, что теперь ситуация с харьковским метрополитеном будет ею просто проигнорирована, исходя из собственных политических соображений.
Визит Михаила Добкина в Киев, очевидно, будет иметь для харьковской оппозиции и другие неприятные последствия. Во-первых, важен сам факт установления контакта между мэром и президентом, а во-вторых, можно легко предположить, как именно выстроил свою беседу с Ющенко харьковский мэр. Вряд ли Добкин рассказывал о тяготах метрополитена, Броншпаке, рынке "Барабашово" и Фельдмане. Т.е. все это, конечно звучало, но, возможно, в основном он говорил об Авакове. Вполне вероятно, мэр в ярких красках обрисовал деятельность Авакова по лоббированию интересов уже идеологически почти чуждого президенту БЮТовца Фельдмана, давние симпатии Авакова к БЮТ и прочие шаги губернатора, которые на фоне усиливающегося противостояния между президентом и премьер-министром скоро можно будет расценить как предательство. Вряд ли это в ближайшее время отразится на карьере харьковского губернатора, но то, что президент еще раз услышал об идеологической нестойкости своего подчиненного, Авакову в глазах президента очков наверняка не добавит.
Но вернемся к метрополитену. На конец недели ситуация такова: Геннадий Броншпак представлен трудовому коллективу как новый руководитель, в харьковском горсовете готовится обращение депутатов в защиту прав и интересов трудового коллектива ГП "Харьковский метрополитен", а Мусеев ушел на больничный, что с его стороны совершенно правильно - уволить находящегося на больничном сотрудника нельзя по КЗОТу. Руководителей у метрополитена сейчас два: один болеет, другой исполняет обязанности. И такой эта ситуация будет до тех пор, пока Мусеев не выздоровеет. Какую простуду можно подхватить в туннелях метрополитена - неизвестно, а потому неизвестно, сколько времени этот конфликт продлится.
Итак, ситуация практически патовая, т.к. очевидно, что никто из конфликтантов отступать не намерен. А что до самого метрополитена, то расхожий штамп "заложник политической ситуации" применительно к ГП "Харьковский метрополитен" подходит сейчас как нельзя кстати.