Мнение это спорное, но не неожиданное - многие аналитики всерьез рассматривают добровольный уход Тимошенко в связи с предстоящими президентскими выборами и углубляющимся противостоянием между нею и президентом Виктором Ющенко. Судить о том, долго ли Кабмин будет возглавлять Юлия Владимировна, очень сложно: вся ее политическая карьера соткана из крутых виражей и неожиданностей, поэтому автор просто попытался собрать все аргументы "за" и "против", высказанные участниками "Аргумент-Форума".
Громко хлопнув дверью, лидер БЮТ эффектно дискредитирует В.Ющенко, спикера Верховной Рады Арсения Яценюка, министра внутренних дел Юрия Луценко, весь блок "Наша Украина – Народная самооборона" (НУНС), задев при этом "хлопнувшей дверью" ослабленную Партию регионов вкупе с ее лидером Виктором Януковичем. Дискредитация эта будет строиться на извечном для Тимошенко "я хотела, а мне не дали". Итогом такого шага станет позитивный имидж премьера, который, например, серьезно и довольно масштабно реализовал идею возврата вкладов, но которому не дали нормально работать.
Президент и его Секретариат сами толкают Тимошенко к этому шагу. Ющенко и его администрация пытаются превратить нынешнего президента в сильного правителя. Эта игра во многом осуществляется благодаря не столько В.Ющенко, сколько личностным качествам главы Секретариата Виктора Балоги.
Важной особенностью такой политики является постоянное вмешательство в деятельность правительства Ю.Тимошенко, диктат со стороны Секретариата по поводу того, как следует поступать премьеру:
- президент жестко раскритиковал утвержденный Кабмином список предприятий, подлежащих приватизации в 2008 г.;
- Секретариат жестко указал Ю.Тимошенко, что она не должна заниматься импровизациями во время ее визита в Брюссель (Бельгия) для встречи с руководством Евросоюза (было указано, что определение внешней политики - прерогатива президента);
- президент не пустил Ю.Тимошенко ни в одну из зарубежных стран (ни в страны Евросоюза, ни в Грузию, ни в Россию), чтобы премьер не побывала там ранее него самого;
- президент заявил о невозможности пересмотра тарифов на транспортировку российских нефти и газа через Украину, хотя данный вопрос был одним первых широко раскручиваемых в СМИ направлений деятельности правительства;
- президент отверг идею перехода к профессиональной армии в 2008 г.;
- президент назначил председателем СНБО члена партии регионов Раису Богатыреву.
Примечательно, что пока что не прозвучало ни одного комментария со стороны Ю.Тимошенко по поводу такого диктата и жесткого вмешательства в деятельность Кабмина президента и его Секретариата. Такие действия не могут не раздражать Ю.Тимошенко, но если она не реагирует, значит, для нее все складывается нормально: обвинения в адрес Виктора Ющенко, которые будут озвучены Тимошенко во время президентской предвыборной кампании, Юлией Владимировной старательно накапливаются.
Учитывая блокирования президентом приватизационных инициатив Тимошенко, денег для продолжения возврата вкладов весной уже может не быть. Кроме того, Украину ожидает традиционный февральский скачок цен, который в этом году будет особенно болезненным вследствие сложной ситуации в аграрном секторе, а также роста стоимости энергоресурсов. Поэтому у Тимошенко появляется повод уйти в отставку именно весной, сославшись на то, что ей не дали работать президент, В.Балога и часть представителей НУНС, которых, кстати, можно будет легко обвинить в сговоре с регионалами.
Весной еще можно будет провести повышение зарплат, пенсий, стипендий, а последствия этого популизма вкупе с нерешенными проблемами вкладов, цен на энергоресурсы, инфляции, будут уже головной болью того, кто сядет в кресло премьера после Тимошенко.
Еще один важный аспект связан с деятельностью парламента, который фактически не работал в январе и, вполне возможно, не будет работать и в феврале, вследствие чего возможности принимать необходимые законы нет. У Тимошенко, таким образом, появится простой и конкретный повод для обвинений в адрес Партии Регионов.
Потеряв пост премьера, Тимошенко сохранит часть "своих" людей на постах министров, в министерствах и стратегически важных государственных компаниях, что в совокупности с БЮТовцами на местах оставит ей достаточные для проведения успешной избирательной кампании административные рычаги.
Для громкого демонстративного ухода с поста премьер-министра Юлии Тимошенко нужен будет столь же громкий повод, который президент с Балогой, понимая, чем чревата для них открытая конфронтация с Тимошенко, постараются не предоставлять. В конце концов, до сих пор президент лишь высказывал свою позицию, и столкновения лоб в лоб с Тимошенко команда Президента постарается не допустить, по крайней мере, в ближайшие полгода.
Действия президента, направленные на блокирование инициатив Юлии Тимошенко, в конечном итоге бьют по Ющенко, а не по Тимошенко, и каждый день пребывания Тимошенко в должности будет если и не прибавлять очков Тимошенко, то уж точно отбирать их у президента. Учитывая, что Тимошенко и Ющенко на президентских выборах будут "вспахивать" одно электоральное поле, то для Тимошенко задачей №1 является "утопить" Ющенко, а не регионалов, и без того после проигрыша находящихся в полуобморочном состоянии.
Обвинять Виктора Ющенко в экономических проблемах можно, находясь в кресле премьера. Конечно, это сложно, поскольку нужно вести тонкую игру, жонглируя популистскими и конструктивными указами, обвинениями, намеками и недомолвками, но в принципе возможно, тем более что Тимошенко уже два месяца доказывает свое умение играть безошибочно в отличие от администрации президента, которая своими действиями все дальше загоняет себя в глухой угол.
Оставаясь в кресле премьера до выборов, Тимошенко сохраняет мощные административные рычаги, причем не только по кабминовской линии. Губернаторы - пожалуй, единственная действенная сила президента на местах, - вместе с главами районных администраций с легкостью переметнутся на сторону Тимошенко-премьера (как это фактически сделал харьковский губернатор) в обмен на конкретные экономические преференции. Тимошенко-снова-оппозиционер не будет представлять для губернаторов столь внушительную силу, и многие из них предпочтут занять выжидательную позицию.
Выжидательная позиция губернаторов будет иметь под собой очень веское основание - уменьшение роли президента путем принятия соответствующих законов парламентским меньшинством, дополненным частью НУНСа, лояльного к Партии регионов.
Отсюда возникает еще один вопрос. А нужно ли в этом случае Тимошенко президентство? Ведь "откушенные" у президента полномочия автоматически перейдут к главному исполнительному органу страны – Кабмину. Поэтому вполне возможно, что Тимошенко не лукавила, говоря о возможной поддержке Ющенко на президентских выборах. В конце концов, почему бы не поддержать партнера по коалиции на выборах свадебного генерала. Кстати, если Тимошенко планирован разыграть этот сценарий, то, во-первых, принятие подобных законов поддержит БЮТ, и эти законы легко преодолеют президентское вето (тем более, опыт есть - стоит вспомнить голосование закона "О Кабмине"), а во-вторых, становятся понятными лихорадочные попытки Ющенко срочно пересмотреть Конституцию, причем путем референдума, минуя парламент.
Последний аргумент - спонсоры Юлии Тимошенко вряд ли согласятся с тем, что она еще почти год пробудет в оппозиции. В конце концов, крупный бизнес не станет ждать год для того, чтобы снова вложить деньги теперь уже в президентскую кампанию Юлии Владимировны. Переход Тимошенко в оппозицию будет не только означать для спонсоров проекта "БЮТ" потерю "своего" премьера, но и может привести к потере ключевых постов - главы Фонда госимущества, "экономических" министров, глав энергетических холдингов. При этом далеко не факт, что Тимошенко-президент сможет вернуть утраченные позиции, ведь останься законодательство таким, как сейчас, назначение людей на эти должности будет прерогативой Кабмина и Верховной Рады, но не президента, кто бы этот пост ни занимал.